Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА

Грезина И.Б. 1 Карпеченко А.С. 2 Шестернина Е.А. 2
1 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15»
2 ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского»
Начатый процесс реализации обновленных стандартов, реализуемых на уровне начального общего образования, делает акцент на важности внеурочной деятельности. В настоящий момент среди исследователей отсутствует единство в определении понятия «внеурочная деятельность». Однако в своих исследованиях ученые формулируют близкие по смыслу цели и задачи внеурочной деятельности. Анализ работ, посвященных проблеме организации внеурочной деятельности, позволяет выделить следующие этапы ее развития в отечественном образовании: дореволюционный, советский и современный. Внеурочная деятельность выполняет ряд функций (аксиологическая, социализирующая, функция самореализации и формирования успешности ребенка, образовательно-развивающая, воспитательная, интегративная, мотивационная) и реализуется с учетом принципов (формирование и развитие субъектной позиции акторов образовательного процесса, выстраивание социальных связей, совершенствование навыков совместной деятельности в различных по своему составу и возрасту группах, создание и развитие системы социального партнерства между общим и дополнительным образование, возникновение и развитие инновационной среды). Анализ направлений внеурочной деятельности приводит к мысли о необходимости ее обязательной интеграции с учебной деятельностью для выстраивания персонализированной траектории обучения для каждого школьника в контексте интегративного подхода.
внеурочная деятельность
формы организации
интегративный подход к организации внеурочной деятельности
1. Лингевич О.В. К вопросу о становлении понятия «внеурочная деятельность» в России // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 1 (35). С. 29–34.
2. Астахова Н.И., Гиенко Л.Н., Куликова Л.Г., Маланичева А.В., Трофимова Г.П., Тырина М.П., Шаталова Е.А. Технологии внеурочной деятельности обучающихся: учебное пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2019. 193 с.
3. Разливинских И.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к организации внеурочной деятельности в условиях образовательных стандартов нового поколения // Мир науки. 2016. Т. 4. № 3. С. 12.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/ (дата обращения: 10.10.2022).
5. Салангина Н.Я. Классификация форм внеурочной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 3 (41). С. 231–235.
6. Локтионова Н.А. Внеурочная деятельность по математике в контексте ФГОС // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: сборник статей Тридцать первой международной научно-практической конференции (Белгород, 28 сентября 2020 г.). Белгород: ООО ГиК, 2020. С. 13–16.
7. Гаврилина О.В. Формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности // Наука и школа. 2019. № 4. С. 144–152.
8. Малмыгина Н.В. Развитие мотивации младших школьников к обучению через внеурочную деятельность // Достижения науки и образования. 2016. № 11 (12). С. 40–41.
9. Щипцова С.А. Использование игры во внеурочной деятельности в начальной школе // Педагогический совет: опыт, исследования, рекомендации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 27 января 2020 г.). Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2020. С. 82–84.
10. Байбородова Л.В., Широкова Е.В. Педагогическое сопровождение внеурочной деятельности младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С. 36–42.
11. Шабанова Т.Н., Рудакова И.А. Интеграция урочной и внеурочной деятельности при прохождении учащимся индивидуальной образовательной траектории // European Social Science Journal. 2015. № 10. С. 351–354.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, наряду с предметными результатами обучения, предполагает овладение младшими школьниками личностными и метапредметными результатами. На достижение указанных результатов наряду с учебный планом направлен план внеурочной работы, обеспечивающий учет субъективных потребностей школьников с учетом их личных особенностей. Статус обязательности плана внеурочной деятельности подчеркивает его важность при реализации образовательных программ начального общего образования. Кроме того, в научных работах, предметом которых является организация внеурочной деятельности, также отмечается значимость внеурочной деятельности и ее положительное влияние на формирование познавательной и интеллектуальной активности, интерес к учебным предметам и познавательный интерес, а также мотивацию младших школьников к учебной деятельности.

Цель исследования – теоретическое обоснование внеурочной деятельности в контексте интегративного подхода к ее организации в начальной школе.

Материалы и методы исследования

Материалы и методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ пособий по организации внеурочной деятельности для начальной школы, методических рекомендаций для учителей.

Результаты исследования и их обсуждение

Внеурочная деятельность для образовательных организаций всегда была неотъемлемой частью исполняемых ими функций. Анализ литературы позволяет выделить три этапа развития внеурочной деятельности в отечественном образовании:

1. I этап (до 1917 г.). На этом этапе возникло понятие «внешкольная работа». Это этап основания сети самостоятельных учреждений внешкольного образования «частной и общественной инициативы».

2. II этап (1917–2010 гг.) На данном этапе происходило совершенствование форм внешкольной, внеклассной, внеурочной деятельности учащихся в образовательных организациях; создавались государственные модели внешкольной и внеклассной работы, в основе развития которых лежал принцип массовости и широкого привлечения к этой деятельности всех учеников; ростом научных исследований, описывающих содержание данной работы, установление ее приемлемых задач, технологий, форм реализации.

3. III этап (с 2010 г.). В этот период возникли современные модели организации внеурочной деятельности. Особенность этого этапа связана с созданием в рамках системно-деятельностной образовательной модели современного целеполагания, деятельностных подходов к организации урочной и внеурочной деятельности учащихся [1].

Анализ этапов развития внеурочной деятельности, представленных в научной литературе, позволяет предположить, что внеурочная деятельность практически всегда не только находилась в поле государственного регулирования и зависела от идеологии и субъективных потребностей общества, но и претерпевала значительные изменения в своей сущности, содержании, моделях и способах организации.

В настоящее время среди исследователей отсутствует единство в определении понятия «внеурочная деятельность».

По мнению Н.И. Астаховой, Л.Н., Гиенко, Л.Г. Куликовой, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А. Шаталовой, «внеурочная деятельность – это образовательная активность, которая выходит за рамки урока (учебного занятия) и может проходить вне класса, но направлена на содержание материала, заложенного в основной образовательной программе» [2, с. 7].

О.В. Лингевич пишет, что внеурочная деятельность – это последовательная и целенаправленная образовательно-воспитательная деятельность, реализующаяся в формах, в большинстве своем отличных от классно-урочных, и ориентированная на многогранное выявление индивидуальных способностей учащихся, формирование интереса к различным видам деятельности, развития навыков самоорганизации свободного времени. Автор подчеркивает, что ключевой особенностью внеурочной деятельности является ее способность к совершенствованию навыков групповой работы [1].

И.Н. Разливинских, Н.М. Жданова формулируют следующую основную цель внеурочной деятельности – «организация определенных условий для осуществления учащимися своих потребностей, интересов, способностей в познавательной, социальной и культурной областях, которые нельзя реализовать в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных предметов» [3].

Осмысление научной литературы и нормативных документов, посвященных внеурочной деятельности, позволило сформулировать основные задачи, на решение которых она направлена:

− обеспечение успешной адаптации ребенка в школе, усовершенствование условий, необходимых для развития ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе оптимизации учебной нагрузки;

− успешное овладение личностными и метапредметными результатами обучения путем расширения общекультурного кругозора, воспитание моральных, духовных, эстетических ценностей;

− оказание содействия в определении способностей к тем или иным видам деятельности (спортивной, научно-технической, творческой, общественной и др.), введение в них и поддержка в ее осуществлении;

− создание и организация пространства для межвозрастных и межличностных коммуникаций.

Обобщив работы Т.А. Поскребышевой, Н.И. Астаховой, Л.Н., Гиенко, Л.Г. Куликовой, А.В. Маланичевой, Г.П. Трофимовой, М.П. Тыриной, Е.А. Шаталовой, авторы сформулировали следующие принципы внеурочной деятельности:

1. Формирование и развитие субъектной позиции акторов образовательного процесса. Реализация данного принципа предполагает использование в качестве основного средства формирования и развития субъектной позиции самоуправление деятельностью, а также создание и учет необходимых условий для становления индивидуально-личностных качеств всех субъектов образовательных отношений.

2. Выстраивание социальных связей субъекта образовательного процесса. Выполнение указанного принципа направлено на устранение имеющейся замкнутости и ограниченности круга общения и социальной среды, в которой растет и формируется личность ребенка. Это связано с тем, что внеурочная деятельность открывает широкие возможности для установления социальных контактов для всех участников образовательных отношений, так как предполагает расширение социальных связей учеников и учителей.

3. Совершенствование навыков совместной деятельности в различных по своему составу и возрасту группах.

4. Создание и развитие системы социального партнерства между образовательными организациями общего и дополнительного образования, возможность создания смешанных групп, включающих в себя детей из различных учреждений.

5. Возникновение и развитие особой среды, позволяющей успешно решать инновационные задачи современного образования школьников, направленной на формирование личностных и метапредметных результатов обучения, средствами предметных знаний.

В нормативных документах определены типы организационных моделей внеурочной деятельности [4]:

1. Модель дополнительного образования. В основе данной модели лежит широкое использование возможностей самой образовательной организации как источника реализации внеурочных курсов, а также описанный ранее принцип создания и развития системы социального партнерства между образовательными организациями общего и дополнительного образования.

2. Модель «школы полного дня». Реализация данной модели предполагает создание организационно-педагогических условий для ежедневного полнодневного пребывания в школе обучающихся. Полноценное введение данной модели в настоящее время представляется весьма затруднительным в связи с явной чрезмерной загруженностью образовательных организаций и наличия второй смены.

3. Оптимизационная модель. Данная модель предполагает включение всех педагогов образовательной организации в реализацию внеурочных курсов с целью повышения эффективности имеющихся внутренних ресурсов образовательного учреждения.

4. Инновационно-образовательная модель. Реализация указанной модели построена на инновационном опыте образовательной организации, имеющей статус муниципальной/региональной/федеральной опорной/пилотной/экспериментальной площадки.

missing image file

Классификация форм внеурочной деятельности

Анализ литературы позволяет сделать вывод о многообразии классификаций форм внеурочной деятельности, однако за образовательными организациями, согласно действующему законодательству, зафиксировано право самостоятельно определять формы организации внеурочной деятельности. Обобщенная классификация форм внеурочной деятельности представлена на рисунке [5, 6].

Особое значение имеет внеурочная деятельность при реализации образовательных программ начального общего образования.

О.В. Гаврилина обращает внимание, что «внеурочная деятельность является благоприятной средой для формирования познавательной активности у младших школьников, так как внеурочная деятельность не ограничивается жесткими рамками, не всегда имеет оценочную шкалу и дает больше свободы учащимся, чем урочная деятельность» [7].

Н.М. Малмыгина пишет, что внеурочная деятельность может способствовать повышению мотивации младших школьников к учебной деятельности. В своих работах она подчеркивает: «Внеурочная деятельность имеет значительное общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она формирует не только творческую активность, самостоятельность, дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе учащихся, но и является логическим продолжением учебной работы» [8].

С.А. Щипцова обращает внимание на «неограниченные потенциалы для повышения познавательного интереса учащихся, обеспечивая умственное развитие каждого ребенка в ходе использования игровых и развивающих технологий во внеурочной деятельности» [9].

Проанализировав и обобщив представленные в научных работах функции внеурочной деятельности, мы выделяем следующие ее функции [10]:

1) аксиологическая функция. Под данной функцией мы понимаем такие ценностные ориентиры внеурочной деятельности, которые не только имеют значение для современного образования, но и будут актуальны и востребованы в будущем;

2) социализирующая функция – позволяет создавать и развивать новые связи среди обучающихся в школьном сообществе;

3) функция самореализации и формирования успешности ребенка – предполагает удовлетворение потребностей обучающихся в самореализации и самоутверждении. Зачастую академически неуспешные школьники демонстрируют достаточно высокие результаты во внеурочной деятельности;

4) образовательно-развивающая функция – направлена на углубление и расширение предметных знаний (предметные результаты обучения) и развитие индивидуальных особенностей школьника;

5) воспитательная – направлена на формирование личностных результатов обучения;

6) интегративная – предполагает создание единого поля урочной и внеурочной деятельности, направленного на достижение образовательных результатов;

7) мотивационная – позволяет повысить мотивацию у школьников к изучению тех или иных предметов.

С сентября 2022 г. значительная часть школ приступила к реализации основных образовательных программ, созданных на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, разработанной для нового ФГОС НОО. Данный документ предусматривает несколько иные, отличные от уже реализуемых в рамках предыдущего стандарта, направления организации внеурочной деятельности, дополняя и расширяя их новыми направлениями и включает в себя: спортивно-оздоровительную деятельность; коммуникативную деятельность; деятельность, направленную на формирование информационной культуры; проектно-исследовательскую деятельность; художественно-эстетическую деятельность; интеллектуальные марафоны; деятельность, направленную на реализацию возможностей зоны ближайшего развития.

Анализ рекомендуемых к реализации примерных видов внеурочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что данный вид деятельности направлен на реализацию персонализированной траектории развития обучающегося и должен быть полностью интегрирован в учебный процесс. Данное соображение подтверждает осмысление сущности и содержания интегративного подхода к организации внеурочной деятельности, освещенного в работах Т.И. Шабановой, И.А. Рудаковой, Е.И. Кристининой, Т.В. Машаровой, Э.С. Радачинской и др.

Необходимо отметить, что интегративный подход не является инновационным для педагогики. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод том, что конкретные идеи о необходимости интегрированного обучения возникли еще в XVII в. Рассматривая разные аспекты интегративного подхода в образовании, ученые сходятся во мнении, что данный подход позволяет эффективно развивать мотивационную и интеллектуальную сферу обучающихся, формируя научную картину мира. Наиболее перспективным в русле данного подхода видится следующая интеграция, составленная на основе дидактических связок, предложенных Т.И. Шабановой и И.А. Рудаковой [11], и предусматривающая интеграцию урока и внеурочной деятельности на регулярной основе (курсы внеурочной деятельности); урока и внеурочной деятельности на нерегулярной основе (клуб, проект, экскурсия, общественно полезная практика и др.). Очевидно, что наличие такой связи позволит улучшить образовательные результаты младших школьников.

Заключение

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников, реализуемая в русле интегративного подхода, является неотъемлемой частью учебного процесса, влияет на развитие познавательного интереса, интеллектуальной активности, познавательной самостоятельности и является одним из ресурсов формирования персонализированной траектории обучения.


Библиографическая ссылка

Грезина И.Б., Карпеченко А.С., Шестернина Е.А. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 5. – С. 29-33;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12092 (дата обращения: 02.05.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674