Для будущего врача необходим вы сокий уровень коммуникативной ком петентности, предполагающий не только владение технологией общения, но лич ностную готовность к профессиональному общению [3]. На всех этапах ста новления студента как личности, - а на кафедре психиатрии Государственного бюджетного образовательного учрежде ния высшего профессионального образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального раз вития Российской Федерации обучение ведется на четвертом и пятом курсах, где студенты совершенствуют умения и навыки межличностного общения, приоб ретают опыт влияния на других людей. Современный специалист должен не только владеть необходимой суммой фундаментальных и специальных зна ний, но и определенными навыками коммуникации, которые будут способст вовать профессиональному росту. По этому общение в группе является одним из основных условий формирования коммуникативной компетентности студентов [2].
Целью настоящего исследования яв ляется выявление особенностей влияния социально-психологического климата в группах на коммуникативную компеентность студентов, раскрытие факторов, механизмов и построение моделей взаимосвязи социально-психологического климата и компонентов коммуникативной компетентности в студенческой группе.
Для реализации поставленных в исследовании задач нами были использованы следующие психодиагностические методы исследования: диагностический опросник социально-психологического климата группы, тест В.Ф. Ряховского по оценке уровня общительности, тест на оценку самоконтроля в общении (М.Снайдера) [1]. Всего было обследовано 147 студентов старших курсов.
Оказалось, что социально-психологический климат - наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов, имеющих непосредственное отношение к обучению. К числу наиболее значимых из них относятся взаимоотношения « по горизонтали» и «по вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности.
Психологическим условием адек ватности оценки собственного статуса тудентов является уровень эмоциональной сплоченности группы, который зависит от социально-демографической характеристики группы и особенностей межличностных отношений с учетом эмоционального, когнитивного и пове денческого компонентов.
Выявлены факторы повышения коммуникативной компетентности студентов: в условиях высокой сплоченно сти (15-17 баллов), положительного пси хологического климата и там, где принадлежность к высокому статусу является основной мерой оценки личности, по вышаются характеристики межличностного восприятия и точность оценки ожи даемого выбора.
В ходе исследования были выявлены и факторы, снижающие коммуникатив ную компетентность студентов: жесткость структуры группы по вертикали оценок, когда лидеры оценивают других позитивно, а аутсайдеры - негативно. Были выявлены также следующие феномены: феномен аутсайдеров - при плохой психологической атмосфере с низой групповой сплоченностью (7-12 баллов), при большом статусном расслоении ухудшается восприятие аутсайдеров, и феномен смещения ценностей в облагоприятных для общения условиях в группе активизируются процессы поиска деального лидера.
Результаты исследования определи ли проблемные места в традиционной арадигме воспитательных воздействий: формирование эмоционального единства студенческой группы не сказывается положительно, развивает коммуникатив ную компетентность не у всех студен тов, поскольку большая плотность эмоциональных связей в группе является фактором поляризации оценок межличностного восприятия; сходство групповых структур (жесткость) вызывает защитное завышение оценок у низко статусных при описании представлений своей статусной категории и снижает их межличностные оценки; поощрение высоко статусных студентов и порицание аутсайдеров усиливает статусное расслоение, что негативно сказывается на психологическом климате, если формировать идеальные ценности, воспитывать идеальные профессиональные, комуникативные и лидерские качества у всех студентов, особенно без учета индивидуального статуса, то это не приводит к удовлетворенности общения в студенческой группе.
Таким образом, оптимизация психо логического климата является важным резервом повышения эффективной групповой деятельности и коммуникативной компетентности. Для разработки мерориятий по оптимизации психологического климата необходимо учитывать его уровень развития и особенности, а также выявлять те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологичекого климата.
Библиографическая ссылка
Бойко Е.О., Зайцева О.Г., Агеев М.И., Ложникова Л.Е., Сочивко Ю.Н. СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ГРУППАХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 46-48;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=3955 (дата обращения: 21.11.2024).