Понятие качества образования (КО) является ключевой задачей в решении проблем Болонского процесса. Одним из критериев качества является требование массовой востребованности образовательной продукции, производимой на той или иной ступени высшего образования. В последние годы практически во всех странах Европейского союза произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетенций. По принятой классификации общие компетенции делятся на три группы: инструментальные, межличностные и системные. Под инструментальными компетенциями понимают когнитивные способности, умение управлять окружающей средой, организовывать время; компьютерные, информационные и коммуникативные навыки; способности к анализу и синтезу, к организации и планированию, базовые общие и профессиональные знания, способность решать проблемы, способность принимать решения. К межличностным компетенциям относят умение выражать отношения и чувства, критическое осмысление и способность к самокритике; социальные навыки. Системные компетенции включают в себя способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. Это - способность применять знания на практике, способности к обучению и исследованию, к адаптации в новых ситуациях, к генерации новых идей, к лидерству, к разработке проектов и управлению ими, к инициативе и предпринимательству, воля к успеху, ответственность за качество. Многие из данных компетенций должны быть в основном сформированы до поступления в вуз, и получить дальнейшее развитие в вузе.
Уровень необходимости применения компетенций для разных профессий неодинаков и зависит от ситуации, иногда отсутствие той или иной компетенции является признаком профессионалыюй непригодности, а иногда в ней нет необходимости. Это необходимо учитывать при составлении обязательного перечня компетенций в образовательных стандартах конкретных специальностей. Специальные компетенции 1-го образовательного уровня базируются на общих инструментальных компетенциях. Компетенции 2-го образовательного уровня в большей мере требуют владения системными и межличностными компетенциями. КО зависит от его функциональных свойств. Следовательно, качество профессиональной подготовки во многом определяется не суммой теоретических знаний, отдельных практических умений и навыков, а степенью подготовленности применять их при решении конкретных профессиональных задач. Итак, можно сформулировать функциональные требования к уровням высшего профессионального образования: специалист, имеющий образовательный уровень - бакалавр, является исполнителем в решении профессиональных задач; специалист, имеющий образовательный уровень - магистр, должен формулировать профессиональные задачи, предлагать пути их решения, и участвовать в их реализации. Заявленные в государственных образовательных стандартах знания, умения и навыки, как цели профессиональной подготовки, содержатся в определённой части указанных выше компетенций, но в целом совокупность общих компетенций более полно детерминирует в виде целевого пакета запросы современного общества к содержанию высшего профессионального образования. Таким образом, компетентностный подход, который реализуется в рамках Болонского процесса, указывает на необходимость разработки новой концепции содержания образовательного стандарта высшего профессионального образования, а также коррекции технологий его реализации.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. Качество образования и формирование компетенций // Международный журнал экспериментального образования. – 2009. – № 3. – С. 17-0;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4 (дата обращения: 03.12.2024).