Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ

Сапсай Е.В. 1 Шипкова Л.Н. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего методы профессионального образования по спе­циальности «Педиатрия». - М., 2010.
2. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект). - М, 2002.

Профессиональная подготовка будущего врача предполагает осознание своей ответственности за состояние окружающей среды и за последствия действий человека по отношению к ней, что составляет основу экологического мышления. Врач должен четко представлять проблему риска воздействия неблагоприятных антропогенных факторов на здоровье человека в мировом масштабе.

В настоящее время решение экологических проблем является одной из важнейших составляющих решения национальной безопасности России, невозможно без экологического образования и воспитания всего населения, а врачей особенно. Изучение указанных вопросов особенно важно в системе медицинского образования, так как врач способен через систему гигиено-профи-лактического образования и воспитания донести экологические знания до широких групп населения.

Основы этих знаний для будущего специалиста закладываются уже на первом курсе при изучении биологии. Но в новой программе курса на эти вопросы выделяется всего 24 часа практических занятий и 10 часов лекционных.

Новый образовательный стандарт (ФГОС-3 ВГЮ) предполагает по усмотрению вуза введение вариативной части по отдельным дисциплинам [1]. В качестве вариативной части для студентов 1 курса педиатрического факультета на кафедре биологии и медицинской генетики КубГМУ была предложена дисциплина «Современная экология и дети». Общая учебная нагрузка по этой дисциплине предусматривает 72 часа, в том числе 14 часов лекционных, 34 часа практических занятий и 24 часа отводится на самостоятельную внеаудиторную работу. Кроме того, мы полагаем, что для закрепления полученных на первом курсе знаний для студентов лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультетов кафедра могла бы проводить элективы по лабораторной диагностике и профилактике паразитарных болезней в объеме. 12 часов.

На медико-профилактическом факультете, согласно ФГОС-3. дисциплина биология получила название «Биология, экология». Это подчеркивает необходимость расширить познания будущих санитарных врачей в вопросах медицинской экологии - комплексной интегра-тивной науки, занимающейся проблемами воздействия окружающей человека среды на состояние его здоровья и возникновение патологии, а также применением экологических факторов в целях профилактики, лечения заболеваний и восстановления здоровья.

Современная экология базируется на идеологии экоцентризма - новой научной парадигме на пути к «устойчивому развитию человечества». В соответствии с этим на вариативном курсе более подробно изучаются вопросы общей экологии: структура экосистемы и биосферы, основные понятия и законы экологии, эволюция биосферы, взаимоотношение организма и среды, глобальные проблемы окружающей среды. Основное внимание уделяется вопросам экологии человека, а именно, влиянию факторов среды на здоровье человека, негативное воздействие которых может приводить к развитию биоэкопатологии. Изучается феномен паразитизма как одна из форм взаимодействия человека с другими живыми организмами, при этом акцент делается на природные очаговости паразитарных болезней, особенно тех, которые распространены на территории Краснодарского края.

В соответствии с новыми требованиями к качеству профессионального образования современного специалиста возрастает роль методов и технологий обучения, которые формируют практические умения; способствуют повышению активизации самостоятельной работы и самообучения студентов. Стандарты нового поколения высшего профессионального образования ориентированы на формирование системного комплекса общекультурных, общепрофессиональных и профессионально специализированных компетенций, определяющих подготовленность студентов медицинских специальностей к будущей профессиональной деятельности [1].

Одним из условий формирования компетенций является внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися знаниями, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого и свободного выбора личных решений.

При проведении аудиторных занятий по дисциплинам «Современная экология и дети», «Биология, экология» на кафедре биологии используются методы активного обучения: презентации с использованием компьютеров; «мозговой штурм» и тестирование с целью актуализации темы и выяснения степени информированности студентов по рассматриваемым темам, разбор ситуационных задач.

В литературе выделяют несколько типов проблемных ситуационных клинических задач [2]. Нами в учебном процессе используются некоторые из них, но в обязательном порядке любые типы задач должны содержать определенные вводные данные:

1. Задачи с недостающими исход­ ными данными, для решения которых нужно получить дополнительные сведе­ ния из анамнеза заболевания, инстру­ментальных и лабораторных исследова­ ний и т.д. Только при этих самостоя­
тельно найденных студентом значимых данных возможно осуществить диагно­стику данного заболевания.

2. Задачи с избыточными исходными данными, но не предоставляющие необходимых сведений для диагностики и лечения заболевания. Эти задачи содер­ жат некий «информационный шум», по­следовательное исключение которого из  мыслительной деятельности студентов способствует нахождению правильного ответа

Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимули­ рует студентов и даёт им чувство удов­летворенности от своей работы. Таким образом, интерактивные методы, применяемые на аудиторных занятиях при изучении экологии, являются важным средством формирования профессио­нально значимых компетентностей студентов медицинских специальностей и должны активнее внедряться в учебный процесс.


Библиографическая ссылка

Сапсай Е.В., Шипкова Л.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 208-210;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4031 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674