Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования

ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,440

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Рязанцева М.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» (МИИГАиК)
Изучен опыт создания особых экономических зон Китая. Проведен анализ эффективности привлечения иностранных инвестиций в особые экономические зоны Китая, России. С помощью статистических методов показана эффективность создания особых экономических зон как инструмента развития регионов. Определены положительные и негативные последствия создания особых экономических зон.
особые экономические зоны
инвестиции
инвестиционная политика
1. Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
2. World investment report 2012. Towards a New Generation of Investment Policies [Электронный ресурс]. – URL: http://www.unctad-docs.org/files/UNCTAD-WIR2012-Full-en.pdf.
3. Официальный сайт Программы развития ООН. Доклад о развитии человеческого потенциала 2013 года [Электронный ресурс]. – URL: http://hdr.undp.org.
4. Особые (свободные) экономические зоны в Китае. [Электронный ресурс]. – URL: http://newinspire.ru/lektsii-po-mirovoy-ekonomike/osobie-svobodnie-ekonomicheskie-zoni-v-kitae-1688.
5. Рязанцева М.В. Стимулирование прямых региональных инвестиций Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – № 01 (48) – январь, 2013. – С. 128-132.
6. Рязанцева М.В. Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационной деятельности. Современные научные исследования и инновации. – Январь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/01/6095.

В последние годы наблюдается бурный экономический рост в Китае. Во многом это является результатом грамотной налоговой и инвестиционной государственной политики и созданием особых экономических зон (ОЭЗ).

В ходе настоящего исследования был проанализирован опыт КНР в области привлечения инвестиций в ОЭЗ. Главный вопрос исследования состоял в оценке эффективности привлечения инвестиций путем создания особых экономических зон.

Исследование проводилось методами сравнения, анализа временных рядов, корреляционного анализа, анализа и синтеза. В исследовании использованы официальные данные Росстата [1], UNCTAD [2], Доклада о человеческом развитии 2013 [3].

В 80-е годы 20 века в КНР в качестве эксперимента были созданы четыре ОЭЗ: Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу (в провинции Гуандун) и Сямынь (в провинции Фуцзянь). Выбор именно этих регионов был неслучаен. Некоторые из них уже давно являлись сложившимися торговыми центрами, имеющими прямое морское и железнодорожное сообщение с Гонконгом и Макао (Шэньчжэнь, Чжухай) или являлись портовыми городами (Шаньтоу, Сямынь). Эти регионы обладали определенной инфраструктурой и промышленной базой и имели более развитые экономические связи с заграницей, чем внутренние районы КНР.

Правительство Китая определило следующие цели создания ОЭЗ:

  • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;
  • увеличение экспортной валютной выручки;
  • стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
  • эффективное использование природных ресурсов;
  • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;
  • создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.);
  • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
  • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.

В настоящее время в Китае действуют 6 ОЭЗ, 4 из которых расположены на юго-восточном побережье страны:

ОЭЗ Шаньтоу – (более 3000 проектов с участием иностранного капитала в области нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. 95 % объема иностранных инвестиций поступает от китайских соотечественников из Гонконга, Тайваня, Сингапура).

ОЭЗ Шэньчжэнь – (свыше 17,5 тыс. предприятий, 85 % инвестиций в которых приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии).

ОЭЗ Чжухай – (более 4980 предприятий с иностранными инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80 % капитала – это инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура).

ОЭЗ Сямэнь – (свыше 4150 предприятий с иностранным капиталом, из которых 80 % – инвестиции из Тайваня. Основные отрасли инвестирования – электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность).

ОЭЗ Хайнань – (более 7320 предприятий, совокупный объем конктрактных инвестиций – 22,3 млрд. долл. США).

Новый район Пудун (создан в 1990 г., составная часть Шанхая – насчитывает свыше 5400 проектов в автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях, высоких технологиях, энергетике).

Система стимулов для иностранных инвесторов действует не только в пределах указанных СЭЗ. В ряде крупных и средних городах Китая с середины 80-х годов были созданы 54 зоны технико-экономического развития государственного уровня, 15 зон свободной торговли и 14 зон приграничного экономического сотрудничества государственного уровня, в которых местным законодательством предусмотрены соответствующие налоговые и административные льготы иностранным инвесторам.

В результате за 1979–2011 гг. объем прямых иностранных инвестиций в Китай составил 1164,3 млрд. долл. США. Причем доля прямых инвестиций в 2000-2012 гг. составляла в общем объеме иностранных инвестиций составляла более 95 % (в России – не более 20 % [1]). Правда, доля иностранных инвестиций в основные фонды Китая в 2000-е годы не превышала 11 % от общего объема инвестиций в них, а в 2011 году она составила всего 2,4 %.

Создание особых экономических зон способствовало экономическому росту Китая. Если в 1978 году, доля Китая в экспорте товаров в мире составляла всего лишь 0,75 %, то в 2010 г. – уже 3,86 % [2].

Правительство Китая проводит мониторинг условий функционирования особых экономических зон, с тем, чтобы более эффективно использовать их преимущества и ослабить их негативное влияние.

Для анализа эффективности привлечения инвестиций в ОЭЗ нами были выбраны следующие показатели: средняя заработная плата, уровень безработицы, среднегодовой прирост индекса человеческих ресурсов (ИЧР), индекс потребительских цен, чистый приток иностранный инвестиций, ВВП на душу населения.

В табл. 1 представлены значения выбранных показателей для России, Китая, США. Безусловно, изменение этих показателей является результатом множества факторов. Проведенный анализ парной корреляции между притоком иностранных инвестиций и выбранными факторами позволяет предположить наличие тесной связи между ними [5, 6].

Таблица 1

Макроэкономические показатели

Страна

Уровень безработицы, в (2010), %

Средняя заработная плата, в руб., (2010)

Среднегодовой прирост ИЧР в 2000/2012 гг., в %

Индекс потребительских цен (2010), в %

Расходы на научные исследования, в % от ВВП (2010)

Чистый приток иностранных инвестиций, в % от ВВП (2010)

ВВП, на душу населения, $ (2010)

Китай

4,1

12548,8

1,42

112

1,5

3,1

4354

Россия

7,3

47 318,9

0,84

165

1,3

2,8

10351

США

8

130620,0

0,22

112

2,8

1,5

47084

Источники: Росстат, Доклад о человеческом развитии 2013 [1, 3].

Анализ динамики выбранных факторов позволяет сделать вывод, что важнейшим результатом создания особых зон, и в Китае, и в России, является решение проблемы занятости, развитие регионов, экономический рост, рост индекса человеческих ресурсов. Однако ОЭЗ влекут за собой и проблемы, в частности, способствуют росту социального неравенства населения, росту диспропорций между регионами [5,6]

В ходе исследования были проанализированы данные о темпах прироста ВВП в ряде регионов мира в 2005-2011 гг. [1,2]. Был выполнен сравнительный анализ средних темпов прироста в мире, в развитых, в развивающихся странах, Китае, России и ряде регионов России и Китая, в которых созданы ОЭЗ: Гонконг и Макао (Китай, ОЭЗ), Липецкая обл. и Татарстан (Россия) (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ экономического роста в ОЭЗ

 

Регион

2005

2008

2009

2010

2011

Средний темп прироста

Рейтинг

1

Весь мир

3,5

1,4

–2,3

4,0

2,7

1,83

7

2

Развитые страны

2,4

0,1

–4,0

2,7

1,4

0,49

9

3

Развивающиеся страны

6,8

5,1

2,5

7,5

5,8

5,53

3

4

Китай

11,3

9,6

9,2

10,4

9,2

9,94

2

5

Гонконг (ОЭЗ)

7,1

2,3

–2,7

7,0

5,0

3,67

5

6

Макао, Китай (ОЭЗ)

8,3

2,8

1,5

26,2

20,7

11,47

1

7

Россия

6,4

5,2

–7,8

4,0

4,3

2,28

6

8

Татарстан (ОЭЗ)

5,5

7,7

–3,4

4,3

5,7

3,91

4

9

Липецкая обл. (ОЭЗ)

1,7

3,6

–6,5

4,0

4,8

1,43

8

Источники: Росстат, UNCTAD [1, 2].

Была проведена рейтинговая оценка средних темпов прироста в выбранных регионах в 2005-2011 гг. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются в Китае), и особенно в ОЭЗ Макао – 11,47 % (это игорная особая зона).

Вывод. Результаты исследования показывают эффективность государственной политики Китая по привлечению иностранных инвестиций для развития регионов посредством создания ОЭЗ. Подобный российский опыт в настоящее время не дает желаемых результатов. Уровень экономического развития в регионах с ОЭЗ ниже общероссийского. На наш взгляд следует продумать дополнительные меры по стимулированию резидентов и инвесторов ОЭЗ с тем, чтобы обеспечить более бурный рост регионов.


Библиографическая ссылка

Рязанцева М.В. ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-1. – С. 141-143;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4142 (дата обращения: 15.11.2018).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252