Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЕДИАТРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ

Куянцева А.М. 1 Арльт А.В. 1 Сергиенко А.В. 1 Лысенко Т.А. 1 Савенко И.А. 1 Зацепина Е.Е. 1 Саркисян К.Х. 1 Ивашев М.Н. 1
1 ГБОУ ВПО «Пятигорская ГФА Минздравсоцразвития России»
В настоящей статье представлен материал, который отражает наиболее частные заболевания, которые возникают у детей в первые месяцы жизни, как инфекционного, так и неинфекционного характера. В представленной статье даны принципы лечения заболеваний в первые месяцы жизни и характеристика эффективных средств, с позиции современной клинической фармакологии. Материал, представленный в статье, преподается на практических занятиях по клинической фармакологии для студентов Пятигорской государственной фармацевтической академии.
клиническая фармакология
образовательный процесс
1. Влияние ГАМК и пирацетама на мозговое кровообращение и нейрогенные механизмы его регуляции / М.Н.Ивашев [и др.] // Фармакология и токсикология.–1984.– № 6.– С.40 – 43.
2. Ивашев, М.Н. Клиническая фармация – дисциплина для повышения качества образования провизоров / М.Н. Ивашев, А.В. Сергиенко // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1. – С. 140-141.
3. Исследование роли нейро – гуморальных систем в патогенезе экспериментальной хронической сердечной недостаточности / С.Ф. Дугин, Е.А. Городецкая, М.Н. Ивашев, А.Н. Крутиков // Информационный бюллетень РФФИ. – 1994. – Т.2. – № 4. – С.292.
4. Клиническая фармакология лекарственных средств, для терапии ВИЧ – инфекции в образовательном процессе / А.В. Арльт [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 8. – С.43 – 47.
5. Клиническая фармакология противоязвенных препаратов в образовательном процессе студентов / Е.Е. Зацепина [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 8. – С.48 – 49.
6. Клиническая фармакология пероральных сахароснижающих лекарственных средств в обучении студентов фармацевтических вузов/ А.В. Сергиенко [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 10. – С. 17 – 20.
7. Клиническая фармакология противоэпилептических средств в образовательном процессе студентов / Т.А. Лысенко [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 12-1. – С. 19-22.
8. Клиническая фармакология антиаритмических лекарственных средств в обучении студентов / М.Н. Ивашев [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 1. – С. 67-70.
9. Пути совершенствования преподавания клинической фармакологии / М.Н. Ивашев [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 8. – С. 82 – 84.
10. Сулейманов, С.Ш. Юридические и этические аспекты применения лекарственных средств/ С.Ш. Сулейманов // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – 2007. – № 9. – С. 13-19.

Первые проблемы у маленьких детей возникают с первых дней жизни. На первом году жизни ещё не сформированы многие функции, в том числе работа кишечника, малоактивны ферменты, иннервация и регуляция желудочно – кишечного тракта не сформированы. По этому, очень часто после кормлений новорожденных возникает беспокойство, вздутие, урчание, плач. Иногда помогает аппликации теплой пеленки на животик. Это относится к не медикаментозной помощи. Список лекарственных средств для терапии различных заболеваний обширен [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10], однако для детей следует очень осторожно подходить к назначению препаратов. Медикаментозная помощь заключается в назначении биопрепаратов, способствующих нормализации взаимоотношений между стенкой кишечника и микроорганизмами: бифидумбактерин, бактесуптил, ацепол, бифиформ, линекс, риофлора и др. Они применяются для лечения дисбактериоза, для нормализации состояния после кормления. Для профилактики газообразования в кишечнике применяют препараты на основе симетикона: эспумизан, саб-симплекс; содержащие эфирные масла: бейби калм; травянные чаи: плантекс, фенхель, их дают за 15 минут до кормления для профилактики метеоризма.

Внешняя нагрузка, которую испытывает новорожденный в период родов по сравнению с внутриутробным существованием несравнимо с возможными перегрузками взрослых людей, поэтому нарушения в центральной нервной системе у детей из за гипоксии обязательно надо предупреждать. Для роста и развития детского организма начиная с периода новорожденности, особенно у детей с низкой массой тела и перенесших гипоксию, необходимы препараты карнитина. Эндогенный синтез левокарнитина страдает у недоношенных при повреждениях нервной системы, при дыхательных расстройствах, сердечно-сосудистых нарушениях, анемиях и гипербилирубинемиях. Билирубинемия это физиологический процесс распада эритроцитов, выработанных при внутриутробном существовании, ведет к повышению в крови билирубина. При высоком содержании билирубина в плазме крови может возникнуть грозное осложнение – развитие гипоксически-ишемического поражения головного мозга, то есть к перинатальной энцефалопатии (ПЭП). Для лечения этого состояния необходимы препараты карнитина. Дети, получающие грудное вскармливание, быстрее выходят из состояния гипоксии, так как эндогенный левокарнитин вырабатывается достаточно. При недостатке выработки левокарнитина у новорожденных снижается жизнеспособность, иммунитет, увеличивается опасность развития заболеваний.

Дополнительным источником карнитина является препарат элькар. Он стимулирует рост и развитие детского организма, формирование функций внутренних органов. Дети быстрее набирают вес, меньше болеют, легче адаптируются к внеутробным условиям.

Заболеваемость ринитом в осеннее-зимний период у детей по статистике стоит на первом месте. У детей более серьезная опасность осложнений не только на дыхательные пути, на придаточные пазухи (гаймориты, фронтиты), а так же опасность развития менингита с возможным нарушением функции головного и спинного мозга. Выраженное неблагоприятное влияние ринита у младенцев отражается на кормлении, а именно нарушается сосательная функция, что приводит к потере веса, ослаблению организма, иммунитета и к выраженному беспокойству ребенка. Помощь ребенку зависит от вида насморка. Различают аллергический и инфекционный ринит. При аллергическом рините превалирует раздражение слизистой носовой полости: чихание, зуд в носу, ребенок постоянно тянет ручки у носу, отечность, которая приводит к затруднению дыхания. При инфекционном рините наряду с местными явлениями выражены общие симптомы: вялость, снижение аппетита, повышение температуры, плохой сон.

Для лечения аллергического ринита необходимо: исключит аллергены из воздуха, пеленок, еды; применение антигистаминных средств: кетотифен в возрастной дозировке. Этот препарат можно применять, начиная с периода новорожденности; увеличить объем питья; питание дробное, частое; увлажнение воздуха в помещении с помощью пульверизатора. Для отсасывания слизи из носа удобен аспиратор «отривин бэби».

Осторожно надо относиться к народным средствам, применяемым для взрослых: солевые и содовые промывания, полоскания отварами и настоями трав. У маленьких детей они могут увеличить раздражение нежных слизистых оболочек носа или усилить аллергическую реакцию.

Из-за недостаточной эндокринной регуляции и неуравновешенности обменных процессов у детей до 3х лет жизни может развиваться рахит, который особенно прогрессирует в осеннее-зимний-весенний период (одна из причин нарушение инсоляции). Одним из первых признаков рахита у маленьких детей является нарушение роста волос на затылке. Препараты витамина Д некоторым детям дают в профилактических дозах, а при наличии развивающегося рахита назначают в лечебных дозах.


Библиографическая ссылка

Куянцева А.М., Арльт А.В., Сергиенко А.В., Лысенко Т.А., Савенко И.А., Зацепина Е.Е., Саркисян К.Х., Ивашев М.Н. КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПЕДИАТРИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 10-2. – С. 307-308;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4235 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674