Введение
2024 год в Российской Федерации был объявлен Годом семьи. Сохранение семейных традиций позволяет народам сохранить свою национальную идентичность. Изменения в современном мире не проходят мимо семейного устройства. Ценность брака и национальные традиции уходят в прошлое. Семейные отношения – это особый вид взаимоотношений между людьми. Особенности определяются самыми различными факторами, в которые входят религия, местные традиции, климатические условия и многие другие.
Одним из направлений государственной политики по сохранению народных традиций и изучению местной истории было реализовано с введением школьного предмета «Краеведение». Поэтому в данной статье рассмотрим особенности семейных отношений ичкинских татар (мещеряков) на территории Зауралья.
Исследованием различных сторон жизни населения башкирских кантонов занимался начиная с 1960-х гг. А.З. Асфандияров. Им частично рассмотрены взаимоотношения внутри башкирской семьи, в том числе для территории Зауралья [1].
Об истории формирования этнической группы ичкинских татар (мещеряков) вышел ряд работ Г.Х. Самигулова, он рассматривает более ранний период истории становления деревень Ичкиной и Сибиркиной в XVII–XVIII вв. Ф.А. Байрамова, Г.И. Галиева уделяют особое внимание демографическим процессам, происходящим в татарском сообществе в исторической ретроспективе [2, 3]. Коллективная работа «История Курганской области» содержит информацию о юго-восточных районах Курганской области, о жившем там служилом населении, в основном башкирах. Авторами описаны в том числе и основные обряды, сопровождавшие жизнь человека [4].
Цель исследования – проанализировать основные аспекты семейных отношений в среде служилого населения (мещеряков), а также татар, проживавших в Зауралье в XIX в.
Материалы и методы исследования
Базу исследования составляют неопубликованные архивные данные Государственного архива г. Шадринска, Башкирского национального архива. В них хранятся Ревизские сказки, в которых содержится не только экономическая информация, но и демографическая. В том числе из этих источников авторы получили информацию о составе семьи (количестве жен и детей, их возрасте).
Большую ценность для изучения представляют такие издания, как «Адрес-календари», «Памятные книжки», «Списки народных мест». Очень важными являются сведения о числе браков и естественном приросте населения.
Результаты исследования и их обсуждение
Ичкинские татары – это особый этнос, проживающий на территории Зауралья. Заселение поволжскими татарами территории современных Курганской и Челябинской областей началось после падения Казанского ханства. Первое селение ичкинских татар – село Ичкино, отсюда и пошло их название. Ичкинские татары после разрушения их государства стали жить в составе Российской империи, здесь тоже оставались лидерами, записывались в казаки и несли военную службу, это, может быть, частично спасло их от насильственного крещения. Несение военной службы и сохранение собственных земель стали причиной того, что в разные времена ичкинским татарам приходилось быть в сословии и мещеряков, и башкир, но они всегда оставались татарами.
Ичкинские татары веками занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой, строили города и деревни, писали книги, создавали свою культуру и, бережно храня ее, жили. Такой подход к их жизни определяет их особую специфику и идентификацию, то есть сохранение своего внутреннего кредо народа. «Исследователи второй половины XIX в. отмечали, что татарское население по рекам Таре и Иртышу подвергалось обрусению и смешению через браки с русскими, – пишут об этом историки. – Несмотря на вышеприведенные примеры, на территории Среднего Прииртышья не происходило широкой ассимиляции татар, в отличие, к примеру, от бассейна р. Исеть, где в течение XVII в. татарское население сменилось русским» [5]. С переселением татар из Поволжья в Зауралье связывают образование татарских сел на территории Зауралья. В Шадринском уезде Пермской губернии в начале XIX в. был образован 3-й Башкирский кантон, часть населения данного кантона относила себя к мещерякам [4, с. 219].
Мещеряки – это служивые люди, это сословие несло внутреннюю службу государю и было избавлено от платы ясака. Под этнонимом «мещеряки» понимаются татарская и мишарская народности, которые ассимилировались и были сходны по образу ведения хозяйства и по образу жизни. А также стоит отметить, что в документах не встречается название «татары», чаще всего можно встретить понятие «мещеряки» [4, с. 221].
Одним из важных факторов семейной жизни является отношение к религии. Даже в современном мире этот религиозный барьер очень чувствителен, так как каждая религия смотрит на брак под своим углом и имеет свои исконные особенности, но при навязывании одной религии забываются самобытные традиции народа. В 1742 г. 19 ноября в Петербурге Сенат издает указ о том, что в Казанской губернии, на Волге-Урале, в Сибири нужно запретить строительство новых мечетей, а существующие уничтожить. На основании этого указа были разрушены и сожжены тысячи мечетей татар между Волгой и Уралом, в Сибирском, Астраханском и Оренбургских краях. Как видно из данных архивных документов, в Казанской губернии из 536 мечетей 418 уничтожено, в Сибири из 133 мечетей сожжено 98, в Астраханской губернии из 40 мечетей 25 уничтожено, 270 тысяч татар насильственно крещено [6]. Несмотря на такие невыносимые условия жизни, ичкинские татары сумели выжить, сумели остаться мусульманами. В XIX в. в крупных селениях мещерякских юрт действовали мечети. В 1853 г. при заключении брака в деревнях Сибиркиной и Ичкиной с брачующихся взимали по 8 копеек для записи в метрической книге [6].
Важной оставалась роль мечети в жизни татар. Именно религиозные учреждения выступали в роли культурных и образовательных центров. Ислам принес в Западную Сибирь свою культуру и грамоту. В Ревизских сказках также отмечены принадлежности к различным чинам, в том числе указывались муллы. Действовали мечети, были свои муллы и медресе. На каждые 100 дворов приходилась одна мечеть. При мечетях возникали медресе – мусульманские школы [4, c. 248]. Религиозное обучение является важным аспектом формирования семейных ценностей. У выявленных нижних и высших чинов, а также администрации кантона и юрт из 111 учтенных 64 % владели татарской грамотой, 2 % русской, 12 % владели и татарской и русской, 22 % были неграмотными [7].
Этнокультурные традиции семейных отношений определяют не только вступление в брак, но, по сути, всю дальнейшую жизнь семьи, как ячейки общества. Под семейными традициями обычно понимают нормы, обычаи и взгляды, манеры поведения, передающиеся из поколения в поколение. Более успешно передача религиозных, этнокультурных традиций, ценностей происходит в трехпоколенных семьях, где главную роль в этом играют бабушки и дедушки. Для верующих татар важными являются такие религиозные ценности, которые связаны с обрядовой стороной ислама – свадебный обряд (никах), похоронные обряды, имянаречение, принятие гостей, чтение молитвы.
Таким образом, татарская семья в российском обществе трансформируется, однако эти изменения не носят принципиального характера. Она сочетает в себе признаки современной и традиционной семьи, в которой узаконенный добровольный, ненасильственный, основанный на взаимном согласии и любви осознанный и свободный брак между мужчиной и женщиной, любовь и согласие между собой, уважение к родителям, воспитание благородного потомства, которое соблюдает традиции своего этноса и уважительно относится в культуре другого этноса [3].
Стоит отметить, что народы были несколько далеки от своей исторической родины, но уровень собственной идентичности, культуры и традиций оставался на высоком культурном уровне. Вот какой обряд сватовства был у татар. Мать жениха со своей близкой родственницей идет в дом невесты. Там они договариваются о дне помолвки (никах туе). В знак согласия со стороны невесты дарили вышитое полотенце [4, с. 268–269]. Особенность данного обряда очень велика, он считался не менее важным, чем сама свадьба. Поэтому к нему относились со всей серьезностью и тщательностью.
Сватовство и свадьба проводились тоже очень тщательно и скрупулезно. Отец и мать жениха вместе с родственниками готовили большой сундук, который набивали подарками: клали одного или двух гусей (вареных), большие аппетитные куски вареного мяса, несколько сортов сливочного масла, варенье нескольких сортов, сахар, конфеты. Главным «украшением» сундука было национальное блюдо – бэлиш. Это большие круглые пироги с начинкой или из мяса с рисом, или с изюмом и рисом, или с изюмом и курагой и рисом. Все яства покрывали большой скатертью и расшитым полотенцем. Сундук закрывали на ключ. К замку пришивалась алая лента, а на ленту пришивали деньги. Данная лента называлась «сандык бау». Самый торжественный момент – открытие сундука. Сундук открывала самая уважаемая родственница. Встречали гостей шумно и весело. После угощения гости собирались домой. Родители невесты готовили обратно в дорогу сундук с подарками [4, с. 270]. Общность многих свадебных обрядов в подарках и приношениях стороне жениха и стороне невесты. Надо показать, что невесту отдают в хорошую семью, но и сторона невесты показывает, что невеста тоже из хорошей и обеспеченной семьи. Такой подход и понятен, каждый должен получить свою выгоду и не прогадать с выбором. Не только будущие жена и муж, но и будущие родственники.
Немаловажный аспект – как невесту встречали в доме жениха. После свадьбы в доме невесты молодая жена переезжала в дом мужа. Встречать молодых выходили многие односельчане и соседи. Молодых встречали родители жениха и родственники. Под ноги невесты расстилали ковер, клали подушки и приговаривали доброе пожелание, и, прежде чем пустить в дом, угощали медом, маслом, хлебом-солью, чак-чаком. При этом говорилось: «Будь мягкой, как масло, и сладкой, как мед» [4, с. 270]. Прием в новую семью всегда должен быть добрым, чтобы в семье были лад и порядок. Такой обряд показывает, что татары уделяли очень большое внимание мелочам, особенно в том, что касается встречи и угощения. Именно из таких аспектов складываются взаимоотношения в семье, и поэтому их выстраивание с таких обрядов становилось крепким фундаментом становления татарской семьи.
В среде татар было распространено многоженств. В кантонном центре, деревне Курмановой, в 1816 г. в 9 % домохозяйств было по 2 жены, 1 % – по три жены. В деревне Нижняя девятой юрты в 1816 г. в 25 % домохозяйств было по 2 жены [8]. В 1859 г. в 24 % домохозяйств были семьи с двумя женами, в двух домохозяйствах были семьи с тремя женами [3]. В деревне Тюляковой в 1859 г. было одно домохозяйство с двумя женами и два домохозяйства с тремя женами [9]. В 1816 г. в деревне Кызылбаевской в 5 % домохозяйств было по две жены [10, л. 154]. В 1859 г. количество семей увеличилось до 21 %. В 1816 г. в Кичигиной в 25 % семей было две жены, а в семье Мухатсана Курманова (65 лет) было четыре жены: Зюльвиха (60 лет), Абалбану (49 лет), Мафемруд (45 лет), Зюльхазир (25 лет) [10, л. 156]. В 1859 г. из 87 % семей было по две жены. В 1859 г. в деревне Терсюкской в 13 % семей было две жены [11, л. 79, 80, 91]. В этом же году в деревне Ичкиной в 18 % семей было две жены [12, л. 306]. В 1816 г. в 8 % домохозяйств было по две жены, в одном домохозяйстве три жены. В 1859 г. в деревне Ибрагимовой было 38 % семей, где было две жены. Из числа чиновников 3-го Башкирского кантона из 111 чел.: 51 % – имел одну жену, 37 % – две жены, 10 % – три жены, 1% – четыре жены, 1 % – был холостым. В выборе будущей жены играло роль ее происхождение, как правило женились на девушках из своей социальной группы, то есть мужчины, поступавшие на службу начиная с младших офицерских чинов, женились прежде всего на зауряд-есаульских, зауряд-сотских, старшинских дочерях и только вторыми или третьими женами брали женщин с простым происхождением. Национальность практически не имела значения, особенно при проживании в смешанных юртах, главное было вероисповедание, так встречаются записи о том, что мещеряки были женаты на башкирских и тептярских дочерях.
Таким образом, количество семей с двумя женами к середине XIX в. увеличивается, в некоторых селениях значительно. Правительство, беспокоясь о том, что многоженство отрицательно влияет на состояние хозяйства мещеряков, делает предписание старшинам юрт, выяснять по какой причине берется вторая и последующие жены и может ли будущий муж выплатить за них калым и содержать их без ущерба своему хозяйству [13].
На особом положении могли оказаться жены ушедших на службу и вдовы, они оставались в семье мужа. Также при гибели главы семейства на попечении старшего брата оставались и сводные братья и сестры.
Из призывного списка 1896 г. Кызылбаевской волости Ичкинского общества на учете состояло 13 призывников, из них 11 холостых. В 1898 г. числилось 29 чел., из них 15 были холостыми [14]. В Терсюкском обществе в 1896 г. числилось четыре призывника, из них три холостых [15].
Особое внимание со стороны руководства кантона уделялось детям. В 1845 г. командующий войском генерал-майор Г.В. Жуковский циркулярно предписывал начальникам кантонов внушить подведомственным поселениям не оставлять малолетних детей своих одних в избах, когда топятся печи, а тем более если есть чувалы, и что родители, не пекшиеся о сохранности детей от ожогов, будут наказаны. Генерал-майору поступали донесения о происшествиях и несчастных случаях с детьми. В случаях несоблюдения этих правил было предписано перестраивать печи с чувалами на голландские. Было предписано сообщать о таких случаях земской полиции [11, л. 14].
Особое внимание уделялось детям-сиротам, как и в русских селениях, вопросы опеки решались на общих сходах. Дети оставались под опекой старших родственников, которые заботились об их имуществе. Если мальчикам-сиротам доставалось жилье или доля в жилье, то девочкам, как правило, вещи или деньги [16, л. 37]. В 1847 г. старшина юрты 11 дает описание имущества сирот, находившихся на попечении в деревне Кызылбаевской. В одной семье сиротами остались брат и сестра. Имущество мальчика 69 руб. 99 коп., дом и корова. У девочки были только деньги. В деревне Терсюкская дети из одной семьи братья имели в наследстве части дома и амбар, у сестры только деньги [14, л. 7].
Заключение
Этнические особенности показывают специфику семейных отношений ичкинских татар на территории Зауралья. Очень важно определять особенности традиций, особенно при очень большом влиянии культурного окружения татар и прямого влияния русского этноса на татарский на конкретно взятой территории в историческом аспекте.
В заключении брака решающую роль играли старшие в роду, а также материальное благосостояние желавших породниться семей. Среди верхушки мещерякского общества, а также чинов различного уровня приветствовалось заключение брака внутри социальной ячейки. Должности в юртовом сообществе чаще всего занимали члены одной или нескольких семей. Историографический обзор показал недостаточность изученности семейных взаимоотношений, в том числе в плане распространения многоженства в мещерякской среде и попыток вмешательства в данную сферу государства.
Забота о вдовах, солдатских женах и сиротах практически не отличалась от аналогичного их положения в русском обществе. Сельское сообществ контролировало сохранность имущества сирот, попечение над вдовами и солдатскими женами ложилось на семью мужа.
Библиографическая ссылка
Подкорытова С.В., Рязанов А.А. ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ ТАТАР (МЕЩЕРЯКОВ) НА ТЕРРИТОРИИ ЗАУРАЛЬЯ В XIX ВЕКЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2024. – № 3. – С. 5-9;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12178 (дата обращения: 03.12.2024).