Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Одинцова С.А. 1 Кошикова А.Ж. 1
1 Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова
Статья посвящена проблеме формирования навыков чтения обучающихся начальной школы как необходимого автоматизированного умения по озвучиванию и пониманию напечатанного текста. Целью современного образования является гармоничное развитие личности, обладающей широким спектром навыков XXI в., одним из которых является способность к взаимодействию и коммуникации, в их числе языковые навыки. В системе начального образования Республики Казахстан языковыми учебными предметами являются «Букварь/ Обучение грамоте», «Русский язык (Я1)», «Литературное чтение», входящие в образовательную область «Язык и литература», направленные на развитие читательской грамотности обучающихся. На основе анализа нормативных документов и литературных источников авторами дана характеристика содержания учебных предметов, раскрыта сущность навыков чтения – правильное, беглое, осознанное, выразительное. В данной статье внимание уделяется таким навыкам, как техника чтения и понимание текста. Исследование позволило выявить условия для эффективной работы в процессе обучения грамоте и чтению. Авторами представлены упражнения, применение которых способствует формированию навыков чтения у обучающихся, влияющие на качество обучения ребенка в школе и на результаты его учебных достижений.
чтение
формирование
навыки чтения
обучающиеся
начальная школа
учебный предмет
литературное чтение
1. Типовые учебные программы. Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 ноября 2020 г. № 496. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nao.kz/loader/fromorg/2/25 (дата обращения: 24.01.2022).
2. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021–2022 учебном году». Нур-Султан: НАО имени И. Алтынсарина, 2021. 320 с.
3. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 1. С. 91–93.
4. Друзина И.В. Приемы работы над смысловым чтением в начальной школе // Современное общество, образование и наука. М., 2014. С. 18–22.
5. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения // Начальная школа. 2006. № 6. C. 99.
6. Первова Г.М. Чтение как универсальная деятельность младшего школьника // Начальная школа. 2013. № 1. С. 11–16.
7. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1953. С. 263.

На современном этапе с увеличением потока информации и расширением сфер применения информационно-коммуникационных технологий наблюдается тенденция усвоения информации, попадающей в поле зрения человека и порой не отвечающей как потребностям общества в целом, так и личности в частности. В создавшихся условиях система образования должна идти в ногу со временем и воспитать личность, умеющую в различных источниках добывать достоверную информацию, полноценно ее воспринимать и осмысливать. В связи с этим особое внимание уделяется проблеме формирования навыка чтения у обучающихся, так как чтение расширяет кругозор, создает благоприятные условия для развития умственных способностей, воображения, способствует творческой деятельности в различных областях, в результате личность становится высокообразованной и гармонично развитой.

На всех уровнях системы образования в Республике Казахстан чтение является неоспоримым компонентом учебной деятельности обучающихся и необходимым средством приобретения знаний. В начальной школе в условиях обновленного содержания образования предъявляются новые требования, направленные на формирование языковой, речевой, коммуникативной компетенций, заложенных в основе функциональной грамотности. Владение речью обучающимися, умение пользоваться ей в различных ситуациях дает возможность продуктивно работать в команде, сотрудничать, добывать и обмениваться информацией, достигать значимых результатов.

Материалы и методы исследования

При написании статьи применялись методы анализа, систематизации и обобщения научно-педагогической и методической литературы.

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования по проблеме обучения детей чтению проводились учеными, психологами, педагогами, методистами на протяжении многих лет. В XIX в. обучение представляло собой механическое овладение чтением, а затем письмом. К.Д. Ушинский разработал систему обучения грамоте, способствующую правильному формированию навыков письма и чтения, позднее она усовершенствована его последователями (Н.Ф. Бунаков, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтерев, В.А. Флеров), отдавшими предпочтение варианту «чтение – письмо», внедрившими новые приемы обучения чтению и письму. В XX в. методика обогащается новыми достижениями в области букваристики – теории и практики создания учебников для обучения первоклассников чтению. Д.Б. Эльконин рассматривал обучение чтению в контексте развития речи ребенка и умственных действий. Ученые А.Я. Трошин, Л.M. Шварц, Т.Г. Егоров исследовали психофизиологический механизм чтения. В Казахстане вопросы обучения первоклассников чтению рассматривались М.М. Аймагамбетовой, Е.В. Богатыревой, Р.А. Бучиной, Н.В. Регель, О.И. Трухановой.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев в ходе 4-го заседания Национального совета общественного доверия от 21 октября 2020 г. отметил, что школьники Казахстана по результатам исследования PISA значительно отстают по читательской грамотности от своих сверстников из стран ОЭСР, и дал поручение принять меры по привитию высокой культуры чтения, чтобы стать читающей нацией. Современному человеку необходимо учиться в течение всей жизни, что обусловлено прогрессом науки и техники, применением инновационных технологий, в связи с этим одним из условий самообразования является читательская компетентность. С младшего школьного возраста необходимо формировать у детей интерес к чтению, любовь к художественной литературе и познанию окружающего мира, реализация этих задач лежит в совместных стремлениях семьи, школы и библиотеки. В 2021–2022 учебном году в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся повсеместно внедряется проект «Читающая школа», в школах вводится 20-минутное чтение книг по расписанию в перерывах между уроками. В холлах школ создаются уголки «Буккроссинг», а в школьных библиотеках запускается литературный челлендж.

В системе начального образования содержание образовательной области «Язык и литература» реализуется в учебных предметах «Букварь/ Обучение грамоте», «Русский язык (Я1)», «Литературное чтение». Подготовительным этапом для языкового и литературного образования становится учебная программа по предмету «Букварь», состоящая из двух периодов – добукварный и букварный, осваиваемая первоклассниками в первом полугодии учебного года, в задачи которой входит знакомство с буквами русского алфавита и формирование первоначальных представлений о речи (звук, слог, ударение, слово, предложение).

Послебукварный период проходит во втором полугодии, основывается на изучении учебного предмета «Обучение грамоте», в процессе которого формируются навыки слушания, устной речи и фонематического слуха, чтения и письма [1].

«Русский язык» и «Литературное чтение» как важные учебные предметы школьной программы являются объектом изучения со 2 класса. На уроках русского языка закладываются основы формирования функциональной грамотности, развитие всех видов речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо, являющиеся показателями коммуникации и общения, а также проявлением общей культуры человека [2, с. 44–45]. В процессе формирования у обучающегося начальной школы речи, навыков чтения и письма учителю важно знать его возрастные и индивидуальные особенности, учитывать физиологический, психологический и лингвистический уровни развития.

Литературное чтение – учебный предмет начальной школы, целью которого является приобщение младшего школьника к миру искусства слова, развитие языковых навыков, культуры речи, совершенствование читательской деятельности и самостоятельности в расширении и обогащении словарного запаса, в умении воспринимать речь в устной и письменной форме, понимать замысел автора художественного произведения, рассуждать и высказывать свои мысли о прочитанном. Чтение произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной детской литературы воспитывает интерес и потребность в общении с искусством, расширяет представления обучающихся об окружающем мире, о национальных и общечеловеческих ценностях, пробуждает работу ума и сердца, создавая атмосферу эстетического переживания, приобщает к духовному наследию человечества. Восприятие художественной литературы как искусства слова является основой литературного чтения [3; 4].

Рассмотрим навыки чтения, формируемые у обучающихся на уроках в начальной школе, представленные на рисунке.

Под беглостью чтения понимается высокая скорость чтения, не снижающая понимание текста обучающимся. С технической стороны рассматриваются два качества – беглость и правильность, которые, соединяясь со способами чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное), называются техникой чтения. В нормативных документах по начальному образованию указаны нормы сформированности навыка чтения у обучающихся [1; 2]. У младших школьников техника чтения проверяется в первом классе со второго полугодия. Норма скорости чтения измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени: так, у первоклассников количество слов в 1 минуту составляет 30–40 слов [1, с. 43]; во 2–4 классах от 40 до 120 слов [1, с. 49]. Низкие результаты техники чтения не являются поводом для огорчения, важно пробудить у младшего школьника желание к регулярному чтению.

Большое внимание уделяется навыку осознанного чтения, в процессе которого достигается понимание различных сторон произведения, в том числе информационной, смысловой и идейной. Смысл процесса чтения будет утрачен, если ребенок не понимает того, о чем читает. Понимание текста осуществляется на нескольких уровнях, вначале о чем говорится, затем как говорится, т.е. скрытые за словами текста мысли, связи, отношения, причины и следствия, далее осознание настроения произведения, отношения автора к персонажам и событиям, а также собственного отношения к тому, что и как написано. Таким образом, понимающее чтение – это полное осмысление младшими школьниками содержания прочитанного текста и замысла автора.

Под выразительным чтением понимается возможность проникнуть в суть произведения, понять внутренний мир героев. Это такое качество чтения, в процессе которого читающий с различной интонацией, хорошей дикцией выражает мысли и чувства, заложенные автором в произведении, а личным отношением подчеркивает красоту и эмоциональное содержание художественного образа. Для формирования навыков выразительного чтения необходимо в зависимости от содержания произведения выполнять следующие требования: соблюдение знаков препинания; использование пауз; применение логического ударения; изменение темпа; определение ритма; изменение высоты голоса (повышение или понижение), тона, громкости, называемое интонацией [5].

Таким образом, основными компонентами, подтверждающими сформированность навыка чтения, являются: 1) техника чтения (восприятие и озвучивание слов правильно и быстро, с одной стороны, на основе связи между их зрительными образами, с другой – акустическими и речедвигательными; 2) понимание текста (постижение его смысла, содержания). Следует подчеркнуть, что оба эти компонента тесно взаимосвязаны, и технике, и пониманию текста придается большое значение в процессе обучения чтению младших школьников, так как понимание прочитанного облегчается при совершенстве техники.

Чтение – сложный психофизиологический процесс, формирование навыков которого связано как с общим языковым развитием, так с языком литературного письма и с речью.

missing image file

Навыки чтения, формируемые у обучающихся на уроках в начальной школе

В процессе обучения чтению принимают участие зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы, тесно связанные с пониманием прочитанного. Работа учителя, проводимая с обучающимися по овладению навыками чтения, направлена на усвоение особенностей, свойств и правил языка, а также знание грамматики, орфографических и пунктуационных правил. В процессе обучения большое внимание уделяется выбору текстов, отвечающих следующим требованиям: воспитательная ценность; занимательность, динамичность сюжета; тематическое многообразие произведений; соответствие содержания текста возрасту и интересам обучающихся.

На уроках литературного чтения с целью понимания текста применяют чтение текста вслух, полностью, с разбивкой по частям, по ролям, по абзацам, по готовому плану, сокращенное чтение текста; составляют план по тексту; находят и читают текст, выражающий основную мысль, изображающий фантазию или реальность. Для развития творческого воображения обучающихся на уроке реализуются следующие виды чтения: нахождение в тексте отрывка к рисунку, ответов на вопросы, описания внешности, поведения и поступка, чувств и настроения главного героя и др. [6].

Психолог Т.Г. Егоров выделяет три этапа формирования навыка чтения: 1) аналитический – период обучения грамоте, чтение по слогам; 2) синтетический – чтение целыми словами и наличие интонирования; восприятие, произнесение, осмысление отдельных единиц текста и соотнесение их с целостным содержанием читаемого; 3) этап автоматизма – самостоятельное чтение; техника, доведенная до автоматизма и не осознаваемая читающим, а также эмоциональная реакция на прочитанное произведение, стремление поделиться своими впечатлениями и обсудить содержание [7].

В рамках начальной школы путь от аналитического этапа до автоматизации возможно пройти при условии обеспечения учителем определенного режима работы:

1) упражняться в чтении ежедневно;

2) отбирать тексты для чтения, учитывая их литературные особенности и психологические особенности младших школьников;

3) проводить регулярную работу по предупреждению ошибочного чтения;

4) применять целесообразную систему исправления допущенных при чтении ошибок;

5) организовать обучение чтению про себя, включающее несколько стадий: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое» чтение (в плане внутренней речи), собственно чтение про себя.

С целью формирования навыков чтения учитель на уроке использует упражнения. Рассмотрим некоторые из них.

1. Артикуляционная гимнастика. Для правильного произношения звуков и выработки четкой дикции можно использовать в различном темпе (медленно, быстро) и силой звука (шепотом, тихо, громко) следующие упражнения:

Чистоговорки:

Ба-ба-ба – из окна торчит труба.

Да-да-да – из трубы бежит вода.

Та-та-та – в классе чистота.

Ту-ту-ту – наводим сами красоту.

Скороговорки на проговаривание согласных звуков:

Орел на горе, перо на орле.

Саня любит сушки, Соня – ватрушки.

У Кондрата куртка коротковата.

У зайки Бубы заболели зубы.

2. Упражнение на умение находить логически ударное слово. Прочитай и выдели голосом первое слово, второе, третье слово «Проворонила ворона вороненка».

3. Упражнения для формирования правильности и беглости чтения:

− чтение пары слов, отличающихся одной буквой: козы – косы, кожура – конура, батон – бутон;

− цепочка слов, близких по графическому облику: дар – удар – бекар; астроном – гастроном – гном;

− слова, в которых парные по твердости/мягкости фонемы выполняют смыслоразличительную функцию: мел – мель, кров – кровь, кон – конь, полка – полька;

− цепочка родственных слов: добрый – доброта, добряк, одобрение, лень – ленивый, леность, лентяй.

4. Упражнения для формирования выразительности чтения.

− Прочитать предложения с разной интонацией:

В лесу на поляне растут цветы. (невосклицательная)

Как ярко светит солнце! (восклицательная)

Ромашка белого цвета? (вопросительная)

− Прочитать текст и в соответствии с содержанием передать эмоции радости, печали, удивления и т.д.

− Прочитать предложение от начала до конца на одном дыхании (вначале сделать глубокий вдох).

− Учитель читает одну-две строчки стихотворения, обучающиеся выступают в роли «эха», повторяют с той же интонацией.

− Прочитать несколько предложений, акцентируя голосом выделенное слово.

Ты сегодня идёшь в школу? (а не кто-то другой?)

Ты сегодня идёшь в школу? (придёте или нет?)

Ты сегодня идёшь в школу? (а не завтра, не послезавтра?)

Ты сегодня идёшь в школу? (а не в театр, не в парк?)

5. Упражнения для формирования сознательного чтения.

− Прочитать слова (время ограничено) и подобрать обобщающее к ним слово:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж – …

Ножницы, отвёртка, молоток, пила, грабли – …

Шкаф, комод, кресло, трюмо, диван – …

− Прочитать, найти лишнее слово и объяснить. Красивый, красный, жёлтый, зеленый.

− Разделить слова на группы:

1) лиса, горох, заяц, медведь, капуста, волк, огурец;

2) корова, парта, стул, верблюд, табурет, баран, стол;

3) мандарин, автобус, груша, яблоко, велосипед, самолет.

− К данному слову выбрать нужные по смыслу:

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Ягоды: земляника, клубника, клюква, арбуз, яблоко, брусника, черника.

− Словарная работа (объяснение незнакомых слов, встречающихся в тексте).

− Прочитать текст, озаглавить его, определить тему и главную мысль.

Применение на уроках различных упражнений способствует воспитанию у обучающихся интереса и потребности в чтении, позволяет обрести уверенность в своих силах и способность успешно учиться, оказывает содействие в реализации системы целей обучения и достижения положительных результатов в формировании навыков чтения.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что в системе начального образования необходима целенаправленная и систематическая работа по формированию у обучающихся навыков чтения, являющихся базой для успешного обучения по всем учебным предметам, получения информации, познания окружающего мира. Учитель, прививая любовь к чтению, способствует развитию гармонично развитой личности, ее интеллектуальному и духовному росту.


Библиографическая ссылка

Одинцова С.А., Кошикова А.Ж. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 1. – С. 11-15;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12069 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674