Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛИЩА КЫРГЫЗОВ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Мамытова А.Б. 1
1 Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына
Статья посвящена малоизученной и актуальной проблеме выявления характерных особенностей различных видов традиционных жилищ у кыргызов, истоков и закономерностей их развития, взаимосвязи с кочевыми традициями народа в дореволюционный период. Традиционное жилище складывалось и развивалось в течение длительного периода, оно считается основным элементом народного зодчества, которое было наследовано от предшествующего поколения. Сегодня начинается процесс возрождения, связанный с сохранением и восстановлением памятников национальной культуры. В статье подчеркивается необходимость изучения основных фундаментальных вопросов истории, культуры и искусства, потребность выявления национальных форм и мотивов в народной культуре, историческая ценность которых возрастает в связи с необходимостью восстановления культурной связи времен и укрепления исторической памяти народа. Изучение традиционных жилищ в условиях процесса глобализации помогает понять уникальность каждого народа. К сожалению, количество памятников народного зодчества постепенно сокращается с каждым годом, исчезают различные виды переносных жилищ, о которых многие люди сегодня даже не знают. Исследуя особенности тех или иных видов народных жилищ кыргызов, можно понять своеобразие культуры самого народа. В народном зодчестве, в конструкции и устройстве памятников архитектуры до сих пор сохранились традиции кочевой культуры, которые имеют большое значение для понимания материальной и духовной культуры народа.
кочевое жилище
юрта
зодчество
алачык
чатыр
жолум ?й
сойломо
кош
тегирмек
своеобразие
культура
передвижение
традиции
1. Акматова К. Юрта – дом кочевника. Бишкек, 2011. 47 с.
2. Гинс Г. В киргизских аулах (Очерки из поездки по Семиречью) // Исторический вестник. 1913. № 10. 48 с.
3. Алымбаева Б. Поселения и жилища Кетмен-Тюбинских киргизов // Культура и быт Кетмен-Тюбинских киргизов. Фрунзе, 1979. 105 с.
4. Марков Е. Россия в Средней Азии. Т. II. СПб., 1901. 518 с.
5. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе, 1962. 288 с.
6. Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала XX в. М., 2002. 300 с.
7. Народы Средней Азии и Казахстана. Т. 2. М., 1963. 798 с.
8. Кушелевский В.И. Материалы для медицинской географии и санитарного описания Ферганской области. Т. 2. Новый Маргелан, 1891. 479 с.
9. Зеланд Н.Л. Кашгария и перевалы Тянь-Шаня. Путевые записки. (Записки Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. IX). Омск, 1888. 212 с.
10. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе, 1990. 480 с.
11. Молдобаев И.Б. «Манас» – историко-культурный памятник кыргызов. Бишкек, 1995. 310 с.

Исторические, географические, социально-экономические, ландшафтно-климатические условия и кочевой образ жизни способствовали развитию, формированию разнообразных видов традиционных жилищ не только в отношении их конструктивных особенностей, но и в плане материалов, которые применялись при их строительстве.

Народные жилища являются объективным носителем этнокультурных особенностей народа. Созданная народными мастерами целиком из природных материалов, юрта давала людям полноценное «чувство дома». В жилище запечатлены основные принципы образа жизни кыргызов. Их жилища представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс и в основном связаны с частыми передвижениями их обитателей на большие расстояния.

Цель исследования – детально изучить виды и особенности традиционных жилищ кыргызов и выявить их роль и значение в историческом процессе формирования материальной и традиционной духовной культуры кыргызов.

Материалы и методы исследования

Методика данного исследования основана на методах и научных результатах ученых, в разные периоды занимавшихся изучением этнографии Кыргызстана. Здесь применен сравнительно-исторический метод эволюции народного жилища XIX – начала XX в.

Результаты исследования и их обсуждение

До революции юрта (боз үй, кара үй, кыргыз үй) была основным видом жилища у некоторых народов Средней Азии, основу хозяйства которых составляло кочевое и полукочевое скотоводство. Особенности хозяйства и культуры, способ производства, экономический уклад, кочевой образ жизни способствовали формированию и развитию в евразийской степи кочевого жилища – от простого шалаша до совершенной его конструкции – юрты.

Основу юрты составляет деревянный каркас, который состоит их трех типов конструкций – стен, свода и светодымового отверстия. Сборно-разборные стены юрты – кереге состоят из отдельных раздвижных плоскостей – канатов, связываемых в единую цилиндрическую поверхность, включающую в себя и конструкцию двери – эшик, босого. Плоскость каната получается путем соединения положенных друг на друга разнонаправленных реек. Сыромятный гвоздик көк, соединяющий рейки, позволяет конструкции каната раздвигаться в плоскость и вновь сдвигаться уже в пластину. Такая трансформация формы является основным принципом кочевого жилища. Второй конструктивный слой – свод состоит из отдельных шестов – уук, которые привязываются к конструкции стены кереге – в развилку двух реек – кереге баш. Второй конец шеста уука вставляется в обод светодымового отверстия – түндүк (конструкция из гнутых реек, вставленных крестом в круг). Все три слоя соединяются и покрываются кошмами. Для поднятия тундука и кошменных покрытий используется шест бакан. Очаг расположен в центре жилища.

Кыргызстан является страной высоких гор и обширных долин. Кыргызы в основном занимались скотоводством и все необходимое – пищу, одежду, топливо – получали от скота. Ведение кочевого хозяйства стало основой материального производства, дававшего людям пищу и сырье для изготовления одежды и различных предметов бытового назначения, и явилось причиной широкого распространения юрты в далекие времена.

Благодаря их оригинальной сборно-разборной конструкции переносные жилища можно было быстро собрать и разобрать, а также легко перевезти с помощью вьючных животных в труднодоступные места.

Переносное жилище делится на два типа – монгольское и тюркское.

Об отличиях юрт пишет К. Акматова: «Главным отличием этих двух типов юрт является купольная жердь – “уук”, которая образует купол юрты. В кыргызской юрте эта жердь – уук – имеет изгиб, в другой такого изгиба нет. Изгиб нашей юрты усиливает прочность стенок и создает куполообразную форму, что дает больше пространства и способствует лучшей циркуляции воздуха» [1, с. 9].

У скотоводческих народов Центральной Азии шалаши преобразовались в юрту. Основными видами традиционных жилищ кыргызов в дореволюционное время были оор уй или кышкы үй, жеңил үй или жайлоо үйү [2, с. 318], өргөө, конок үйү и ашкана үй. Об этом сообщает Б. Алымбаева: «У богатых скотоводов было несколько юрт: тяжелая зимняя юрта – оор уй или кышкы уй; меньшая летняя – женил уй, или жайлоо уйу; свадебная юрта – орго; юрта для приема гостей – конок уйу; имелась также юрта, где готовили пищу и хранили запасы продуктов – ашхана. Жилища бедняков назывались кара-уй, сайма-алачык, жолум-уй, чатыр, сойломо, тегирмек» [3, с. 70].

Е. Марков, отмечая жизнь алайских кыргызов, пишет о разновидностях кыргызских жилищ: «Белая войлочная кибитка, расшитая красными узорам и обвязанная красными тесьмами и убранная внутри коврами, была поставлена недалеко от другого белого шатра, самой “датхи” для ночлега наших дам. В нескольких шагах от неё приготовлен был просторный шатер для столовой, а еще дальше наша кибитка-спальня» [4, с. 132].

К.И. Антипина, описывая культуру и быт южных кыргызов, также упоминает виды переносных жилищ: «Богатые скотоводы имели обычно по нескольку юрт: для гостей, для каждого из женатых сыновей, для каждой из нескольких жен. Возле богатой юрты всегда стояла юрта меньших размеров, где готовили пищу. Ее так и называли аш уй, т.е. кухня. Особенно красочно у богатых оформлялись свадебные юрты (ѳргѳѳ уй)» [5, с. 170–171].

Одним из видов традиционных жилищ кыргызов считается алачык (сайма алачык, отоо); он состоит из түндүка (обод – навершие купола, откуда исходит дым и свет от очага юрты), и уука (купольные рейки [жерди] соединяет «кереге» и «түндүк», образуя купол в юрте), здесь кереге (растягивающая решетчатая основа) не используется. Заостренный конец, который вставляется в гнездо түндүка (обода), втыкают в землю, а другой конец уука, который имеет изгиб, прикрепляется к түндүкү, их связывают между собой узкой узорной тканой плетеной лентой по всей окружности. Получалась скромная постройка ниже самой юрты. Сверху закрывается войлочными покрытиями үзүк и түндүк жабуу. Спускающиеся с двух сторон части войлочного покрытия выполняют функцию двери. В алачыке можно развести костёр и приготовить пищу.

О схожих двух видах алачыка, но немного отличающихся в деталях от вышеописанного жилища сообщает К.И. Антипина: «На юге употребляли также переносные жилища иного типа, которыми пользовались пастухи на летних выпасах. К ним относится прежде всего алачык, для которого характерно отсутствие раздвижных стенок (кереге). По рассказам старейших информаторов, в прошлом существовало два варианта такого рода жилища. Первый вариант напоминал собой шалаш, основу которого составляли одни только купольные жерди. Их устанавливали в круг и скрепляли вверху; жерди поддерживал поставленный в середине шест. Такого типа жилище нами было отмечено у групп адигине и джоокесек. Основа жилища второго варианта состояла из купольных жердей (примерно двадцать штук) и скрепляющего их обода» [5, с. 166–167].

В своём труде Ф.А. Фиельструп упоминает о сайма – алачыке: «На зиму койши вместе с сыном хозяина отправляются пасти овец в ущелье. С ними их жены. Берут с собой всякую нужную утварь и пищу. Живут в сайма алачик» [6, с. 187].

Второй вид шалаша состоял только из ууков – купольных реек (жердей). Установка была лёгкой: жерди ставили в круг, нижние концы втыкались в землю, образуя круг, и скреплялись сверху, а чтобы конструкция была прочной, в середину ставили шест, который поддерживал алачык. Следует отметить, что эти виды алачыка специально не изготовляли, а использовали всегда деревянные части из старых отслуживших юрт.

Об алачыке упоминается и в книге «Народы Средней Азии и Казахстана»: «Более распространено было жилище другого типа – алачык, среднее между шалашом и юртой. Его остов составляли жерди от купола юрты, одним концом поставленные на землю, а другим вставленные в обычный обод от юрты. Сверху алачык покрывали одним-двумя большими войлоками. Оба эти типа жилища были характерны для беднейшей части населения и байских пастухов» [7, с. 228].

Существовала у кыргызов жолум үй – небольшая юрта без кереге, которая обычно ставится для пастухов. Б. Алымбаева сообщает: «Для его сооружения были нужны 15–20 жердей тальника, число их зависело oт размера жолум уй, который определялся количеством членов семьи. Для укрепления верха бралась небольшая тонкая палочка, обматывалась волосяной веревкой, и оба конца ее соединялись и связывались тесьмой, в образовавшееся кольцо вставлялись верхние концы жердей, нижние – втыкались в землю по кругу. Жолум уй круглый в плане, покрывали его кошмой» [3, с. 75].

Об этом виде жилища упоминает В.И. Кушелевский, когда рассказывает о памирских кыргызах: «Так называемая юламейка значительно меньше юрты, и она употребляется при перекочевках, а также нашими охотниками. Выгода её состоит в том, что она легче юрты, а потому удобнее перевозится и притом весьма быстро может быть расставлена и собрана» [8, с. 322].

У кыргызов встречался и другой вид жилища – чатыр. Это временное жилище, которое сделано из различных видов покрытий, деревянных опор, а иногда прибито к земле жердями. Вот как описывает чатыр Б. Алымбаева: «Чатыр – жилище временного типа. В нем жили во время полевых работ. Оно состояло из 6–8 наклоненных и прикрепленных к поперечной палке жердей. Остов покрывался домотканым тааром или старой кошмой» [3, с. 74]. Этот вид жилища оберегал летом от жары, а зимой от холода, на юге в нём жили во время полевых работ. В.И. Кушелевский также упоминает его: «Состоятельными туземцами, при жизни в садах, а также русскими употребляются палатки (чадыр). Они чрезвычайно легки, удобно свертываются и навьючиваются на лошадь, быстро снимаются и ставятся, защищают от палящего солнца и дождя, а отчасти и от холода. Палатки делаются двойные: верх одноцветный из ярко-окрашенной бумажной [то есть изготовленной из хлопка] материи (маты), а внутренняя сторона пестрая из полотнищ полосатого тику, пестрой набойки или канаусу, с прошивками, на которые разноцветными нитками или шелком пришиты замысловато вырезанные яркие разноцветные узоры из сукна или шелковой материи» [8, с. 324–325]. Здесь же он отмечает: «Дорожная палатка (юл чадыр) употребляется при путешествиях, на охоте и т.п. Она имеет форму палаток алжирского образца, чрезвычайно легка и дешева» [8, с. 325].

К переносным жилищам бедняков относится еще одно жилище тегирмек или кош. Б. Алымбаева сообщает, что тегирмек «состоял из трех решетчатых стен кереге, обтянутых кошмой или в теплое время года – чиевыми циновками. По форме он напоминал юрту» [3, с. 74], только без сферической крыши. Об этом жилище пишет Н.Л. Зеланд: «Я, впрочем, приобрёл в Нарыне для себя малого образца киргизскую юрту, известную под названием кош. Остов её, как и в больших, состоит из складной решетки, накрывается он кошмами; последние я в Кашгаре еще обшил вторым слоем, ввиду предстоявшего возвращения» [9, с. 16]. О таком сооружении упоминает и С.М. Абрамзон: «кош – временная юрта (маленькая юрта, в которой временно живут рабочие, или юрта, используемая во время дальних перекочевок или [раньше] во время походов)» [10, с. 441]. Об этом же жилище также говорится в книге «Народы Средней Азии и Казахстана»: «Во время дальних перекочевок, а в далеком прошлом и в период военных походов, жилищем служила обычная юрта уменьшенного размера (кош, отоо)» [7, с. 228].

Другим переносным жилищей в равной степени считается и сойломо. Б. Алымбаева отмечает, что: «сойломо зимой была покрыта кошмой, а летом – травой. Она представляла собой две стенки юрты, соединенные в верхней части» [3, с. 74]. Устанавливали такое сооружение при помощи всего двух сборных раздвижных решетчатых стенок кереге, соединяя их только сверху, а затем покрывая войлоком или травой (летом).

Кыргызские табунщики, пастухи, воины и купцы использовали переносное жилище жолум уй. Для установки этого вида жилища использовали ууки (жерди), нижние концы втыкали в землю по кругу, а сверху их прикрепляли к деревянному кругу, который делали, соединяя два конца одной тонкой ивы и получая тем самым кольцо. Размер жилища зависел от количества ууков. В итоге получалось круглое жилище, покрытое войлоком.

У кыргызов существовали, кроме того, юрты большого размера: гостевые, парадные юрты. Они состояли из двенадцати или более раздвижных решетчатых стенок кереге, приближающихся по своим размерам и по достоинству к юрте-ставке. Главным отличием были не только размеры, но и убранство, предназначенные для торжественных случаев.

В XIX в. богатые кыргызы имели отдельную зимнюю юрту – оор уй. Вот как описывает Б. Алымбаева такую юрту: «Зимняя юрта – оор уй обычно состояла из 7–9 или 8–12 решётчатых стенок. Диаметр такой юрты равнялся в среднем 15 м. В ней могло разместиться до 200 человек» [3, с. 70]. Об этом виде сооружений упоминает Н.Л. Зеланд: «Первый ночлег представлял еще нечто среднее по части удобств. Это тоже была войлочная юрта, но большая и плотная, выставленная на дворе аксакала селения Атбаши, находящегося верстах в 45-ти от Нарына, у подошвы северного склона хребта Атъ-баш-тау, в очень высокой (около 7500 фут. над уровн. моря), но тем не менее плодородной долине, которая притом снабжается еловым лесом из ближайших гор» [9, с. 16].

Самой красивой у кыргызов считалась свадебная юрта өргөө. Она отличалась своей белизной, красотой и размерами, её еще называли «белым домом». В древности и средневековье в өргөө жили баи, бии и манапы, проводили различные торжества и переговоры, то есть она служила и дворцом, и резиденцией. Элементы её убранства изготовляли известные мастерицы, а деревянный остов – лучшие мастера; она состояла из 8–20 решётчатых стенок. Об этом жилище подробно рассказывает Ф.А. Фиельструп: «К этому дню готовят отдельную юрту (өргө)» [6, с. 38].

Основная масса кыргызского народа пользовалась юртами более скромными по своим размерам и внутреннему убранству. Такие юрты во многих районах Кыргызстана на протяжении XIX в. были единственным видом жилища. Юрта средних слоев населения не превышала шести решеток, а бедноты – и того меньше; их войлочные покрытия чаще всего были из серого войлока, более дешевого и доступного. Такие юрты бытовали во многих районах Кыргызстана на протяжении XIX в.

Различия юрт, определяемые социальным положением людей, учитывались также при расположении аила на сезонных пастбищах: из общей массы выделялись юрты богатых, то есть расположение юрт в ауле носило резко выраженный социальный характер. Это происходило начиная с периода объединения племен в раннем средневековье, о чём свидетельствуют страницы кыргызского эпоса [11, с. 48].

Можно заметить круговое расположение юрт с большой юртой в центре. Выражение «большая юрта», во-первых, определяло ее принадлежность богатому владельцу, а владельца – к богатому сословию, а во-вторых, подчеркивало его особое социальное положение. Подобное расположение юрт наблюдалось в любом ауле, где они группировались вокруг юрты богатого и знатного хозяина. С приходом на жайлоо (летнее пастбище) кочевники разбивались на мелкие аилы, числом не менее 4–5, но не более 10–15 юрт.

Заключение

Таким образом, в жизни дореволюционных кыргызов бытовали следующие типы переносных жилищ: юрта и жолум, үй, өргөө, сайма алачык, алачык, чатыр. Жилища отличаются не только конструкцией, но и убранством.

Различия юрт, определяемые социальным положением людей, учитывались также при расположении аила на сезонных пастбищах: из общей массы выделялись юрты богатых, то есть расположение юрт в ауле носило резко выраженный социальный и имущественный характер. Это происходило начиная с периода объединения племен в раннем средневековье.

Не все виды традиционных жилищ сохранились в быту к настоящему времени. Сейчас юрта употребляется как летнее жилище, её ставят во время торжеств, таких как той (пир, свадьба), и в дни печали: так, именно из юрты выносят покойника в последний путь.

Интерьер юрты сохраняет традиционные черты; предметы, входящие в него, являются эталонами прикладного искусства кыргызского народа. Сегодня юрта широко используется в культурной и туристической сфере.


Библиографическая ссылка

Мамытова А.Б. ТРАДИЦИОННЫЕ ЖИЛИЩА КЫРГЫЗОВ В XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 3. – С. 25-29;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12082 (дата обращения: 22.06.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674