Ценности и идеалы личности составляют основу ее мировоззрения, определяют характер взаимодействия с окружающим миром. Особое место в системе ценностных ориентаций современного человека занимает его отношение к трудовой деятельности. Их культивирование у учащихся школы составляет одну из ключевых задач системы общего образования: «возможности для самореализации и развития талантов», «достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» входят в национальные цели развития Российской Федерации [1, п. 1], создают базу для развития нашей страны, обеспечения высокого качества жизни россиян, национальной безопасности государства.
Цель исследования: выявить ключевые методические требования к курсам внеурочной деятельности по профессиональной ориентации и приобщению школьников к ценностям созидательного труда.
Материалы и методы исследования
Методологическую базу исследования составляют концептуальные идеи педагогического сопровождения и поддержки личности (О.С. Газман, Т.В. Фролова и др.), ценностно-смыслового содержания воспитания (М.В. Богусловский, Б.Л. Вульфсон, В.Н. Дадонов, В.В. Давыдов, М.С. Каган, В.А. Сластенин и др.), образовательных (В.П. Борисенков, С.К. Бондырева, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдов, А.Н. Джуринский, В.Е. Шукшунов и др.) и воспитательных (И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова, В.И. Слободчиков и др.) пространств, воспитания учащихся средствами внеурочной деятельности (Д.В. Григорьев, А.В. Иванов, П.В. Степанов, А.Л. Трофимова и др.).
Материалами исследования служит понимание традиционных ценностей трудовой деятельности и созидательного труда, состояние и педагогический опыт организации внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных школ. Основные методы исследования: терминологический анализ, классификация, обобщение.
Результаты исследования и их обсуждение
Труд в истории человечества всегда понимался и как основа общественного развития, и как средство воспитания. Т. Мор, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие классики педагогики в своих работах отмечали влияние труда на становление и развитие личности. Сегодня учебная и трудовая деятельности рассматриваются как ключевые средства в решении задач достижения целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала. В частности, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» предусматривает: «Достижение целей государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала обеспечивается путем... предоставления гражданам широких возможностей для получения среднего и высшего профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями рынка труда» [2, п. 33].
Принятие с юных лет созидательного труда как ценности, его понимание как смысла жизни, убежденность в его необходимости; осознание труда как основы профессиональной самореализации, как пространства для творчества и самовыражения; уважение к труду, людям труда, трудовым достижениям; профессиональное образование, профессиональное становление, карьера; ценности и смыслы российских профессиональных традиций и культур – это те традиционные для многонациональной российской культуры ценностные доминанты, которые должны составлять основу отношения россиян к трудовой профессиональной деятельности.
Данные ценностные установки, связанные с трудовой деятельностью личности, представлены в результатах освоения учащимися образовательных программ общего образования всех уровней. Так, например, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет требования формирования у учащихся «установки на активное участие в решении практических задач... технологической и социальной направленности… интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода… осознание важности обучения на протяжении всей жизни… уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей» [3, п. 42.1.6].
Воспитательная работа по привитию учащимся ценностного отношения к труду предполагает реализацию принципа системности: целенаправленное участие общества и государства в воспитании подростков и юношества, сочетание урочной и внеурочной деятельности учащихся, привлечение всех возможностей и средств образовательной организации, родителей, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Большой учебный и воспитательный потенциал в решении задачи профессиональной ориентации и приобщения школьников к ценностям созидательного труда имеет внеурочная деятельность. Вне урока учитель и учащиеся, как субъекты образовательного процесса, меньше ограничены формальными требованиями к своему взаимодействию, более свободны в выборе содержания и форм образовательной деятельности.
Внеурочная деятельность учащихся школы регламентируется Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования. Стандарты начального и основного уровней общего образования рекомендуют образовательной организации использовать учебные курсы внеурочной деятельности, насыщая занятия различными интересными для учащихся формами взаимодействия [3, п. 27].
Курс внеурочной деятельности может иметь предметную или межпредметную направленность, проводиться локально или в сетевом формате взаимодействия образовательных организаций. Но, независимо от выбранной стратегии организации курса, его характерными чертами являются взаимосвязь с учебной и самообразовательной деятельностью школьников, включенность в систему воспитательной работы школы.
Учет данной взаимосвязи позволяет определить как образовательную цель курса – она состоит в том, чтобы расширить и углубить содержание учебных предметов, которые отражают проблематику труда и мира профессий, так и установить задачи и содержание результатов освоения курса внеурочной деятельности учащимися. Предметные результаты курса внеурочной деятельности должны соответствовать содержанию учебных предметов, с которыми он взаимосвязан. Воспитательные задачи курса, целевые ориентиры личностного развития школьников определены доминантами ценностного отношения россиян к труду и профессиональной самореализации – такими взглядами и убеждениями наших соотечественников, которые позволяют человеку состояться как личности, как профессионалу в современном обществе.
При планировании внеурочной работы со школьниками необходимо учитывать логику воспитательного процесса и следовать классическим этапам его реализации: на первом этапе – формирование знания о ценностях, связанных со сферой труда и трудовыми отношениями; содержанием второго этапа является формирование у школьников убеждений в значимости и ценности созидательного труда в современном обществе; на третьем этапе создаются условия для апробации учащимися своих убеждений на практике, в поведении, ведется стимулирование созидательного труда, поддержка активной деятельности учащегося.
В основу отбора содержания курса внеурочной деятельности целесообразно положить требования Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности [4], а также идеи Примерных рабочих программ курсов внеурочной деятельности [5].
Центральное место в приобщении школьников к ценностям созидательного труда и профессиональной самореализации в ходе внеурочной деятельности, очевидно, занимает подбор педагогом форм занятий, организация активной деятельности учащихся [6]. Анализ определения внеурочной деятельности учащихся [7] позволяет отметить ее особенности, которые определяют, по сути, принципы отбора содержания и форм проведения внеурочных занятий в школе. Внеурочная деятельность – это:
– неотъемлемая и обязательная часть основной общеобразовательной программы; направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов освоения основных образовательных программ;
– осуществляется в формах, отличных от урочной деятельности;
– предполагает расширение образовательной среды, повышение гибкости ее организации;
– планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Большим воспитательным потенциалом обладают формы внеурочной деятельности, целенаправленно формирующие знания и взгляды учащихся на мир профессий. В ходе диспутов, встреч с представителями различных профессий, круглых столов, гостиных различных видов можно организовать обсуждение со школьниками актуальных тем профессионального самоопределения и самореализации личности в эпоху цифровой трансформации общества, планирования профессионального становления выпускника современной школы, вуза, проблем востребованности профессиональных кадров на рынке труда сегодня и в перспективе. Независимо от формы взаимодействия участников внеурочных занятий, правильно подобранный для обсуждения материал способствует формированию у учащихся осознанности значимости труда, позволяет им спрогнозировать свое профессиональное будущее.
Апробацию своих формирующихся идеалов и убеждений школьники могут провести, принимая участие в различных творческих лабораториях, конкурсах, квестах, деловых играх профориентационной тематики, профессиональных пробах, моделирующих определенную специальность, в ходе работы с кейсами профессионально ориентированного содержания. Практическая направленность и совместная деятельность с одноклассниками делают эти формы занятий для подростков личностно значимыми, несущими на себе ценности общности и взаимодействия, так необходимые для профессионального выбора школьников.
Особое место в учебном курсе внеурочной деятельности учащихся должно быть отведено проектам. Проектная деятельность дает возможность прививать школьникам ценности созидательного труда в органичном единстве знаниевого и деятельностного компонента образовательного процесса; проекты дают возможность учащимся организовать собственную учебно-познавательную, творческую, исследовательскую деятельности. В отборе содержания проектной деятельности учащихся учитель практически не ограничен. Познакомиться в реальной обстановке с профессиями и героями труда, проявить свою активность и апробировать свои взгляды на будущую профессию подростки могут, включившись в работу по реализации практико-ориентированных проектов социальной направленности.
Эффективными формами помощи учащимся в выборе профессии, в осознании ими значимости профессиональной самореализации являются такие формы работы, как экскурсия и посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. В непосредственном знакомстве с рынком профессий, профессионалами своего дела, их профессиональной культурой учащиеся постигают красоту труда, учатся ценить плоды трудовой деятельности, расширяют свою социокультурную среду. Экскурсии, проводимые учителем в своем регионе, дают возможность познакомить школьников с особенностями профессиональной деятельности их родителей, родственников, значимых взрослых и тем самым формировать у подростков ценностное отношение к труду через родственные и личные связи с близкими им людьми.
Внеурочные занятия по приобщению учащихся к ценностям труда призваны быть современными, интересными для школьников. Этому в большой степени способствует привлечение во внеурочную деятельность возможностей информационно-коммуникационных технологий, учет уровня информатизации общества и экономики России. Органичное включение информационно-коммуникационных ресурсов во внеурочную работу дает учителю возможность эффективного решения учебно-воспитательных задач. Телекоммуникационные проекты и марафоны, виртуальные гостиные и виртуальные флешмобы профессий, виртуальные экскурсии на предприятия и по местам трудовой славы нашей Родины, совместное изучение учащимися специализированных цифровых ресурсов и участие в проводимых взрослыми кампаниях ценностно-профессиональной направленности в социальных сетях, разработка и сопровождение под руководством учителя цифровых информационно-образовательных платформ, содержащих профориентационный контент, – эти и подобные формы внеурочной работы со школьниками позволяют активизировать их учебно-познавательную деятельность, сделать для подростков внеурочную деятельность интересной, а значит – личностно значимой.
Краеугольным камнем в организации деятельности школьников является обеспечение их активности. Целостность учебно-воспитательного процесса позволяет рекомендовать педагогам-практикам при организации всех форм занятий внеурочной деятельности опираться на идеи технологии коллективных творческих дел И.П. Иванова, которая традиционно успешно используется в школах в организации различных воспитательных мероприятий:
– на первом этапе подготовки внеурочного занятия задача педагога состоит в том, чтобы сформировать у учащихся положительную мотивацию к предстоящему занятию, спланировать его подготовку, распределить поручения. Педагогическая практика дает возможность рекомендовать учителю всесторонне учитывать индивидуальность учащихся, их самообразовательную деятельность, как можно более детально ориентироваться на интересы и предпочтения школьников в выборе своей будущей профессиональной деятельности, строить внеурочное занятие на необычности и эмоциональности подачи содержания, использовать групповые формы и сплачивающую соревновательность в организации деятельности подростков;
– второй этап – это и есть, собственно, подготовка и проведение внеурочного занятия. На данном этапе от учителя, воспитателя требуется создать условия для успешного выполнения каждым школьником, каждой микрогруппой своего задания-поручения. Важнейшими условиями организации работы с учениками являются ненавязчивость и поощрение, партнерство и сотрудничество, эмоциональность и творчество. В ходе выполнения своего поручения и представления результатов деятельности каждый учащийся знакомится с новыми специальностями, осмысливает информацию о профессиях и людях труда, о профессиональной самореализации личности, приобретает бесценный опыт взаимодействия и реализации своих возможностей;
– на заключительном этапе организации внеурочного занятия проводится педагогическая рефлексия и диагностика. Этот этап очень важен как для учащихся, так и для педагога. Учитель, используя рекомендательно-убеждающие методы работы со школьниками, создает в классном коллективе атмосферу критической оценки учащимися своей деятельности, ориентирует подростков на доказательное осмысление значимости труда в жизни человека, в его профессиональной самореализации.
Исходя из задач воспитания современных школьников и анализа образовательной практики, среди методических условий эффективности внеурочной деятельности по приобщению учащихся к ценностям созидательного труда можно выделить следующие:
– сочетание предметно-урочной и воспитательной направленности, целевая ориентация на сохранение содержания традиционных для России ценностей труда, на осознание подростками значимости труда для личного благополучия, профессионального самоопределения и развития – данное требование обусловлено целостностью и системностью учебно-воспитательного процесса, современными задачами воспитания молодого поколения россиян;
– ориентация на взаимосвязь внеурочной деятельности с урочной работой и самообразованием учащихся, учет содержания учебных предметов, привлечение краеведческого материала – выполнение требования дает возможность связать через внеурочную деятельность формальное, неформальное и информальное образование учащегося; проектирование содержания на основе краеведческого материала, включение в содержание курса внеурочной деятельности региональной тематики позволяет познакомить учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда региона;
– наполнение образовательного процесса современным педагогическим инструментарием, интересным для учащихся содержанием, широкое привлечение возможностей информационно-коммуникационных технологий, вариативность форм деятельности учащихся при системности и систематичности внеурочной работы – требования определяются логикой и общими принципами организации образовательного процесса, высокой значимостью ИК-технологий в современной жизни, высоким потенциалом цифровых образовательных ресурсов;
– адресность планирования и реализации внеурочных занятий, опора на активность учащихся – требования вытекают из концептуальных идей личностно ориентированной парадигмы образования;
– вовлечение во внеурочную работу родителей, опора на возможности учреждений дополнительного образования, культуры и спорта – выступают как реализация принципа системности;
– педагогическое мастерство, подготовленность педагога к приобщению учащихся к ценностям труда и профессиональной самореализации.
Заключение
Профессиональная ориентация и приобщение в современных условиях учащихся школы к ценностям созидательного труда, как и к традиционным ценностям вообще, – педагогическая задача не одного дня, и даже не одного года. Ее решение требует системности, усилий не только образовательной организации, но и семьи, общества, государства; средой интеграции взаимодействия заинтересованных в решении данной задачи институтов может по праву выступить внеурочная деятельность учащихся. Проводником своих воспитанников к ценностным идеям значения труда в жизни человека, которые выработаны тысячелетней историей человечества, выступал и выступает учитель.
Статья подготовлена в рамках государственного задания № 073-00058-22-08 от 26.07.2022 г. по теме «Психолого-педагогические основы приобщения учащихся к традиционным российским ценностям на основе внеурочной деятельности».
Библиографическая ссылка
Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К ЦЕННОСТЯМ СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА СРЕДСТВАМИ КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2022. – № 5. – С. 34-38;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12093 (дата обращения: 21.11.2024).