Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОГРАММАХ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Бекназар кызы Г. 1 Эфилти Э. 1
1 Кыргызско-турецкий университет «Манас»
В статье рассматривается вопрос анализа содержания предметов в программах среднего школьного образования в Кыргызстане с точки зрения профессиональной ориентации. Постановка проблемы исследования заключалась в том, чтобы установить, содержание каких предметов в образовательных программах средней школы находится на должном уровне с точки зрения профессиональной ориентации. При исследовании содержания предметов 5–11 классов учебной программы, составленной в соответствии с Национальными стандартами образования, разработанными Министерством образования и науки Кыргызской Республики, для разделения данных использовался метод контент-анализа. Материалы были получены из официального сайта Кыргызской академии образования. По итогам обзора, содержание предметов в учебных планах охватывает такие элементы, как знакомство школьников с собой, изучение мира профессий, знакомство с собственной профессиональной жизнью и выбор области, в которой школьники будут специализироваться как личности. На классных часах в средних школах обсуждается больше тем, связанных с профессиональной ориентацией. В результате исследования сделан вывод о том, что профессиональная ориентация в образовательных программах средних школ недостаточна. Считается, что в процессе обучения невозможно обеспечить полноценную профессиональную ориентацию.
профессия
профориентация
профориентация в школе
1. Кузгун Й. Введение в профессиональную ориентацию и консультирование. Программа профориентационной работы в кружке для учащихся 9 классов средней школы. Распространение Нобелевского издательства. Стамбул, 2020. 216 с.
2. Хаджиоглу Ф., Алкан Дж. Педагогическая практика. Анкара: Алкым, 1997. 221 с.
3. Большая турецкая энциклопедия. 1990. 948 с.
4. Эрйетиш М.В. Выбор карьеры и профориентация / Варненский технический университет. Болгария, Варна, 2016. 182 с.
5. Ешиляпрак Б. Руководство по развитию начального и среднего образования. Анкара: Пегем академия, 2015. 248 с.
6. Сияев Т.М., Абдыракунова Ж. Особенности профориентационных исследований в школах Кыргызстана // Вестник КРСУ. 2016. № 2. С. 144–147.
7. Кырал Б. Анализ документов как метод качественного анализа данных // Научный журнал института социальных наук университета Сиирт. 2020. № 15. С. 170–189.
8. Национальный стандарт образования, разработанный Министерством образования и науки / Кыргызская академия образовании [Электронный ресурс]. URL: https://kao.kg (дата обращения: 12.01.2024).
9. Сманбаев О.А. Направления развития профессиональной ориентации учащихся сельских школ // Вестник КГУ имени И. Арабаева. 2015. № 3. С. 261–265.
10. Ордобаев Б.С. Проведение профориентационной работы кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» с абитуриентами // Вестник КРСУ. 2015. № 1. С. 121–122.
11. Сияев Т.М., Абдыракунова Ж. Особенности профориентационных исследований в школах Кыргызстана // Вестник КРСУ. 2016. № 2. С. 144–147.

В каждой сфере общества существуют разные группы, различающиеся по экономическому и культурному уровням. Эти группы отличаются друг от друга многими характеристиками. Наиболее важной экономической деятельностью, которая демонстрирует эти различия, является занятие. Профессия важна не только для удовлетворения экономических потребностей, но и для самовыражения и самореализации личности [1, c. 32]. Профессия определяется как явление жизнедеятельности, возникающее в результате разделения труда, требуемого социальной, экономической и технологической структурой общества, знаниями и способностями человека, а также необходимостью участвовать в социальной деятельности, а также требования общества к личности принять на себя ответственность в социально-экономической жизни, и определяется как явление жизнедеятельности [2, с. 9]. Слово «профессия» происходит от арабского слова «сулук» и означает «путь, курс, метод, стиль, расположение» [3, с. 847]. Со временем наблюдалась профессиональная дифференциация от традиционных сообществ к современным обществам. Если рассматривать профессию как понятие, то это ситуация, возникшая как требование совместного проживания людей и вследствие их специализации, в результате чего происходит разделение труда. В простом понимании профессию можно определить как «работу, которую человек выполняет, чтобы заработать на жизнь». В настоящее время, особенно в информационных обществах, возможности людей узнавать и осваивать профессии путем наблюдения, попыток и опыта весьма ограничены. По этой причине появились некоторые учреждения, которые берут на себя задачу подготовки молодых людей к выбору карьеры. Самым важным из этих институтов является институт «руководства» [4, с. 15]. Руководство – это услуги, оказываемые систематически и профессионально, чтобы человек мог познать и понять себя, раскрыть и развить свои таланты, а также реализовать себя, адаптируясь к своему обществу [5, с. 3]. Выбор профессии без учета собственных особенностей личности и особенностей профессии существенно влияет на дальнейшую жизнь личности. Профориентационная работа осуществляется администрацией школы и учителями с учетом физических и социально-экономических особенностей учащегося, личных пожеланий, ожиданий, способностей, интересов и установок. Потребности общества тоже существенно влияют на процесс принятия решений при выборе карьеры. Профориентация в школе – это система мероприятий, направленных на выявление склонностей учащихся к определенным видам профессиональной деятельности, а также повышение готовности к труду и помощь в выборе профессионального пути. [6, с. 144]. Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу, если к профориентационной работе привлекаются все сотрудники школы.

В соответствии с этими объяснениями постановка проблемы данного исследования такова: достаточно ли содержания предметов в программах среднего школьного образования с точки зрения профессиональной ориентации?

Целью исследования является изучение содержания предметов в программах среднего школьного образования в Кыргызстане с точки зрения профессиональной ориентации. Для достижения этой цели искали ответы на следующие вопросы:

1. Пункты о профессиональной ориентации в содержании Национального стандарта образования.

2. Каковы вопросы профессиональной ориентации в содержании предметов средней школы (5–9 классы)?

3. Каковы вопросы профессиональной ориентации в содержании предметов средней школы (10–11 классы)?

4. Какие вопросы профориентации рассматриваются в содержании классных часов?

Материалы и методы исследования

В исследовании использовался метод анализа документов для изучения содержания предметов программ среднего школьного образования, подготовленных в соответствии с Национальным стандартом образования, разработанным Министерством образования и науки КР и используемым в школах, с точки зрения профессиональной ориентации.

Использовались аналитический метод: поиск, отбор, интерпретация, оценка и синтез данных, обнаруженных в учебных программах, подготовленных в соответствии с Национальными стандартами образования, разработанными Министерством образования и науки КР, размещенных на интернет-сайтах http://cbd.minjust.gov.kg, https://kao.kg и https://edu.gov.kg. Данные обработаны с помощью контент-анализа [7, с. 16].

Результаты исследования и их обсуждение

В данном разделе представлены выводы по предметам профориентации, указанным в Национальном стандарте образования, полученные в результате анализа данных, темы, связанные с профориентацией, в содержании предметов:

1. Пункты по профессиональной ориентации в Национальном образовательном стандарте.

Утверждено постановлением Кыргызского государства от 21 июля 2014 года № 403, изданным в соответствии с редакциями Правительства Кыргызской Республики от 15 ноября 2016 года № 590, от 18 ноября 2017 года № 496, № 544 от 30 августа 2017 года, № 7 от декабря 2018 года, № 573 [8, с. 1]. В Национальном образовательном стандарте общего школьного образования статьи по вопросам профессиональной ориентации включают в себя:

Пункт 10. Цель образования: подготовить личность к гражданской и профессиональной деятельности, обеспечивающей личное и социальное благополучие в постоянно меняющемся, разнообразном мире.

Пункт 11. Образовательные задачи: ориентирование и обучение в области открытого знания – образование, самостоятельные исследования, развитие способности к учебной деятельности.

Пункт 13. Национальный стандарт следует ценностным целям личности обучающегося, обеспечивает формирование самоуважения и способности реализовать личностный потенциал, готовит его к активной деятельности, обеспечивающей личностное благополучие в современных социально-экономических условиях.

Пункт 17: Предоставляет учащемуся компетенции, соответствующие ресурсам, которые он использует в своей личной и профессиональной среде [8, с. 2–10].

2. Полученные данные по вопросам, связанным с содержанием предметов профориентационной работы в средней школе (5–9 класс), представлены в табл. 1.

Таблица 1

Предметы по профориентации между 5 и 9 классами

Предметы

Классы

n

Технология

5, 6, 7

2

Человек и общество

8, 9

2

Математика

5, 6, 7, 8, 9

1

Всего

 

5

Как видно из табл. 1, в предмете «Технология» для 5, 6 и 7 классов имеется 2 темы, связанных с профессиональной ориентацией, в предмете «Человек и общество» для 8–9 классов – 2 темы и в предмете «Математика» 1 тема. Всего было найдено 5 тем.

Темы, связанные с профессиональной ориентацией, на занятиях, указанных в табл. 1, перечислены в пунктах.

1. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Технология» для 5–9 классов:

Цели и задачи предмета «Технология»:

− Основная цель предмета «Технология» – подготовить ученика к самостоятельной работе в условиях рыночной экономики.

− Предоставить ученикам возможность познать себя, изучить мир профессий и выполнить упражнения, связанные с профессиями, для познания своей профессиональной жизни. Занятия по технологии доступны только в 5-м и 7-м классах.

2. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Математика» для 5–9 классов:

Цели и задачи предмета «Математика»:

− Формировать личность, развивать математические навыки и обеспечивать соответствующее профессиональное руководство в преподавании математики.

3. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Человек и общество» для 5–9 классов:

Методические рекомендации предмета «Человек и общество»: «Социализация». Идентификация, знание себя лично и профессионально.

Содержание предмета «Человек и общество». 2. Тематическое планирование. 9 класс. Человек и мир.

Часть I. Человек. Тема 3. Выбор профессии (1 стр.): Что такое выбор профессии? Дети индивидуально выбирают область, в которой будут специализироваться.

Часть II. Общество. Тема 4. Мужчина и женщина в семье и обществе (1 стр.): Роль женщины и мужчины в семье и обществе. Социальная роль мужчины и женщины в современном обществе. Семейная экономика. Оно приходит и уходит. Источники дохода семьи. Планирование семейного бюджета.

Особенно в 9-м классе, который является наиболее критическим периодом выбора профессии, видно, что профориентация существует только в предметах «Математика» и «Человек и общество». Поскольку рекомендации, которые могут быть сделаны в отношении математики, будут касаться только учителей математики, вероятность направления в область математики возрастает. Учителя математики направляют учащихся к профессиям, не относящимся к области математики, что направление будет направлено только к учащимся в области математики и за ее пределами.

3. Полученные данные по предметам, связанным с профессиональной ориентацией в содержании предметов программ старшего класса средней школы (10–11 класс), представлены в табл. 2.

Таблица 2

Предметы по профориентации в 10–11 классах

Предметы

Классы

n

Кыргызский язык и литература

10, 11

2

Математика

10, 11

2

Химия

10, 11

1

Биология

10, 11

1

Всего

 

6

При рассмотрении табл. 2 всего обнаружено 6 тем: 2 темы, связанные с профессиональной ориентацией в предмете «Кыргызский язык и литература» 10–11 классов, 2 темы в предмете «Математика», и по одной теме в предмете «Химия» и «Биология».

Темы, касающиеся профориентации на курсах и сопутствующих занятиях, указанных в табл. 2 ниже, перечислены в пунктах.

1. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Кыргызский язык и литература» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Кыргызский язык и литература»:

− Раскрыть потенциал каждого подростка и побудить его к будущей работе или дальнейшему образованию.

− Выявлять и развивать индивидуальные навыки школьников, связанные с их будущей профессией.

2. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Математика» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Математика»:

− Дать каждому школьнику возможность достичь уровня математического образования, чтобы в будущем он мог успешно жить в обществе.

− Создать систему математических знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни подросткам для продолжения обучения в своей профессиональной деятельности в будущем.

3. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Химия» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Химия»:

− Развивать грамотность, всесторонние знания, а также профессиональное и личное отношение к химическому производству и целостности общества.

4. Темы, связанные с профориентацией, в программе предмета «Биология» для 10–11 классов:

Цели и задачи предмета «Биология»:

− Готовность и способность школьников совершенствоваться. Формировать интерес к обучению и формированию целенаправленной познавательной деятельности, к важной системе социальных и межличностных отношений, к ценностным ориентирам, отражающим индивидуально-гражданскую позицию в профессии.

Видно, что предметы, связанные с профориентацией, не являются доминирующими в предметах 10–11 классов, а профориентационная работа осуществляется скрытно в содержании учебной программы. Профориентация, по-видимому, рассматривается только в рамках естественных наук, таких как математика, химия и биология. Это означает, что преподаватели, которые преподают эти предметы, естественно, будут направлять тех, кто успешен и опытен в науке, в научные области, но они будут направлять школьников, которые не преуспевают в науке, в ненаучные области, но у них нет возможности помочь им. решить, какими будут эти поля. Хотя программы находятся на заключительном этапе обучения, отсутствие предметов профориентации приводит к тому, что учащиеся имеют ограниченный выбор профессии.

Важность обеспечения сотрудничества школы, семьи и различных образовательных учреждений в процессе выбора профессии школьниками не ограничивается только предметами. Администрация школы как образовательного учреждения организует мероприятия по профориентации, и учителя проводят уроки, обращая внимание на профессиональную ориентацию учащихся во время урока, что положительно влияет на их выбор профессии [9, с. 261].

4. Сделанные выводы по вопросам, связанным с профессиональной ориентацией в содержании классных часов, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Количество тем, связанных с профессиональной ориентацией, в содержании классных часов

Классы

n

5

1

8

1

10

1

11

2

Всего

5

Как видно из табл. 3, всего было 5 тем: две темы рассматриваются в течение двух классных часов в 11-м классе и по одной теме в течение одного классного часа в 5, 8 и 10-м классах.

Ниже представлены темы, связанные с профессиональной ориентацией в программе классных часов:

5 класс.

Урок 16. «Моя любимая работа»

Цель урока: Информировать о том, что такое профессия и профессиональная ориентация. Объяснить факторы, влияющие на выбор профессии.

8 класс.

Урок 1. «Четко сформулируйте свою цель»

Цель урока: Объяснить детям важность постановки целей при выборе карьеры. Методы обучения для достижения цели.

10 класс.

Урок 6. «Ставьте большие цели»

Цель урока: Показать, что правильная постановка цели – необходимое условие успеха. Помощь подросткам в разработке основных методов постановки и достижения целей.

11 класс.

Урок 12. «Успех и эффективная работа»

Цель урока: Объяснить важность эффективной работы для достижения успеха. Знай себя лучше. Определение факторов, влияющих на выбор профессии. Выбор работы и профессии по себе позволяет вам заниматься тем, чем вы занимаетесь, с любовью или работать с удовольствием.

Урок 13. «Правила или формулы учебы и успеха»

Цель урока: Познакомиться с шагами достижения успеха.

В программе классных часов есть разделы, посвященные профессиональной ориентации. Реализация данной программы ограничена одним часом только один раз в неделю в школах, и все инструктивные мероприятия должны проводиться для учащихся в течение этого одного часа. Таким образом, возможности профориентации найти в этом место несколько более ограничены. Хотя классное руководство, кажется, имеет достаточный уровень активности в программе в целом, когда мы сводим это исследование к уровню класса, оно включает только один предмет и один урок в неделю в 5-м классе. В 6–7 классах нет классных часов, посвященных профессиональному консультированию. В 8 классе есть только один урок, определяющий один день и одно время урока. Он вообще не в 9 классе. В 10 классе есть урок, определяющий день и время урока. В 11 классе было включено два учебных часа. В целом невозможно обеспечить полноценную профессиональную ориентацию за пять часов.

В школах важно проводить профессиональную ориентацию на протяжении среднего и старшего школьного периода [10, с. 121]. Содержание предметов должно быть организовано так, чтобы формировать отношение школьника к профессиям, а предоставляемая теоретическая информация должна быть применима на практике [11, с. 265].

Заключение

В национальных стандартах образования вопросы, связанные с профессиональной ориентацией, рассматривается всего в четырех статьях, чего недостаточно для определения профессиональной ориентации школьников.

Темы, связанные с профориентацией, не являются доминирующими в программах предметов, и профориентационная работа осуществляется скрыто в содержании учебных программ. Хотя программы находятся на заключительном этапе обучения, отсутствие предметов профориентации приводит к тому, что учащиеся имеют ограниченный выбор профессии.


Библиографическая ссылка

Бекназар кызы Г., Эфилти Э. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОГРАММАХ ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2023. – № 6. – С. 11-15;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12164 (дата обращения: 21.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674