Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Зеленкова И.В. 1 Натарова В.К. 1
1 Государственный социально-гуманитарный университет
В статье раскрываются возможности и направления использования изобразительной деятельности в развитии представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. Авторы дают обоснование интегративному подходу в образовании, который предполагает взаимосвязь познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников как основы для обогащения, уточнения и закрепления знаний о многообразии окружающего мира. Весь спектр представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста авторы предлагают формировать с опорой на образное восприятие окружающей действительности и ее творческое преобразование в собственной изобразительной деятельности. В статье представлены ход и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Авторы разработали и реализовали серию занятий на основе интеграции познавательного и художественно-эстетического развития, построенных вокруг художественного образа. Для достижения поставленных целей использовались познавательная беседа (для обогащения представлений детей об окружающем мире) и искусствоведческая беседа (для развития художественно-эстетического восприятия дошкольников). Закрепление полученных знаний осуществлялось с помощью дидактических игр, а обучение детей умениям создавать художественный образ, делать его содержательным и детализированным проводилось с использованием средств моделирования, включавших алгоритмические схемы, мнемотаблицы, линейные модели со знаками и символами.
дошкольный возраст
представления об окружающем мире
изобразительная деятельность
интегративный подход
познавательное развитие
художественно-эстетическое развитие
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Сфера, 2018. 96 с.
2. Натарова В.К. Программно-методическое обеспечение работы по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования / под ред. Т.Ю. Макашиной. Коломна: ГСГУ, 2022. 282 с.
3. Зеленкова И.В., Алфимова Т.С. Развитие эстетической эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте // Реализация принципа преемственности между дошкольным образованием и общеобразовательной начальной школой: сборник статей и материалов научно-практической конференции. Коломна: КГПИ, 2003. 256 с.
4. Погодина О.В. Детское изобразительное творчество через призму художественных эталонов и концепций. М.: Флинта, 2021. 160 с.
5. Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Старшая группа. ФГОС ДО. М.: Учитель, 2020. 59 с.
6. Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к миру изобразительного искусства. М.: Сфера, 2019. 112 с.
7. Веракса Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. М.: Мозаика – Синтез, 2018. 560 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5 – 6 лет. М.: Мозаика – Синтез, 2020. 152 с.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. М.: Цветной мир, 2020. 144 с.

Необходимость развития представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста обусловлена требованиями ФГОС ДО к качеству образования, социальной и личностной значимостью. В сфере дошкольного образования выполнение государственного заказа реализуется через образовательные области «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», затрагивающие вопросы экологического воспитания личности, ознакомления с социальным миром, явлениями общественной жизни, предметным окружением. Согласно ФГОС ДО, качество образования включает решение задач по формированию общей культуры личности детей, социально-культурных ценностей, развитию представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, формированию положительного отношения к разным видам труда и воспитанию любви к Родине [1, с. 7].

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с социальным окружением (семья, семейные ценности и традиции, профессии), расширяются представления о малой Родине, родной стране, Российской армии, предметном и природном окружении, живой и неживой природе, мире растений и грибов, животных, нашей планете (история человечества в произведениях искусства, культурно-исторические особенности и традиции России). Это становится возможным благодаря активному развитию психических процессов (восприятия сложных форм, их анализа, причинного мышления, воображения, произвольного внимания), высокой продуктивности познавательной, исследовательской и творческой деятельности.

В программах и методических пособиях дошкольного образования (Л.В. Абрамовой, О.А. Воронкевич, О.В. Дыбиной, Л.Г. Киреевой, С.Н. Николаевой, О.А. Соломенниковой, Л.Л. Тимофеевой и др.) значительное место отведено развитию представлений об окружающем мире в различных его аспектах: элементарные научные экологические знания, предметный мир и явления окружающей жизни, социальный мир и жизнь человека. Авторы предлагают использовать для решения проблемы тематические занятия, беседы, экскурсии, художественное слово, игровую и исследовательскую деятельность [2, с. 64–65]. На практике работа по развитию представлений об окружающем мире часто ориентирована больше на получение общих теоретических сведений о фактах и явлениях, которые не всегда прочно запоминаются детьми. Авторы пришли к выводу о необходимости поиска средств, которые бы оказывали воздействие на эмоциональную сферу личности, способствовали бы творческому и практическому усвоению опыта, основывались на чувственном и эстетическом познании окружающего мира.

Богатыми возможностями для развития представлений об окружающем мире обладают занятия изобразительной деятельностью, сочетающие процесс познания, художественно-эстетического восприятия и художественного творчества, способствующие не только теоретическому усвоению знаний, но и их осознанию, преобразованию практическим путем в самостоятельной изобразительной деятельности [3, с. 63].

Учитывая это, авторы поставили перед собой цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие развитию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.

Материалы и методы исследования

Проведя анализ методических пособий Д.Н. Колдиной, Н.Н. Леоновой, И.А. Лыковой, Т.С. Комаровой, Н.В. Шайдуровой и других авторов, авторы предположили, что развитие у старших дошкольников представлений об окружающем мире будет протекать эффективно при условии, если в основу занятий изобразительной деятельностью положен интегративный подход, предполагающий взаимосвязь познавательного и художественно-эстетического развития, а в процессе работы используются беседа как метод познания и художественно-эстетического восприятия и средство моделирования. Эффективность такой интеграции, по мнению О.В. Погодиной, объясняется возможностью образно передавать объекты и явления окружающей действительности средствами изобразительной деятельности [4, с. 40].

Для подтверждения гипотезы исследования авторами была спроектирована и проведена опытно-экспериментальная работа по развитию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью. Эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 9 МАДОУ детский сад № 28 «Дельфинчик», г.о. Ступино Московской области в группе детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет).

Диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающем мире на констатирующем и контрольном этапах была проведена на основе комплексной методики Ю.А. Афонькиной [5, с. 22], а также с использованием диагностического анализа рисунков старших дошкольников.

Результаты исследования и их обсуждение

На констатирующем этапе эксперимента выявлено, что старшие дошкольники хорошо знают предметы мебели, посуды и игрушки; в основном правильно называют времена года, но неуверенно выделяют сезонные изменения в природе. У детей недостаточно полно сформированы представления о диких и домашних животных, отмечены трудности в классификации транспортных средств. Большинство дошкольников не знают названия деревьев и их плоды, затрудняются в назывании птиц, разделении их на зимующих и перелетных. Знание предметов народных промыслов и видов росписей у детей также находится на низком уровне. Не сформированы представления о защитниках Отечества, военных профессиях.

Диагностический анализ рисунков показал, что представления об окружающем мире слабо отражены в изобразительной деятельности дошкольников, а работы содержат мало значимых деталей, характерных для реальных объектов. Например, создавая рисунок о защитниках Отечества, военных профессиях, дети преимущественно изображали человека в зеленой одежде без отличий рода войск (иногда с собакой или пистолетом), а рисуя растения, предпочитали создавать вымышленные образы, не имеющие ничего общего с настоящими цветами и деревьями.

На формирующем этапе работы авторы составили тематическое планирование занятий изобразительной деятельностью, направленных на расширение представлений дошкольников об окружающем мире. Условием для интеграции послужили образовательные области «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Перечислим тематику занятий изобразительной деятельностью на формирующем этапе эксперимента:

− Дикие и домашние животные: «Серенькая кошечка села на окошечко»; «Моя любимая собака»; «Мишка, мишка, лежебока»; «Невиданное животное»; «Лисонька-кумушка и лисонька-голубушка»; «Где обедал воробей»; «Герои сказок в рубахах и сарафанах».

− Транспорт: «Автобус едет по улице»; «Грузовая машина»; «На улицах города».

− Деревья: «Садовые деревья»; «Большие и маленькие ели»; «Чудо-дерево»; «Листопад».

− Сезонные изменения в природе: «Листопад»; «Заснеженные дома и деревья»; «Дети гуляют зимой на участке»; «Воробьи в лужах».

− Многообразие предметного мира: «Ах, натюрморт»; «Моя комната»; «Веселые игрушки»; «Чайный сервиз».

− Народные промыслы: «Герои сказок в рубахах и сарафанах»; «Дымковская слобода»; «Городецкая роспись»; «Городецкая роспись деревянной доски»; «По мотивам хохломской росписи».

− Зимующие и перелетные птицы: «Что за птица?»; «Снегири на ветках»; «Птичья столовая»; «Где обедал воробей»; «Воробьи в лужах».

− Российская армия: «Солдат на посту»; «Пограничник с собакой»; «Матрос с флажками».

− Растения: «Космея»; «Цветы в вазе»; «Тюльпаны»; «Живой уголок».

С детьми старшего дошкольного возраста, принимавшими участие в эксперименте, была проведена серия занятий на основе интеграции познавательного и художественно-эстетического развития, построенных вокруг художественного образа.

Использование интеграции позволило авторам формировать у детей представления о предметах, объектах, явлениях окружающего мира через установление связей с действительностью и художественным образом, решение одновременно познавательных и художественно-эстетических задач.

Для обогащения представлений детей об окружающем мире использовалась познавательная беседа, а расширение художественно-эстетических представлений, художественно-эстетического восприятия осуществлялось с помощью искусствоведческой беседы. Н.Г. Пантелеева пишет: «Беседа основана на объяснении, обсуждении нового материала. В процессе беседы воспитатель не только рассказывает, но и задает детям вопросы, ведет диалог, уточняет и обогащает знания детей о рассматриваемых предметах, явлениях (природных, социальных). Беседы способствуют тому, что представления детей об окружающем мире становятся более полными, детализированными, образными» [6, с. 23]. Использование беседы на занятиях изобразительной деятельностью на основе интеграции позволяет осуществлять взаимодействие искусства с окружающей жизнью, природой, ценностями культуры, способствует подготовке детей к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, ее творческой переработке.

Н.Е. Веракса отмечает: «В старшем дошкольном возрасте достигает совершенства игровая деятельность. Детей начинают интересовать более сложные, познавательные и полезные игры, которые становятся разнообразными и развернутыми» [7, с. 118]. Учитывая это, для закрепления полученных знаний авторы включали в занятия дидактические игры, построенные вокруг изучаемого образа. Например, дидактические игры, предложенные Т.С. Комаровой: с овощами «Чудесный мешочек», с фруктами «Найди лишнее», по теме «Декоративно-прикладное искусство»: «Составь узор», «Узор на полосе», «Золотая мозаика», «Одень куклу», «Составь изображение» [8, с. 12–33]; игры-загадки, игры с картинками: «С какого дерева листья?», «Осенние листья», «На что похож лист?», которые, по мнению И.А. Лыковой, способствуют уточнению детьми названий листьев, их формы и формируют умения устанавливать ассоциативные связи, развивают эстетическое восприятие [9, с. 48].

Для обучения детей умениям создавать художественный образ, делать его содержательным, детализированным применялись средства моделирования: алгоритмические схемы, мнемотаблицы, линейные модели со знаками и символами. Средства моделирования, знаки и символы не только способствовали обучению детей рисованию животных, человека, птиц, растений, бытовых предметов, овощей и фруктов, транспорта, изделий декоративно-прикладного искусства и иного, но и совершенствовали знания о них. Дети, всматриваясь в схемы, уточняли знания, необходимые для создания образа (форму, строение, детали, части, орнамент, линии, пропорции и т.д.).

На занятиях изобразительной деятельностью авторы также использовали средства моделирования, потенциал которых широко представлен в пособиях И.А. Лыковой, Н.В. Шайдуровой, Н.В. Дубровской, А.А. Грибовской. Моделирование способствовало закреплению представлений детей об окружающем мире, повышению продуктивности детского творчества, содержательности и качества творческих работ, развитию технических навыков, умений создавать художественный образ.

На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика уровня развития представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты детей (сумма баллов), полученные по каждому заданию на констатирующем и контрольном этапах, отражены в диаграмме (рис. 1).

После проведенной работы у детей сформированы представления о диких и домашних животных, строении, характерных особенностях их внешнего вида, повадках; о видах транспорта, его назначении (умение классифицировать транспортные средства по характерной форме, строению, деталям); о временах года, сезонных изменениях в природе; о многообразии предметного мира, свойствах и назначениях предметов, их строении. Дети преимущественно правильно называют большинство деревьев, различают форму листьев, плоды. Положительная динамика отмечается и в представлениях детей о других растениях (цветах, комнатных растениях). Сохраняются трудности в назывании предметов декоративно-прикладного искусства, однако отмечается положительная динамика. Дети называют гжель, хохлому, допускают ошибки при классификации народных игрушек, их росписей. Отмечена положительная динамика в назывании птиц, выделении их внешних особенностей. Дети узнают воробья, синичку, снегиря по характерному окрасу.

Анализ рисунков показал, что дети стали больше внимания обращать на детали, стараясь в работе передать характерные особенности объектов окружающего мира. Например, дошкольники научились различать некоторые рода войск (пограничник, танкист, матрос), в рисунках появилось изображение форменной военной одежды, техники (танк, корабль). Сводные данные представлены на диаграмме (рис. 2).

missing image file

Рис. 1. Уровень развития представлений об окружающем мире у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах (в баллах, max 45)

missing image file

Рис. 2. Уровень представлений об окружающем мире у старших дошкольников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (в %)

Заключение

Полученные результаты указывают на эффективность проведенной работы. Интеграция познавательного и художественно-эстетического развития в процессе занятий изобразительной деятельностью в сочетании с использованием беседы, дидактической игры и средств моделирования способствовали успешному формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.

В заключение отметим, что изобразительная деятельность, связанная с образным познанием действительности, играет значимую роль в развитии у старших дошкольников представлений об окружающем мире, поэтому интегративный подход, предполагающий взаимосвязь познавательного и художественно-эстетического развития, может успешно использоваться для решения целого комплекса задач, направленных на обогащение, уточнение и закрепление знаний о многообразии окружающего мира, образное восприятие окружающей действительности и ее творческое преобразование в изобразительной деятельности.


Библиографическая ссылка

Зеленкова И.В., Натарова В.К. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 3. – С. 11-15;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12144 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674