В частности, метод экономической двойственности (А.В. Афанасьев, 2005) позволяет рассматривать все экономическое поведение человека в системе двойственности - «потребление инвестирование». Причем как потребление, так и инвестирование рассматриваются в расширительном психолого-экономическом контексте. Однако остается неясным, к какой психологической категории относятся «склонность к потреблению» и «склонность к инвестированию». Может быть, это мотивация, или определенная экономическая деятельность, или готовность к деятельности, или поведение, или способности к деятельности, или ее результат, или совокупность этого всего. На наш взгляд, выделяемый феномен в самом общем плане отвечает формулировке «совокупность обусловленных индивидом моментов движения, обеспечивающих становление, реализацию, развитие и видоизменение деятельности», т.е. определению активности по В.А. Петровскому (1992) и И.А. Джидарьян (1988).
Экономическая активность - это сложное многокомпонентное образование, уровень, мера взаимодействия субъекта с объектами экономической действительности; интенсивность и качественное наполнение распоряжения субъектами ограниченными ресурсами, способ самовыражения и самоосуществления личности в жизни, включенной в экономические отношения не только производства, обмена и распределения, но также сбережения и потребления.
Распределение всех имеющихся у человека ресурсов происходит в соответствии с двумя основными векторами экономической активности.
Под «активностью потребления» мы понимаем использование имеющихся ресурсов на собственное единовременное благо, а под «активностью инвестирования» использование имеющихся ресурсов с целью получения максимальной долгосрочной экономической выгоды.
В связи с тем, что ресурсы человека всегда ограничены, процесс их распределения необратимо приводит к дилемме «потребление-инвестирование», невозможно «все проживать» и «все вкладывать» одновременно. В экономике данный феномен получил название «Кривая производственных возможностей».
Анализ литературы (контент-анализ более 300 экономических и психологических источников, а также самоотчетов отчетов бизнесменов о путях достижения ими высоких экономических результатов) позволил нам выделить основные группы имеющихся у человека ресурсов:
- денежные средства (включая материальные ценности),
- время,
- интеллектуальный потенциал,
- опыт и навыки,
- физические и психологические усилия.
Сочетание распределения различных имеющихся ресурсов дает различные варианты экономической активности. Фактически можно говорить о неких индивидуальных стилях проявления экономической активности. Так, один человек может весьма активно инвестировать свой интеллектуальный потенциал (заниматься высоко интеллектуальной работой) и все заработанные средства тратить на удовлетворение текущих потребностей, а другой предпочитает положить деньги на вклад и жить исключительно «на проценты», третий же активно интеллектуально работает и часть получаемых денег вкладывает в акции. При таком разнообразии возможных вариантов встает вопрос об их эффективности. Исследования М.Ю. Семенова (2005) и др. позволяют нам говорить об объективной и субъективной эффективности (или результативности) экономической активности. В свете этих данных под объективной эффективностью можно понимать измеренный в денежном эквиваленте уровень дохода в пересчете на один вложенный рубль, а под субъективной эффективностью - ощущение удовлетворения от экономических результатов своей активности.
Т.о. у каждого человека есть некий двуединый наличный уровень экономической активности и двуединый ее результат. Пространство между начальным уровнем и результатом принадлежит непосредственно реализации активности. Выделенная нами модель экономической активности весьма близка к модели активности, выделенной А.А. Волочковым (1997), преобразуя ее с экономической точки зрения. При этом, безусловно, и активность потребления и активность инвестирования представляют собой сложные самостоятельные образования, со своеобразными имеющими качественную специфику структурами, функциями, стилями и «встроенностью» в структуру индивидуальности. Их взаимодействие необходимо рассматривать с точки зрения полисистемного подхода (ЛЛ.Дорфман, 1993) - как взаимодействие двух самостоятельных систем, объединенных единой, большей, чем они системой - экономической активностью.
Для изучения экономической активности на основании экспертных оценок (успешные бизнесмены, экономисты, психологи, практикующие в сфере бизнеса) и эмпирической проверки был разработан (с соблюдением всех необходимых проверок на надежность и валидность) «Опросник экономической активности», позволяющий оценить данный феномен в отношении различных ресурсов: денежные средства, время, интеллектуальный потенциал, опыт и навыки, интенсивность труда, физические и психологические усилия (подробное описание опросника и его психометрических показателей представлено в соответствующем разделе статьи).
Результаты, полученные при помощи данного опросника на выборке более 500 человек (мелкие и средние предприниматели, наемные работники разного уровня управленческой лестницы от топ-менеджеров до рядовых сотрудников ведущих предприятий Пермского края, работники сферы торговли и транспортной промышленности, производства и продаж примерно в равных пропорциях в возрасте от 35 до 60 лет) показывают довольно четкую факторную структуру (конфиматорный факторный анализ) экономической активности (χ2/df = 1,99; RMSEA = ,079).
Т.о. можно констатировать относительно высокую пригодность модели экономической активности для смешанной выборки работающих людей взрослого возраста.
Отдельного дальнейшего рассмотрения и эмпирического изучения требует специфика проявления экономической активности и отдельных ее компонентов у представителей различных профессий и экономических классов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афанасьев, А.В. Метод экономическойдвойственности [Текст] / А.В. Афанасьев // Вопросы экономики - 2005 - №8 - с. 4-18
- Волочков, А.А. Учебная активность вструктуре интегральной индивидуальности (наматериале младших школьников) [Текст]:Дисс....канд. психол.наук. / А.А. Волочков -Пермь, 1997-472 с.
- Джидарьян, И А. Категория активностии ее место в системе психологического знания.[Текст] / И.А. Джидарьян // Категории материалистической диалектики в психологии. М., - 1988. -С. 56-87
- Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости,процента и денег [Текст] / Дж.М. Кейнс // Антология экономической классики. - Т.2. - М.: Эко-нов, 1993
- Мерлин, В.С Очерк интегрального исследования индивидуальности. [Текст] / B.C.Мерлин - М.: Педагогика, 1986 - 392 с.
- Радаев, В.В. Экономическая социология.[Текст] / В.В. Радаев - М.: АспектПресс, 1997 -299 с.
- Ражнева, Ю.А. Предпринимательствокак форма занятости женщин (На примере Алтайского края) [Текст]: Дис. ... канд. экон. наук :08.00.05 / Ю.А. Ражнева - Барнаул, 2004 -158 с.
- Рывкина, Р.В. Экономическая культурав России: социология, этнология, культурология.[Текст] / Р.В. Рывкина - СПб.: изд-во ГУ, 1994 -425 с.
Библиографическая ссылка
Ротманова Н.В. Структура экономической активности // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 6. – С. 30-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=176 (дата обращения: 21.11.2024).