Для подготовки специалистов высшей медицинской квалификации особое значение имеет повышение эффективности и результативности учебного процесса. В решении данной проблемы важная роль отводится преподавателю, деятельность которого может как стимулировать, так и тормозить развитие творческого профессионального мышления обучаемых. На наш взгляд это особенно важно для подготовки врача, так как до настоящего времени в медицинском вузе на первых курсах обучение в основном строится на позициях «знание-вой» парадигмы (накачка знаниями), что тренирует память, но отнюдь не мышление.
Поэтому возрастает необходимость исследования проблемы развития творческого мышления учащихся вузов и деятельности преподавателей в этой области.
Творческое мышление - это многогранный, недостаточно изученный процесс. Познание сущности и закономерностей развития творческого мышления, его структуры, специфических форм продолжается и на современном этапе развития общества и науки [1]. Кроме того, творческое мышление включает в себя как компонент критическое мышление. Согласно концепции С.Л. Рубинштейна [2] о детерминации мышления внешними условиями через внутренние, внешними условиями является задача, которая обусловливает объективное содержание и направление мыслительного процесса. Главными исполнителями в эффективном решении задач по развитию творческого мышления в вузе являются преподаватели, они моделируют образ результата своей деятельности. Результаты их деятельности - психические новообразования в личности студентов.
В психологии и педагогике высшего образования недостаточно представлено, в чем заключается деятельность преподавателя по развитию творческого профессионального мышления студентов и какими качествами должен обладать сам преподаватель.
В работе поставлена задача - рассмотреть структуру деятельности преподавателя вуза, способствующую развитию творческого мышления студентов.
Первоначально нами сделан анализ толкования понятия «творческое мышление» и «критическое мышление» преподавателями разного уровня деятельности и выявлены представления о нем у студентов. Высказывания сводились в основном к тому, что понятие «творческое мышление» формулируется как способность решать задачи по учебным проблемам оригинальными способами. Важно отметить, что и преподавателями, и студентами не выделяются существенные признаки как творческого, так и критического мышления.
В процессе пилотажного исследования, нами изучались особенности труда преподавателей КубГМУ и ИЭиУ МиСС с целью выявления модели преподавательской продуктивной деятельности по развитию профессионального творческого и критического мышления студентов.
Преподавателя вуза можно характеризовать, с одной стороны, как личность с многофакторной структурой качеств и свойств, с другой стороны, как субъекта деятельности, которая имеет собственную структуру. При выявлении структуры деятельности преподавателя, способствующей развитию творческого и критического мышления студентов, в качестве исходного положения нами взята концепция Н.В. Кузьминой [3] о профессионализме деятельности преподавателя. Согласно этой концепции, «структуру» мы рассматривали как модель компонентов, взаимодействующих в иерархической зависимости.
Идеализированная психологическая структура деятельности преподавателя по развитию творческого и критического мышления, по нашему мнению, это взаимосвязь, система и последовательность действий преподавателя, направленных на достижение поставленных целей через решение образовательных задач. В этой структуре выделяются компоненты умений: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный.
Гностический компонент, являясь своеобразным стержнем всех компонентов, состоит из: особенностей процесса и результатов собственной деятельности; изучения возрастных и индивидуально-типологических особенностей обучающегося контингента; анализа деятельности обучающихся, содержания и способов воздействия на них; развития у студентов умений самоанализировать успехи и неудачи их деятельности.
Проектировочный компонент, предполагающий предвосхищение, включает: постановку стратегических, тактических и оперативных задач по развитию творческого мышления; планирование на перспективу собственной деятельности и познавательной деятельности обучающихся, в том числе саморазвивающей; прогнозирование результатов работы; проектирование системы контроля и самоконтроля.
Конструктивный компонент содержит: подбор и композицию содержания учебной информации; ориентирование обучающихся на познавательно-творческую самостоятельность; предусмот-рение собственной будущей деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися; диагностирование уровня развития знаний и сформированное™ умений обучающихся.
Коммуникативный компонент включает: возбуждение интереса и создание положительной мотивации к изучаемому учебному материалу; стимулирование обучающихся к творческому овладению профессией, к саморазвитию; установление целесообразных взаимоотношений со студентами; развитие коммуникативной компетенции обучающихся.
Организаторский компонент проявляется: в использовании всего арсенала средств, форм, методов развития творческого и критического мышления при изложении учебной информации, в вовлечении обучающихся в различные виды познавательной деятельности; в развитии у студентов осознания целей изучаемого материала, творческого подбора информации и ее логического упорядочивания; в создании условий для проявления творческого и критического подхода к изучаемой информации, саморазвития, самоконтроля, самообразования.
Мы выявили, что основными показателями гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей преподавателя являются результаты деятельности студентов - как учебной, так и внеучебной, то есть не только успеваемость, но и активность в научной и общественной сфере, заинтересованность проблемами изучаемой дисциплины, отношение к преподавателю как образцу для подражания и т. д.
Таким образом о структуре деятельности преподавателя, способствующей развитию творческого мышления студентов, следует судить по параметрам активности самого студента. Выявление этих параметров является задачей последующей разработки данной проблемы.
Библиографическая ссылка
Ломакина Л.И., Ломакина Г.В. СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 152-154;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4004 (дата обращения: 21.11.2024).