Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

К ВОПРОСУ ФЕНОМЕНА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ЕГО ВЕРБАЛИЗАЦИИ В КАЗАХСТАНСКИХ МЕДИА

Лянова Т.Е. 1 Исина Г.И. 1
1 Карагандинский университет имени Е.А. Букетова
Данная статья посвящена изучению феномена национальной идентичности, являющегося предметом исследования на протяжении последних двух столетий в сфере социально-гуманитарных наук. Сложность изучения данного феномена объясняется его многослойной структурированностью, включающей множество компонентов. Цель работы – изучение вербальных способов репрезентации идентичности в казахстанских медиа. В качестве материалов исследования выбраны медиатексты, опубликованные на популярных казахстанских интернет-порталах. Выбор в пользу медиадискурса объясняется тем, что в современном мире медиа оказывают идейно-психологическое воздействие на общество, формируя определенные взгляды и выражая животрепещущие проблемы конкретного социума. На сегодняшний день в Казахстане наблюдается такая социальная ситуация, при которой этническая принадлежность членов социума доминирует над национальной. В плане исследования способов вербализации национальной идентичности представлена проблематика бинарной оппозиции «свой – чужой». Дискурсивный анализ казахстанских медиа позволил выявить основные маркеры идентичности, значимые смыслы, трактующие идентификационные процессы личности в казахстанском обществе. В ходе исследования авторы приходят к выводу об отсутствии в Казахстане единой национальной идентичности в силу неоднородности этнического состава государства, что подтверждается изобилием в медиатекстах лексем «казахский» и «казахстанский» в обсуждении различного рода вопросов общественной жизни страны. Исследование финансируется Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № AP23485158).
национальная и этническая идентичность
медиатекст
дискурс
самоидентификация
1. Abrams D. Social Identity on a National Scale: Optimal Distinctiveness and Young People’s Self-Expression Through Musical Preference // Group Processes & Intergroup relations. 2009. No. 12 (3). P. 303–317. DOI: 10.1177/1368430209102841.
2. Пархоменко Р.Н. Гражданство и национальная идентичность в понимании Ю. Хабермаса // Право и политика. 2014. № 3 (171). С. 379–386. DOI: 10.7256/1811-9018.2014.3.7797.
3. Hall S. The fateful triangle: Race, ethnicity, nation. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2017. 229 p. DOI: 10.4159/9780674982260.
4. Алиева О.Г. Проблема национальной идентичности в глобализирующемся мире // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2016. № 2. С. 135–141. [Электронный ресурс]. URL: https://journals.rudn.ru/philosophy/article/view/11779 (дата обращения: 19.12.2024).
5. Колбачева Ж.Е. Особенности формирования национальной идентичности Казахстана в современных условиях // Проблемы постсоветского пространства. 2018. № 5 (1). С. 101–107. DOI: 10.24975/2313–8920–2018–5–1–101–107.
6. Осянин А.Н. Национальная идентичность Российского общества: социологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2019. № 1 (53). С. 65–72. URL: http://www.vestnik-soc.unn.ru/ru/nomera?anum=10657 (дата обращения: 16.01.2025).
7. Lyanova Т., Issina G.I. On the issue of the defining the concept of national identity: the history of formation // European Journal of Humanities and Social Sciences. 2024. No 2. P. 40–45. DOI: 10.29013/EJHSS-24-2-40-45.
8. Кукушева Н.Э. Мультикультурализм как теория нациестроительства в Казахстане // Манускрипт. 2016. № 12–1 (74). С. 117–120. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/materials/3/2016/12-1/31.html (дата обращения: 20.12.2024).
9. Ильинская Е.А., Бирженюк Г.М., Ременюк Н.Р. Бинарная оппозиция «свой – чужой» в культурологическом дискурсе // Общество: философия, история, культура. 2023. № 4 (108). С. 169–174. DOI: 10.24158/fik.2023.4.25.
10. Сикевич З.В., Скворцов Н.Г. Соотношение национальной и этнической идентичности молодежи (на примере Санкт-Петербурга) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. № 2. С. 277–292. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-2-277-291.

Введение

В современном обществе наряду с глобализационными переменами миропорядка в экономических, социокультурных сферах наблюдаются противоречивые процессы, связанные с обострением национальных чувств, что вызывает повышенный интерес к категории национальной идентичности как значимой константы мирового социума.

На протяжении последних двух столетий феномен национальной идентичности является предметом исследования в сфере социально-гуманитарных наук. Сложность изучения данного феномена объясняется его многослойной структурированностью, включающей множество компонентов, которые формируют его смысловое ядро.

Целью исследования является изучение феномена национальной идентичности и вербальных способов его репрезентации в казахстанских медиа. Исследование национальной идентичности невозможно без обращения к языку, являющемуся одним из ключевых его компонентов. Во многих дефинициях, существующих на сегодняшний день, язык представляется основополагающим признаком сформированной идентичности. Как показывают исследования, в зависимости от различных социальных условий язык может одновременно выступать и как объединяющий, и как разъединяющий фактор в обществе. Если в первом случае язык является инструментом, консолидирующим полиэтническое общество, то во втором случае он может стать причиной острых социальных конфликтов.

Материалы и методы исследования

С целью исследования феномена национальной идентичности в современном Казахстане авторами в качестве материалов исследования выбраны медиатексты, опубликованные на популярных интернет-порталах, таких как tengrinews.kz, akorda.kz/ru, liter.kz. Выбор в пользу медиадискурса объясняется тем, что в современном мире медиа оказывает идейно-психологическое воздействие на общество, формируя определенные взгляды и выражая животрепещущие проблемы конкретного социума. Дискурсивный анализ медиатекстов позволяет авторам выявить наиболее актуальные смыслы, интерпретирующие национальную идентичность в казахстанском медиадискурсе.

Результаты исследования и их обсуждение

В разные исторические периоды феномен национальной идентичности входил в круг научных интересов ученых различных областей Д. Абрамс [1], Ю. Хабермас [2], С. Холл [3]. Его изучению посвящены труды многих российских исследователей, таких как О. Алиева [4], Ж.Е. Колбачева [5], А.Н. Осянин [6].

При нынешней политической обстановке в мире многие государства неоднородны по этническому составу, а ведь этническая принадлежность закладывает основу национальной идентичности. Вопрос национальной идентичности стоит особенно остро в странах постсоветского пространства. Казахстан находится на начальных этапах формирования национальной идентичности [7, с. 44]. Казахстан, будучи суверенным государством на протяжении трех десятилетий, все еще имеет отпечатки советского прошлого. По утверждению Н.Э. Кукушевой, перед «Казахстаном встала проблема формирования нации из своего полиэтнического и поликонфессионального населения. Именно здесь лежит главная проблема всей национальной сферы Казахстана – во взаимодействии гражданской и этнической идентификации» [8, с. 118]. Сегодня на девятой по величине территории в мире проживают представители более 130 национальностей. Несмотря на пропаганду властями идеи «единой нации», живущей в мире и согласии, в Казахстане все еще не достигнут консенсус по самому важному вопросу: какая должна быть национальная идентичность – «казахская» или «казахстанская»?

Одним из значимых смыслов, трактующих идентификационные процессы личности, является отношение к той или иной стране, стране как предмету гордости. Привитие чувства гордости является позитивной социальной установкой, играющей значимую роль в выявлении идентификации членов общества. Так, члены общества могут испытывать гордость при ознакомлении с определенными положительными событиями, мероприятиями в той или иной области (победы на спортивной арене, рост в экономике и т.д.). По этой причине в медиаполе Казахстана часто публикуют новости об успехах граждан на мировой арене. К примеру:

– Казахстанские студенты победили в международном конкурсе Huawei ICT Competition 2024. (tengrinews.kz / 19.12.24)

Безусловно, признание мировым сообществом достижений соотечественников является предметом гордости. В последние годы наметилась тенденция довольно частого представления успехов сограждан в СМИ. К примеру:

– Казахстанка из кулинарной академии в Швейцарии восхитила Казнет… Красивые и необычные торты молодой казахстанки по имени Сабина привлекли внимание пользователей сети, набирая миллионы просмотров на видео. (tengrinews.kz / 13.06.24)

Подобного рода новости многочисленны и популярны. В следующем репортаже представлена новость о победах казахстанских поваров, отличившихся на международном гастрономическом конкурсе в Турции:

– Шымкентская команда не только продемонстрировала высокий профессионализм, но и вошла в число лучших среди талантливых поваров из разных стран. (liter.kz / 27.11.2024)

Ярким примером проявления национальной идентичности является вербальное отражение дихотомии «свой – чужой». Проблематика бинарной оппозиции представляется чрезвычайно актуальной на сегодняшний день. По мнению авторов статьи «Бинарная оппозиция «свой – чужой» в культурологическом дискурсе», «дифференциация общества на “своих” и “чужих” играет основополагающую социальную роль и влияет на социально-культурную ситуацию в целом» [9, с. 169]. Значимость дихотомии заключается в определении «своего» через «чужого» в процессе самоидентификации.

Однако авторы отмечают, что бинарная оппозиция «свой – чужой» не всегда конфликтогенна; «чужой/другой» может выступать в качестве катализатора в процессе идентификации индивида, так сказать в роли «лакмусовой бумаги», на фоне которой ярко и открыто проявляется инаковость личности, определенный образ, его уникальность и своеобразие. Факт признания своей страны, ее популярности в мировом масштабе вызывает у его граждан, как было ранее упомянуто, чувство гордости и удовлетворенности. К примеру, в ноябре 2024 г. состоялась встреча президента Гвинеи-Бисау Умару Сисоку Эмбало с президентом Казахстана К. Токаевым:

– Касым-Жомарт Токаев отметил, что Казахстан является открытой страной, придерживающейся миролюбивой политики и обладающей самой крупной экономикой в регионе. Он подчеркнул, что перед двумя странами открываются хорошие перспективы для партнерства. Как отметил на встрече президент Гвинеи-Бисау, мы «можем многому научиться у Казахстана». (akorda.kz/ru / 12.12.24)

Посол США в Казахстане Дэниел Розенблюм рассказал, как ему запомнился Казахстан за время его дипломатической миссии, передает корреспондент Tengrinews.kz:

– «Моя служба в Казахстане была настоящим удовольствием. Она не была трудной, потому что народ Казахстана встретил меня с распростертыми объятиями и от всего сердца поделился со мной своим опытом, историей и культурой». (tengrinews.kz / 10.12.24)

Показательным фрагментом демонстрации феномена национальной идентичности является репортаж от 3 июля 2024 г. на интернет-сайте akorda.kz/ru касательно переговоров президентов РК и КНР:

– Председатель КНР подчеркнул, что он является свидетелем динамичного развития нашей страны, и выразил уверенность, что под руководством Касым-Жомарта Токаева казахский народ заложит основы еще более сильного и процветающего Нового Казахстана.

Интересно отметить, что автор репортажа при упоминании народа использует лексему «казахский» вместо «казахстанский», что, в свою очередь, символизирует двойственность идентичности в многонациональном Казахстане. Но в то же время употребление притяжательного местоимения «нашей» в словосочетании «нашей страны» свидетельствует о единстве сотни этнических групп, считающих Казахстан своим домом.

В казахстанской публицистике нередки случаи ассоциирования своей страны с зарубежными странами при описании местностей, что, в свою очередь, формирует позитивную доверительную картину. К примеру, живописные пейзажи Алматы часто отождествляют с горными районами Швейцарии.

Ярким примером рекламы красот Казахстана является репортаж под названием «Актауский бархатный сезон. Чем живет казахстанский Дубай» (tengrinews.kz/11.10.24). Корреспонденты Tengrinews.kz отправились в город Актау, расположенный на берегу Каспийского моря, чтобы запечатлеть мангистауский бархатный сезон и узнать у местных жителей, что нужно, чтобы в Казахстане получился свой Дубай.

Авторы отмечают, что отличительной чертой казахстанского общества является его многонациональность, явившаяся последствием ряда исторических событий. Политика при СССР перекроила карту Казахстана, преобразуя моноэтническое государство в полиэтническое. Несмотря на продвижение идеи единства и солидарности народностей Казахстана, в последние годы заметно возрождение национального самосознания так называемой титульной нации – казахов. Власти предлагают бесплатные курсы по изучению государственного языка, популяризируют исконно казахские традиции и обычаи, возрождают историю кочевников, стремятся отождествлять себя не с западным миром, а с тюркским сообществом. Таким образом, можно уловить один из главных посылов в дискурсе нынешнего медиапространства – Казахстан прежде всего родина и обитель казахского народа. Сегодня в Казахстане растет численность казахскоязычного населения. Проводятся различные мероприятия для повышения статуса казахского языка. Примером может служить проведение республиканского форума под названием «Казахский язык – межнациональный язык великой степи», организованного Ассамблеей народа Казахстана в г. Шымкенте:

– В ходе республиканского форума были созданы диалоговые площадки и обсужден вопрос расширения сферы применения государственного языка в различных направлениях. В частности, представители других этносов, освоившие казахский язык, обменялись опытом, поделились увиденным и прочувствованным, озвучили предложения по решению возникших проблем. (tengrinews.kz / 07.09.24)

Как показывает анализ, в многонациональном государстве, каковым является Казахстан, особенно остро стоит вопрос соотношения национальной и этнической идентичностей. Закономерно, что в условиях полиэтничности наблюдается тенденция доминирования одной нации над другой. При этом соотношения идентичностей могут проявляться абсолютно по-разному: в виде доминирующей этнической идентичности, доминирующей национальной идентичности, этнического радикализма, этнонационального радикализма, а также этнической и национальной индифферентности [10]. К примеру, казахи, будучи представителями титульной нации, прежде всего считают себя казахами, а уже после причисляют к числу казахстанцев. В этом случае идентифицирующими факторами выступают этнос, культура, язык; этническое самоопределение преобладает над национальным. При этом авторы отмечают, что для стабильности и процветания полиэтнических государств принципиально важным является построение доминирующей национальной идентичности, когда для членов общества первостепенным признаком является не принадлежность к этносу, а отождествление себя с гражданами на основе общих ценностей, патриотизма, уважения к политическим институтам общества.

На сегодняшний день в Казахстане наблюдается такая социальная ситуация, при которой этническая принадлежность членов социума доминирует над национальной. По этой причине моральные принципы, устои и ценности традиционного казахского общества стали преподноситься как единые для всего многонационального Казахстана:

– Уже более 10 лет казахи отмечают праздник, который символизирует важность единства и семейных ценностей. Главный смысл праздника – важность помнить о национальных традиционных ценностях, заботиться друг о друге и сохранять тепло и любовь в семье. (tengrinews.kz / 08.09.24)

Внимания заслуживает и следующий пример медиатекста под названием «В Кызылорде отметили 125-летие казахской нефти»:

– Сегодня аким области Нурлыбек Налибаев поздравил работников нефтегазового комплекса с профессиональным праздником, 125-летием казахской нефти и предстоящим Днем Конституции. (caravan.kz / 28.08.2024)

Употребление лексемы «казахская» вместо «казахстанская» служит своеобразным маркером доминирующей этнической идентичности в обществе, где даже нефть становится предметом полемики – «казахская» или «казахстанская»? При этом в медиатексте, датированном 30 октября, нефть в Казахстане представлена уже в ином звучании:

– Министр озвучил прогнозную цену на казахстанскую нефть.(tengrinews.kz / 30.10.24)

Как было отмечено ранее, в медиадискурсе Казахстана превалируют публикации на тему государственного языка, казахской культуры, прославляющие выдающихся исторических личностей казахского народа. Сравните новости, представленные на сайте:

– В Астане в воскресенье состоялся праздничный концерт в честь дня рождения Бибигуль Тулегеновой – народной артистки Казахстана и СССР, которую прозвали казахским соловьем. (tengrinews.kz / 16.12.24)

– Великий казахский поэт и просветитель родился в 1845 году в Семипалатинской области. Творчество и фигура Абая по сей день являются символом национального самосознания. (tengrinews.kz / 10.08.24)

В медиапространстве Казахстана массовая доля контента относится к категории новостей, демонстрирующих возрождение национального самосознания. Нередко встречаются публикации о внедрении в жизнь женщин элементов национального колорита:

– Видео челленджа появилось на странице управления образования Астаны. На видео девочки заплетают косы и вплетают в них шашбау – традиционные казахские серебряные украшения для волос. (tengrinews.kz / 18.09.24)

– В социальных сетях набирает популярность видео, где большая группа казахских апа исполняет хором народную песню на фоне традиционных корпе. (tengrinews.kz / 11.09.24)

Обращение к казахскому прошлому, воспевание уникальных казахских черт, национального характера и особенностей менталитета отражается и в выступлениях политического бомонда Казахстана. Так, глава государства в своей речи указывает на «казахскую мягкую силу» и апеллирует к патриотизму:

– «Сегодня высокий уровень образования, прогрессивное мышление, гражданская ответственность, уникальное полиязычие и культурное многообразие являются базовыми составляющими нашей национальной идентичности и ключевыми элементами так называемой казахской мягкой силы, или soft power». (akorda.kz /31.05.24)

Как показывает статистика, увеличивается доля носителей казахского языка, что свидетельствует о росте численности титульной нации в сравнении с другими этническими группами. Одной из причин служит политика государства касательно переселения этнических казахстанцев. Примечательно, что ранее в отношении казахов-репатриантов использовался термин «оралмандар» (возвращенцы). Позже на законодательном уровне была произведена замена на лексему «қандастар» (соплеменники, единокровные):

– Более 4,3 тыс. этнических казахов получили статус кандаса с начала 2024 года. (akorda.kz /23.04.24)

Заключение

Формирование национальной идентичности является сложным процессом, который усугубляется при неоднородном этническом составе государства. Репрезентирующие смыслы феномена национальной идентичности широко представлены в медиадискурсе. Сквозь призму массмедиа авторы сумели взглянуть на основные маркеры идентичности в казахстанском обществе, актуальные для данного социума.

Авторы пришли к выводу об отсутствии в Казахстане единой национальной идентичности, что подтверждается изобилием лексем «казахский» и «казахстанский» в обсуждении вопросов внутренней и внешней политики, выбор которых может быть как сознательным, так и бессознательным актом автора.

Главными репрезентативными компонентами национальной идентичности в Казахстане служат: национальная гордость, понятие исторической родины и имидж страны на мировой арене. Исходя из анализа публикаций в массмедиа, авторы заявляют, что актуальным вопросом в Казахстане является соотношение этнической и национальной идентичностей. Доминирующая роль этнической принадлежности титульной нации находит отражение в медиадискурсе. В то же время заметна тенденция к консолидации многонационального общества, при котором казахский этнос стремится стать интегратором. Авторы считают, что изучение феномена национальной идентичности в плоскости медиа заслуживает внимания ученых и требует комплексного подхода и дальнейшей разработки.


Библиографическая ссылка

Лянова Т.Е., Исина Г.И. К ВОПРОСУ ФЕНОМЕНА НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ И ЕГО ВЕРБАЛИЗАЦИИ В КАЗАХСТАНСКИХ МЕДИА // Международный журнал экспериментального образования. 2025. № 1. С. 21-25;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=12193 (дата обращения: 19.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/mjeo.12193