Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Общая экология (электронный учебно-методический комплекс)

Моисеева Л.В. Моисеева И.И.
В экологической науке исследованы об­щие закономерности функционирования совре­менного знания, так как именно обобщенное зна­ние является основой формирования картины мира. Особым блоком современного знания можно считать экологическое знание, которое отра­жает системно-структурное взаимодействие в мире. Поэтому при разработке данного курса мы акцентировали свое внимание на изучении экологического знания, в частности, изучение экологи­ческой картины мира как особой формы органи­зации знания. Мы попытались подойти к пробле­ме формирования экологической картины мира на основе ЭУМК по курсу «Общая экология» разработанного в формате html. Однако проблема интеграции достижений различных экологиче­ских дисциплин в содержание подготовки педа­гогов для дошкольного и начального образования остается недостаточно реализованной.

Современное экологическое знание, буду­чи неотъемлемым атрибутом сложноорганизованного общества, а также социоприродного взаимодействия, должно отражать всю полноту мира и познавательных методов; сводить элемен­ты и блоки знаний в единую целостность. Особой формой интеграции экологического знания явля­ется экологическая картина мира, которая являет­ся отражением общих закономерностей системно-структурного взаимодействия предметов мира и их природной средой обитания. Экологическая картина мира взаимосвязана с научной картиной мира и предстает как имманентная часть общей картины мира, в которой выделяется экологиче­ский аспект.

С 2007 года в Уральском государствен­ном педагогическом университете внедряются инновационные технологии обучения на основе информационных компьютерных технологий. С этой целью нами разработано содержание элек­тронного учебно-методического комплекса по курсу «Общая экология». С позиций системного подхода содержание дисциплины может рассмат­риваться как совокупность взаимодействующих между собой подсистем: экологических знаний, умений, навыков, ценностных ориентации и от­ношений.

В основу отбора и структурирования содержания данной дисциплины в ЭУМК были заложены следующие принципы:

  • научности - который определяет включение в содержание строго выверенных и достоверных научных знаний, требует постоян­ного напряжения умственной деятельности и применения приемов сравнения, анализа и синте­за, объяснения причинно-следственных связей, обобщения;
  • фундаментальности - который обеспечивает гарантии образовательного потенциала дисциплины от морального старения знаний;
  • интеграции - предопределяет взаимопроникновение, взаимосвязь и единство идей, целей формирования экологической картины ми­ра у студентов, содержания и процесса экологи­ческого образования;
  • гуманизации - из которого вытекают требования гуманистической направленности содержания дисциплины;
  • культурологической направленности экологического образования - который выполняет методологическую функцию и обеспечивает формирование экологической культуры будущего педагога.
  • Цель курса - формирование целостной экологической картины мира. Задачи дисципли­ны: сформировать системные знания о современ­ной экологической картине мира; обеспечить изучение экологических систем разного уровня с позиций системного подхода; развить способно­сти и потребности в экологических знаниях, экологической деятельности, экологическом образовании; сформировать ценностные ориентации мировоззренческого уровня, отражающие объективную целостность и ценность природы; сфор­мировать ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по ее охране на основе экологических знаний; развить исследовательские умения в области экологии.

Содержание ЭУМК факультативного кур­са «Общая экология» соответствует программе подготовки специалистов и включает введение, сведения об авторах, инструкция для тьютора и студентов по работе с учебным курсом, курс лек­ций, задания для проверки усвоения материала, задания для лабораторных занятий, тестовые за­дания для промежуточного и выходного контро­ля, хрестоматийные материалы, тезаурус основ­ных понятий, схема и динамические модели, компьютерные игровые модели, список основной и дополнительной литературы.

Программа курса «Общая экология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготов­ки «Дошкольная педагогика» и «Педагогика и методика начального образования» и включает следующие разделы. Экология как наука. Пред­меты и методы экологии. Методы экологических исследований. Стратегия моделирования в эколо­гии и интерпретация полученных результатов. Краткая история экологии. Среды жизни. Эко­логические классификации организмов. Понятие о жизненных формах. Экологические факторы. Классификация и уровни действия. Взаимоот­ношения между жизнью и физической средой. Экология организмов. Ритмы жизни организмов. Понятие о жизненной форме. Классификация жизненных форм растений и животных. Экологи­ческие ниши. Экологическая структура попу­ляции. Динамические характеристики популя­ций: рождаемость, смертность, изменение чис­ленности. Рост и регуляция численности попу­ляций. Гомеостаз популяций. Типы популяций. Саморегуляция численности популяций. Концеп­ция экосистемы. Потоки энергии, круговороты вещества и информации, разнообразие экосистем.

Иерархия экосистем. Сообщество как экологическая единица. Популяции в сообществах.

Типы взаимоотношений между видами. Эволю­ция симбиотических отношений. Поток энергии в сообществах и экосистеме. Пищевые цепи и пищевые сети. Трофические уровни. Пирамиды продуктивности, численности, биомассы. Законы энергетики экосистемы. Круговороты воды и некоторых биогенных элементов. Понятие о круговороте веществ как интегрирующем факто­ре экосистемы. Динамика сообществ и экоси­стем. Многообразие экосистем. Естественные и искусственные экосистемы. Биосфера. История биосферологии. Принципы устойчивости био­сферы.

Разработано содержание компьютерного лабораторного практикума на основе авторских разработок В. Некрасова, С. Комова, Е. Данили­ной, В. Шолоховича. Моделирование процессов в экосистемах - игра "Озеро", «Регион», «Природ­ные зоны», Моделирование динамических про­цессов в популяции. Создание и поддержание искусственной экосистемы. Изучение основных биомов Земли. Изучение сукцессии простейших в водных культурах. Интегральное описание эко­системы. Оценка состояния водной экосистемы. Обобщение знаний по синэкологии. Обобщение знаний о биосфере. Самостоятельная работа сту­дента включает: подготовку к семинарам и коллоквиумам с использованием рекомендованной литературы; подготовку и написание контроль­ных работ; выполнение индивидуальных заданий; написание рефератов по важнейшим проблемам экологии.

  • ЭУМК обсужден и одобрен на заседа­нии учебно-методического совета Института пе­дагогики и психологии Детства Уральского госу­дарственного педагогического университета по специальности «Дошкольная педагогика» и «Пе­дагогика и методика начального образования» (протокол № 4, от 18 декабря 2008г.).
  • Таким образом, знание системно-структурных закономерностей взаимодействия предметов мира и их сред обитания в экологиче­ских комплексах социального и природного характера ориентирует на формирование у студен­тов, будущих педагогов дошкольного и начально­го образования экоцентристской познавательной парадигмы, где знание должно воспроизводить суть гармонизации взаимодействия систем любо­го порядка с их средой и ориентировать на при­родосберегающую и природоохранную практику.

Библиографическая ссылка

Моисеева Л.В., Моисеева И.И. Общая экология (электронный учебно-методический комплекс) // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 4. – С. 49-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=121 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674