Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике

Чистобаева А.Ю.
Процесс обучения в высшей школе имеет свою специфику, а именно вузовское обучение представляет собой профессиональное обучение, подготовку специалистов. На формирование будущего специалиста, на его становление как личности влияют не только обучение и программное содержание образования, передаваемое преподавателем, но и интеллектуально-творческая деятельность, и самообразование самого студента.

Эти явления в системе профессионального образования выступают, конечно, в единстве.

Современные условия развития общества,подвижность профессий и специализаций, свидетельствуют о том, что делать ставку на усвоение определенной суммы знаний и умений, переданных преподавателем, уже не возможно. Необходим переход от образования «на всю жизнь» нанепрерывное образование «через всю жизнь».Соответственно, образовательный процесс в высшей школе необходимо строить с использованием современных образовательных технологий с учётом как технических, так и человеческих ресурсов, и их взаимодействия. Оптимизацияформ образования должна проводиться так, чтобы будущие специалисты в учебном процессе учились приобретать знания, умения и опыт познавательно-творческой самостоятельности,формируя у себя теоретическую и практическуюготовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности.

Формирование психологической готовности к инновациям в педагогической деятельности осуществляется как в процессе направленного психолого-педагогического воздействия, так и в результате влияния всей совокупности условий социальной действительности, значительной частью которой является вуз. Именно в вузе, на стадии адаптации, возможно осуществление целенаправленного психолого-педагогического воздействия, с целью профессиональной ориентации, гуманистической убежденности и развития педагогического творческого воображения. Поэтому можно считать обоснованным предположение о том, что вуз как многофакторная и многокритериальная среда формирующим образом влияет, воздействует на студента. Выявление противоречий образовательного процесса открывает путь к познанию объективных причин его самодвижения и саморазвития. Кроме того, анализ диалектических противоречий образовательного процесса обеспечивает большую вероятность нахождения и педагогического подхода (стратегии) их разрешения. Эффективность процесса образования находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которую мы применяем для реализации педагогических задач и достижения поставленной цели.

С одной стороны, образовательная система должна помочь человеку реализовать свои личностные качества в целях самосовершенствования (саморазвития), самореализации в профессиональной деятельности, а с другой - полученные знания должны обеспечить человеку достойную жизнь за счет умелого их использования.

Важнейшим социально-педагогическим феноменом, отражающим современные общественные тенденции в построении и функционировании системы образования и воспитания может быть рассмотрена гуманизация образования. Прежде всего, гуманизация образования представляет собой процесс, направленный на развитие личности как активного субъекта творческого труда, познания и общения. По своим целевым функциям она выступает как условие (фактор) гармонического развития личности, обогащения её творческого потенциала, роста сущностных сил и способностей.

Мы попытались учесть все выше сказанное,  разрабатывая профессионально-ориентированные технологии обучения по циклу общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации. Наши образовательные технологии строились на основе профессионально-гуманитарной парадигмы. Исходя из того, чтотехнологии обучения в высшем профессиональном образовании не застывшая схема учебного процесса, не готовые шаблоны и стереотипы, а живой творческий процесс решения многочисленных и далеко не простых проблем подготовки будущих специалистов в области коррекционной педагогики, опирающийся на классическую дидактику и являющийся ее практическим продолжением. Технологию мы рассматриваем, как систему психологических, общепедагогических, дидактических, частно-методических процедур взаимодействия педагогов и студентов, направленную на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям образования, содержанию будущейпрофессиональной деятельности.

Исходя из требований к уровню усвоения дисциплин выдвигаются следующие дидактические принципы:

  1. Принцип генерализации, концентрации содержания вокруг ведущих концепций, идей и закономерностей науки, на которых базируется учебная дисциплина.
  2. Приннип научной целостности, который означает, что рассматриваемые разделы, модули, темы являются частью учебной дисциплины.
  3. Принцип обеспечения внутренней логики науки, являющейся базой для учебной дисциплины.
  4. Принцип дидактической изоморфности,когда при дидактической обработке научной системы знаний требуется по возможности сохранить основные элементы теории и создать условия для раскрытия природы этих элементов ихарактера связи между ними, так как структурадолжна служить эталоном для сравнения целей ирезультатов обучения.
  5. Принцип соответствия содержания обучения профессиональной деятельности.
  6. Принцип единства содержания обучения выражает необходимость учета связей, существующих между различными учебными дисциплинами, в целях создания в сознании будущего специалиста целостной научной картины, служащей базовой основой его последующей профессиональной деятельности.
  7. Принцип перспективности развития научного знания.

При проектировании и конструировании профессионально-ориентированных технологий обучения по дисциплинам общепрофессионального блока среди основных принципов управления познавательной деятельностью студентов в учебном процессе целесообразно выделить следующие:

  1. гуманистическая направленность, ориентированность на развитие личности будущегоспециалиста;
  2. обеспечение непрерывности образования;
  3. информатизации и технического обеспечения образовательного процесса;
  4. рационального применения современных методов и средств обучения на разных этапах подготовки специалистов;
  5. принцип единства рационального иэмоционального.

Технология профессионально-ориентированного обучения студентов высшей школы предполагает: учет межпредметных связей; ориентацию на индивидуальные возможности; тесную взаимосвязь теории и практики, контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы; возможность видоизменять, варьировать соотношение объема и последовательности выполнения заданий; опору на достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося.

Личностно-деятельностный подход как ведущая стратегия гуманизации образования требует особой, психологически выдержанной технологии взаимодействия преподавателей и студентов. Основу такой технологии составляет полисубъективный (диалогический) подход. Нужно отметить, что - диалог первичная, родовая форма человеческого общения, определяющая развитие личности. Диалог обеспечивает функционирование механизма интериоризации, посредством которого внешнее изначально взаимодействие в системе «учитель-ученик» переходит «вовнутрь» последнего, определяя тем самым его индивидуальное («интерсубъектное» по содержанию) психологическое своеобразие. По нашему мнению, благодаря обратной связи, необходимо присутствующей в процессе диалога, включается механизм экстериоризации, в ходе которого интерсубъектное участников общения актуализируется в процессе дальнейшего общения. Таким образом, диалогическое общение реализует интегральный принцип личностно-ориетированной дидактики - единства субъективного и объективного в динамике их превращения друг в друга.

В русле этих тенденций в развитии системы высшего образования процесс успешного профессионального роста невозможен без создания особой развивающей среды в которой, представлены во всем многообразии связей и отношений все составляющие жизненного мира человека: природные, предметные, социальные и экзистенциальные. Создание этой среды возможно при реализации следующих психолого-педагогических условий:

  • организации на аудиторных и внеаудиторных занятиях процесса взаимодействия наоснове субъект-субъектных отношений и диалогического общения;
  • создание в ходе взаимодействия атмосферы доброжелательности и доверительности;
  • учета и опоры па личный опыт каждогостудента с признанием его неповторимости.

Решение проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов в области коррекционной педагогики следует осуществлять путем реализации в образовательном процессе вуза профессионально-ориентированной технологии обучения. В качестве информационной ее составляющей рассматривается учебно-методический комплекс информационного обеспечения изучения специальной дисциплины, представляющий собой систему, в которую интегрируются прикладные педагогические программные продукты, базы данных и знаний в соответствующей предметной области, а также совокупность дидактических средств и методических материалов, всесторонне обеспечивающих и поддерживающих технологию обучения. В состав изучения специальной дисциплины обосновано включение следующих компонентов: компьютерной программы учебной дисциплины, компьютеризированного учебника, типового комплекта средств информационной поддержки учебной дисциплины, системы контроля и оценки знаний обучающихся. Дидактический комплекс позволяет реализовать следующие функции: информационную, развивающую, самообразовательную, ориенти-рующую, систематизирующую, стимулирующую, обучающую, координирующую, контрольно-оценочную.

При разработке целесообразно: определить цели и содержание обучения в контексте будущей профессиональной деятельности специалиста; выявить информационную емкость и систему смысловых связей между элементами содержания; провести структурирование учебного материала; задать требуемые уровни его усвоения; обосновать структуру и предметно-содержательное наполнение элементов дидактического комплекса информационного обеспечения.

Профессионально-ориентированную технологию обучения, обеспечивающую формирование заданного уровня профессиональной компетентности, целесообразно разрабатывать по следующему алгоритму: диагностическая постановка целей обучения; обоснование содержания предметной деятельности педагога; поиск специальных дидактических процедур усвоения материала, выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции сформированности профессиональной компетентности.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что использование инновационных технологий обучения направлено на оптимизацию процесса обучения, на достижение целей подготовки специалистов с минимальными затратами сил субъектов этого процесса и одновременным достижением не только высокого уровня знаний, умений и навыков, но и развития опыта профессионально творческой деятельности. Перемещение акцента с процесса преподавания на процесс учения самих будущих специалистов, освоение ими знаний и опыта на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы. Кроме того, это позволит им работать в собственном темпе и организовать свое самообразование в соответствии со своими интересами.

Разработка профессионально-ориентированной технологии обучения показала, что решение проблемы формирования профессиональной компетентности у будущих коррекционных педагогов в вузе лежит в плоскости использования передовых достижений педагогической науки, в частности личностно-деятельностный, системно-деятельностного и личностно-ориентированных подходов к подготовке специалистов; всестороннего дидактического обеспечения как содержательной, так и процессуальных сторон учебного процесса; активизации познавательной деятельности обучающихся на основе ее планомерного управления, а также создания организационно-педагогических условий, способствующих повышению эффективности внедрения в вузе информационных средств и информационной продукции.

Таким образом, у студента формируется и развивается опыт принятия творческих решений проблем проектирования, моделирования, частичной апробации и коррекции собственной авторской системы деятельности, развивается творческая готовность к предстоящей профессиональной деятельности.


Работа представлена на Международную научную конференцию «Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса», Италия (Римини, Рим, Сан-Марино, Флоренция), 10-17 июня 2009 г. Поступила в редакцию 04.06.2009.

Библиографическая ссылка

Чистобаева А.Ю. Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 6. – С. 55-0;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=194 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674