Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ В АРМЕЙСКОЙ СРЕДЕ

Лобанов И.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет»
Научная статья посвящена исследованию на основе внедрения педагогической модели в процесс саморазвития офицеров в рамках профессионально-должностной подготовки и определению педагогических путей и условий формирования эффективного процесса саморазвития в армейской среде. В ходе констатирующего эксперимента проводятся анализ и диагностика состояния системы саморазвития офицера в армейской среде, определяются критерии и показатели личностно-профессионального роста. Формирующий эксперимент используется для апробации педагогической модели саморазвития (на основе мотивирующего, формирующего и корректирующего этапов), оценки ее влияния на уровень личностно-профессионального саморазвития, организации контроля за результатами экспериментальной работы и анализа индивидуальных результатов офицеров. Посредством использования методологических подходов к организации процесса саморазвития личности офицера в воинском коллективе, планомерной и целеустремленной работы офицера над собой, планирования процесса саморазвития, взаимодействия с информационной средой, непосредственно реализации необходимых компонентов саморазвития, а также аналитических систематических действий по выявлению результатов самосовершенствования, оценке достижения офицером конкретных уровней сформированности компонентов апробируется структурно-функциональная модель процесса личностно-профессионального саморазвития офицера в армейской среде. На основании полученных данных автор предлагает педагогические пути повышения эффективности процесса саморазвития офицеров в воинских частях Российской армии.
педагогическая модель
процесс саморазвития
эксперимент
пути повышения
офицер
армейская среда
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45788 (дата обращения: 05.09.2021).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/55170507 (дата обращения: 05.09.2021).
3. Тришункин В.В., Стажилов В.В. Учить тому, что необходимо на войне… [Электронный ресурс]. URL: https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/273347 (дата обращения: 06.09.2021).
4. Гильгенберг Т.Н. Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной научной конференции. Челябинск: Два комсомольца, 2011. Т. 1. С. 116–119.
5. Лобанов И.А. Педагогическая модель саморазвития личности офицера в воинских частях Вооруженных сил России: сборник статей III Всероссийской методико-практической конференции (24 июня 2021 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. 305 с.

Развитие российского общества требует постоянного совершенствования отношений государства и личности. Приоритет личности, закрепленный в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», предоставляет возможность повышения качества воспитания и обучения граждан. Внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания [1] позволяет более качественно осуществлять деятельность, направленную на развитие личности в сфере гражданского и военного образования. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов [2] утвердило наряду с личностным и деятельностный подход в качестве ведущего принципа современного образования. Отметим, что для реализации принципа «учить войска тому, что необходимо на войне» [3, с. 1] жизненно важно создать систему поэтапной подготовки офицерского состава. Непрерывный военно-образовательный процесс на сегодняшний день представляет собой: начальную военную подготовку в школах, обучение в кадетских училищах, обучение в высших военно-учебных заведениях, профессионально-должностную подготовку при прохождении военной службы, прохождение курсов повышения квалификации, обучение в военных академиях. Однако до сих пор остается проблемным вопросом оторванность теоретического обучения в военном учебном заведении от практической деятельности в войсках. Также стоит отметить, что прохождение офицерами курсов повышения квалификации практически не влияет на карьерный рост, что приводит к снижению мотивации в получении дополнительного образования. Решение данной проблемы возможно при реализации стройной, взаимосвязанной системы непрерывной подготовки офицерских кадров после окончания военного учебного заведения. Основная задача здесь – повысить мотивацию офицеров к саморазвитию для получения более высокого рейтинга и возможности реализации собственного карьерного роста в условиях высокой конкуренции со стороны других военнослужащих. Использование современных систем саморазвития поможет скомпенсировать пробелы в имеющихся фундаментальных знаниях и сформировать разносторонние профессиональные и педагогические компетентности. Имеющийся в настоящее время большой информационный научный массив поможет в накоплении необходимых педагогических знаний. Применение моделирования как метода исследования позволяет нам целостно представить отдельную систему, концепцию ее развития [4, с. 117].

Цель данного исследования состоит в том, чтобы на основе внедрения педагогической модели процесса саморазвития в рамках профессионально-должностной подготовки офицеров определить педагогические пути и условия формирования эффективного процесса саморазвития в армейской среде.

Материалы и методы исследования

Основанием для разработки и внедрения педагогической модели мы считаем выявленные противоречия между потребностью общества и Вооруженных Сил РФ в подготовке высококвалифицированных специалистов и недостаточным уровнем профессиональной подготовки военных кадров; между мотивированной деятельностью, ориентированной на достижение личностной, социальной и профессиональной зрелости, и отсутствием разработанного учебно-методического сопровождения личностно-профессионального саморазвития военнослужащих.

Общее количество испытуемых в ходе проведения эксперимента составило 124 военнослужащих (старший и младший офицерский состав). В ходе констатирующего эксперимента проводились анализ и диагностика состояния системы саморазвития офицера в армейской среде, определение критериев и показателей личностно-профессионального роста, определение исходных данных для дальнейшего исследования. Формирующий эксперимент использовался для апробации педагогической модели саморазвития [5, с. 297], оценки ее влияния на уровень личностно-профессионального саморазвития, организации контроля за результатами экспериментальной работы путем проведения опросов, наблюдения, тестирования, а также анализа индивидуальных результатов офицеров.

Внедрение педагогической модели осуществлялось по следующим направлениям:

– корректировка программы самостоятельной подготовки офицеров (для офицеров была разработана отдельная форма плана личной подготовки на каждый из этапов процесса саморазвития; тематика индивидуального задания на период обучения была дополнена необходимыми компонентами для личностно-профессионального роста, в том числе задачами по диагностике готовности к саморазвитию, задачами по подготовке и проведению дополнительных занятий, по подготовке учебно-методического материала на темы по вопросам самопознания, самовоспитания, самоуправления);

– организация в рамках системы военно-политической работы занятий по тематике актуальности саморазвития личности (информационно-пропагандистское сопровождение мероприятий по созданию условий для внутренней мотивации личности офицера; пропаганда примеров мужественного и самоотверженного выполнения военнослужащими воинского долга, их достижений в военно-социальной сфере; организация профессиональной ориентации военнослужащих для определения целей на ближайшее будущее; популяризация успешных примеров достижения поставленных результатов офицерами воинской части; пропаганда изучения приемов саморазвития для применения их на практике; повышение мотивации у военнослужащих, формирование у них стремления к добросовестной служебной деятельности);

– выделение дополнительного времени на доведение материала до личного состава при проведении «Правовых часов» (осуществлялась корректировка сценария проведения еженедельного правового часа в рамках выступления заместителя командира по военно-политической работе по доведению необходимой информации относительно деятельности для личностно-профессионального роста офицера);

– психологическая работа с военнослужащими (формирование позитивной мотивации и обучение приемам самомотивации и мотивации сослуживцев; обучение приемам оценки и восстановления оптимального функционального состояния; формирование навыков концентрации, распределения и переключения внимания, времени, организованности, самоконтроля и дисциплинированности; формирование сплоченности воинских коллективов и обучение личного состава приемам его поддержания. При выборе приемов психологической работы до 10 % из них были направлены на формирование мотивации у военнослужащих на успешное выполнение мероприятий саморазвития, до 40 % – на закрепление у личного состава знаний и умений по основам современных систем саморазвития, до 50 % – на формирование и развитие практических умений после изучения теоретического материала);

– методическая работа (достижение единства в понимании и применении форм, методов и приемов саморазвития; освоение передового опыта в экспериментальной группе, наиболее рациональных способов достижения необходимых результатов; повышение уровня методических знаний в организации и проведении самодиагностики; внедрение в практику наглядных методических материалов; оказание помощи вновь назначенным офицерам в их становлении по вопросам личностно-профессионального роста; рассмотрение вопросов организации процесса саморазвития в рамках профессионально-должностной подготовки на заседаниях методического совета воинской части).

При этом отдельное внимание уделялось:

– формированию благоприятного климата в воинском коллективе;

– созданию необходимых условий и организации педагогического сопровождения саморазвития;

– формированию интереса к активной познавательной деятельности;

– обеспечению при необходимости учебно-материальной базой, доступом к ресурсам информационной среды;

– диагностике уровней, критериев и показателей саморазвития на всех этапах личностно-профессионального роста.

Эффективность процесса саморазвития достигалась:

– скоординированными действиями долж- ностных лиц по психологической поддержке личного состава;

– четкой организацией процесса самостоятельной подготовки;

– обеспечением непрерывности и комплексного подхода в работе с различными категориями офицерского состава (младшими и старшими офицерами);

– сочетанием мер коллективного и индивидуального воздействия, направленных на мотивацию военнослужащих;

– наличием необходимой учебно-материальной базы.

Не реже двух раз в период обучения с офицерами проводились методические совещания, на которых подводились итоги, осуществлялся обмен опытом по освоению систем саморазвития и достигнутых результатов. В рамках мониторинга личностно-профессионального роста военнослужащих ежемесячно проводились собеседования по отработанным темам и делались заключения о качестве отработки и усвоения материала. Результаты самостоятельной подготовки офицеров отражались при подведении итогов за месяц в подразделениях. Пропаганда передового опыта осуществлялась в ходе сборовых мероприятий, показных занятий, с помощью освещения на настенной печати в подразделениях.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, в ходе внедрения мотивирующего этапа педагогической модели процесса саморазвития были достигнуты: расширение кругозора, приобретение устойчивых гуманитарных и общественно-политических знаний, основ военной педагогики и психологии; активное влияние изучаемого материала на процессы самопознания, самовоспитания и самоуправления; поддержание в воинском коллективе здоровой морально-нравственной обстановки; совершенствование методического мастерства при организации педагогических процессов в подразделении.

За счет проведения методической и психологической работы с офицерским составом было достигнуто смещение индивидуальных мотивационных объектов у личного состава из области отдаленного будущего в ближайший будущий и активный периоды. При проведении комплекса мероприятий формирующего этапа процесса личностно-профессионального развития осуществлены: оценка полноты и качества изученного материала по военно-политической подготовке, повышение качества планирования самостоятельной подготовки военнослужащих; промежуточный контроль индивидуальных результатов личного состава в каждом отчетном периоде. На корректирующем этапе проводились: контроль самодиагностики офицеров подразделения; мониторинг достигнутых результатов среди военнослужащих, а также оказывалась помощь в коррекции методов и способов саморазвития. Средний балл по результатам усвоения знаний по программам профессионально-должностной подготовки вырос на 0,6 и составил 4,5, по физической подготовке – на 0,7. Удалось достичь изменения показателей среди офицеров, не имеющих классную квалификацию, их количество снизилось на 23 % и составило всего 6 % от общего числа офицеров. Данный факт свидетельствует об осознании офицерским составом необходимости повышения своего уровня профессионального саморазвития (присвоение классной квалификации зависит от показателей профессионально-должностной подготовки и физического уровня развития), что напрямую повлияло на показатели их подразделений и экспериментальной группы в целом. Четверть офицеров приступили к активной реализации своих потребностей в саморазвитии. В результате проведения дополнительных лекций, круглых офицерских столов, методических занятий зафиксировано изменение представлений у офицеров экспериментальной группы о себе как об активной личности (суммарно осмысленность жизненной перспективы увеличилась на 27 %). Стремление к саморазвитию у офицеров стало выражаться такими показателями, как «средний», «выше среднего» и «высокий». Количество офицеров, которые приступили к активной реализации своих потребностей в саморазвитии, увеличилось на 25 %, при этом в стадии остановившегося саморазвития остались всего 3 % исследуемых. Личный состав стал способен к систематической работе по самопознанию, к получению новых знаний в различных областях, отдельные военнослужащие приобрели навыки глубокого анализа в вопросах самостоятельного развития.

Таким образом, посредством использования методологических подходов к организации процесса саморазвития личности офицера в воинском коллективе, планомерной и целеустремленной работы офицера над собой, планирования процесса саморазвития, взаимодействия с информационной средой, непосредственной реализации необходимых компонентов саморазвития, а также аналитических систематических действий по выявлению результатов самосовершенствования, оценке достижения офицером конкретных уровней сформированности компонентов была апробирована структурно-функциональная модель процесса личностно-профессионального саморазвития офицера в армейской среде. Результаты эксперимента позволяют нам найти пути повышения эффективности процесса саморазвития офицеров в воинских частях.

1. Модернизация системы профессионально-должностной подготовки в военно-педагогическом пространстве, обеспечивающей подготовку офицерских кадров новой формации, реализацию открытого, опережающего типа подготовки военнослужащих. Ориентация на офицера, имеющего свой личностный стиль (образ жизни и профессиональной деятельности), с развитой способностью избирательного отношения к источникам знаний, способам получения образования и профессионального саморазвития. Внедрение перспективных педагогических моделей в армейскую среду.

2. Создание в воинских частях перспективной среды военного обучения на основе:

– реализации личностно-ориентированного подхода, означающего ценностно-смысловое и личностно-профессиональное развитие офицеров, поддержку их индивидуальности, карьерных устремлений и программ профессионально-педагогического самоопределения и саморазвития;

– развития военно-научного потенциала офицерского состава непосредственно в армейской среде (повышение эффективности изобретательской и рационализаторской деятельности);

– создания творческой среды жизнедеятельности в воинских коллективах: поддержки инновационной деятельности, организации офицерских дискуссий и собраний, активного обсуждения способов реализации нестандартных задач и др.

3. Повышение методического мастерства командиров (начальников) в организации процесса саморазвития подчиненного личного состава, в создании наиболее эффективных условий для индивидуальной работы, педагогическое наставничество и передача положительного опыта в подразделениях, внедрение передовых способов по формированию познавательной активности, создание педагогических условий для совершенствования методического мастерства в офицерском коллективе.

4. Формирование в воинских частях информационного массива (электронной библиотечной системы), состоящего из учебно-методического и образовательного ресурсов и построенного на основе сетевой структуры с соблюдением мероприятий по защите служебной информации.

5. Обеспечение преемственности основ военной теории и практики подготовки офицерских кадров в России, передача положительного опыта в развитии российской военной школы.

Заключение

На основе анализа научных представлений о саморазвитии личности нами проведено теоретико-экспериментальное исследование эффективности педагогической модели на основе развития личностно-профессиональных качеств посредством реализации процесса саморазвития в армейской среде, что позволило существенно повысить результаты подготовки офицерских кадров, быть военнослужащим более активными участниками самостоятельного развития. Таким образом, осмысление, методико-теоретическое обоснование и внедрение образования опережающего характера в армейскую среду будут способствовать подготовке специалистов, ориентированных на будущее, владеющих методами его прогнозирования, проектирования и моделирования.


Библиографическая ссылка

Лобанов И.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОЦЕССА САМОРАЗВИТИЯ В АРМЕЙСКОЙ СРЕДЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 4. – С. 10-14;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12048 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674