Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

НОВЫЙ ГОССТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Семенова А.Д. Ядрихинская Л.С.
За последнее десятилетие проводится работа по улучшению эффективности системы образования на основе основополагающих законов и нормативных правовых документов РФ и РС (Якутия). В республике были приняты законы «О правах ребенка», «Об образовании», разработана Государственная целевая программа развития образования на 2007-2011 годы. Открыты новые типы учебных заведений, проводится работа по подпрограмме «Одаренные дети», поддерживающей детей из многодетных и малообеспеченных семей для поступления в вузы и т.д.

Но полностью обеспечить права каждого ребенка на качественное образование еще не удается. «По результатам опроса, проведенного Национальным агентством «Информационный центр» при Президенте Республики Саха (Якутия) в июне 2006 года, качеством общего образования удовлетворены: 1-4 классы - 59%, 5-9 классы - 52,4 %, 8-9 классы - 41,5%, 10-11 классы - 41,8% родителей» [1, С. 28]. Данные показатели констатируют факт о том, что существующую практику обучения в массовой школе заметно улучшить не удалось. Такое же положение характерно для школ всей Российской Федерации.

Проведенное нами, в феврале 2004 года, анкетирование 101 родителя Тюнгюлюнской начальной школы Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), работающей по технологии коллективного способа обучения, показало 90,1% удовлетворенности их всеми сторонами учебно-воспитательного процесса [4, С. 104].

На вторую сложную проблему системы образования - низкий уровень воспитанности подрастающего поколения - указал Президент РАО Н.Д. Никандров в своей статье «Стратегия и тактика развития», приведя в качестве эпиграфа слова великого русского философа И.А. Ильина: «...образование без воспитания есть дело ложное и опасное; оно создает чаще всего людей полуобразованных, сомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка» [3].

Этому способствует то, что обучение и воспитание не стали единым процессом. В нашей традиционной системе во время учебных занятий учащиеся приобретают знания, а во время внеклассной и внешкольной работы должны воспитываться.

Вышеуказанные проблемы могут быть успешно решены при внедрении Федеральных Госстандартов образования. Главным условием эффективности системы образования стало формирование универсальных учебных действий.

Несколькими поколениями ученых-педагогов всего мира изучается проблема неуспеваемости, указываются различные причины. Но нам кажется, что главной причиной является несформированность универсальных учебных действий. Ученик, не овладевший общеучебными умениями и навыками, успешно учиться не может. Дидактикой недостаточно разработан процесс учения. Учителям неизвестно, как можно сформировать общеучебные умения и навыки. Между тем, работа по методическим приемам технологии коллективного способа успешно формирует у обучающихся универсальные учебные действия. Этим объясняется высокая результативность работы учителей и педколлективов школ, внедряющих данную технологию. К ним можно отнести авторскую школу А.И. Говоровой, Тюнгюлюнскую начальную школу и Майинскую гимназию Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), школы Красноярского края, Кемеровской области, Казахстана и др., перешедших на технологию коллективного способа обучения.

Нерешенная проблема воспитания гармоничной личности также решится при внедрении коллективного способа обучения. Личность воспитывается только в деятельности. Управлять можно только деятельностью, а формировать качества личности возможно только через управление ее деятельностью [2]. При организации учебного процесса по технологии КСО, во время взаимообучения, создаются условия нравственного становления личности. В этом смысле нравственное воспитание в процессе взаимообучения есть управление деятельностью личности. Воспитание должно осуществиться в процессе обучения, занимающем большую часть времени обучающихся.

Для формирования универсальных учебных действий нужен педагогический инструментарий. Наш коллектив в составе 23 ученых-педагогов Республики Саха (Якутия) разработал проект учебно-воспитательной работы по воспитанию гармоничной личности выпускника. Основное содержание разработанного нами проекта показано в следующей модели:

Рис. 2. Модель современной организации инновационного образовательно-воспитательного процесса по воспитанию саморазвивающейся гармоничной личности выпускника

Технологиями реализации проекта являются:

  • технология взаимообучения и взаимовоспитания или коллективный способ обучения (КСО);
  • продуктивная технология «Сатабыл»;
  • организационно-управленческая технология;
  • технологии приобщения к эстетике и здоровому образу жизни.

Внедрение данной модели обеспечит следующие условия для организации высокоэффективной работы:

  1. Формирование универсальных учебных действий, способствующих воспитанию саморазвивающейся гармоничной личности.
  2. Воспитывается чувство ответственности, чувство локтя, взаимовыручки, бескорыстной помощи, присущие нравственной личности. Создается нравственно- психологический климат, способствующий работоспособности каждого. Воспитание не словом, а делом, всей атмосферой жизни может сформировать личность, способную жить и творить в наше непростое время.
  3. Деловое общение во время взаимообучения развивает коммуникативные навыки. Развивается умение убеждать, заинтересовать, бесконфликтный стиль общения.
  4. Общение человека с человеком - это способ развития его индивидуальности. Общаясь во время взаимообучения, учащиеся удовлетворяют потребность в сотрудничестве с другими членами коллектива для достижения хороших и отличных результатов в обучении. Деятельность по взаимообучению обогащает личность отношениями взаимодействия, взаимопомощи и сотрудничества.
  5. Каждая школа и каждый учитель станут хорошими (А.А. Фурсенко).
  6. Удовлетворенность обучающихся и обучающих собственной деятельностью, а родителей - качеством учебы и воспитанностью своих детей.
  7. Ликвидация очагов безнадзорности и преступности (5).

Если бы всем педагогическим сообществом взялись и поставили на государственное финансирование внедрение вышеуказанных этнопедагогических технологий, то через несколько десятилетий Россия смогла бы стать одной из высокоразвитых государств мира, так как «кадры решают все».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Государственный доклад о положении детей в Республике Саха (Якутия)./ Комитет по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия). - Якутск, 2007-160 с.
  2. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики-М.,1997.-505 с.
  3. Никандров Н.Д. Стратегия и тактика развития // Практический журнал для учителя и администрации школ. - № 2.- 2007.- С. 20-24.
  4. Семенова А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: Монография. - Якутск, 2005.- 117 с.
  5. Семенова А.Д. Научно-методическое обеспечение этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса как условие повышения эффективности работы школы: Монография. - Якутск, 2009.- 117 с.

Библиографическая ссылка

Семенова А.Д., Ядрихинская Л.С. НОВЫЙ ГОССТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РЕБЕНКА НА КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 1. – С. 66-68;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=264 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674