В научно-методических исследованиях вместе с усилением роли философии, психологии и социологии в главных вопросах педагогической методологии, также рассматривается процесс взаимовлияния и взаимосвязей каждой из отраслей науки.
Взгляд философии на науку представляет ее раздельно, с точки зрения исследований, показывая мировоззренческие и методологические функции и их связи между собой. Эти связи являются методикой преподавания казахского языка в начальных классах посредством коммуникативного метода.
Философской основой обучения казахскому языку в начальных классах посредством коммуникативного метода является философские взгляды и позиции, основывающиеся на идеях и нормах обучения коммуникативным методом.
Ученые мирового уровня в результате исследований пришли к выводу наличи трех составляющих образования:
Социальная составляющая – овладение содержанием знаний о природе, обществе, мышлении и движении в процессе языковой коммуникации учащегося;
Педагогическая составляющая – освоение интеллектуальных практических навыков, знаний и умений посредством коммуникативного метода;
Психологическая составляющая – исследование эмоционально-свободных отношений, возникающих в процессе языковой коммуникации учащегося с окружающей средой и людьми.
В начальных классах формирование и развитие личности учащегося имеет особое значение. Поэтому интеллектуальная и коммуникативная подготовка ученика к активному общению с людьми и окружающей средой, раскрытие его способностей и развитие его знаний и сознания посредством коммуникативного метода – все это теория познания и диалектика, явдяющиеся фундаментом для интерактивного и многоуровневого развивающего обучения посредствм коммуникативного метода.
Я.Н. Богоявленская [1] и Н.А. Менчинская [2] относят к развитию сопособность к обучению, достижению высоких результатов в кратчайшие сроки, а Л.В.Занков считает, что развитие делают успешным такие показатели функции мышления, как наблюдательность, способность мыслить и выполнять практические действия [3]. В.В. Давыдов говорит, что основным показателем развития является умение личности делать обобщения и выводы [4].
Если так, то развитие личности можно охарактеризовать как способность решать те или иные противоречия в процессе языковой коммуникации, потому что ребенок решает в первую очередь внутренние противоречия. В результате начинается процесс саморазвития. В этот момент в ребенке пробуждается уверенность в себе и появляется понятие «я сам», кторые охватывают весь процесс его развития, продвигая его к новым высотам. Значит саморазвитие – это особая творческая деятельность в направлении субьект-субьект.
Заключение Л.С. Выготского о том, что развитие осуществляется посредством деятельности личности в процессе обучения [5], поддержали Д.Б. Эльконин [6], В.В. Давыдов [4] и Л.В. Занков [3], говоря, что развитие есть теоретическое мышление учащихся, при этом в центре понятия развития стоит именно мышление, потому что это понятие является основной философской категорией теории познания. Мышление раскрывает мир двумя основными способами:
1. Мышление посредством абстрагирования.
2. Познание мира в процессе повседневной языковой коммуникации через сравнение, фантазии, чувства. Эи два пути развития в обучении рассматриваются в тесной связи друг с другом, повышая знания и мыслительные спобности учащегося, вооружая его научно-теоретическим и логическим методом познания окружающей среды.
В философском словаре сказано: «Мышление – это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности» [7, 309 с.]. Поэтому философия рассматривает мышление человека как метод познания объективной реальности. Таким образом показывается эмпирическое и теоретическое мышление в зависимости от того, с какой стороны рассматривается объект и каким способом представлено содержание знаний и обучения.
Эмпирическое мышление познает объект через его внешние связи и характеристики. Следовательно в процессе познания существование и жизнедеятельность обекта связано со случайными обстоятельствами, при этом ребенок их принимает и может контролировать. Как говорил Л.К. Науменко «прямое знание в реальности» – результат эмпирического мышления [8]. Таким образом выявляются признаки внешнего сходства объектов, раскрываемых прямым знанием в реальности, а связи, объекты и храрактеристики, придаваемые объектам познания чувствами являются основными признаками эмпирического мышления в направлении описания форм обобщения, при этом они решаются этими признаками, потому что в науке объект познания прежде всего определяется внешними признаками. Этот этап познания называется конкретным, то есть эмпирическим.
В природе человека, особенно ребенка, заложен интерес к тому, что находится внтури того, что он уже познал внешне. Это – внтуренние законы. Определение этих законов называется этапом освоения абстаркции. В традиционной системе образования обучение опирается на абстракцию. Это не имеет пользы, потому что познание внутренних законов внешних признаков и создание грамматических правил исходя из этого не может стать основой для обучения ребенка, где знания могут быть использованы в течении всей жизни. Поэтому необходимо развить и начать формировать теоретические способности учащегося, так как определение грамматических правил, опираясь на материал, не есть конечная стадия процесса обучения. Установленные правила являются только основой для полного и точного освоения материала учеником. Этот этап называется теоретическим мышлением.
Анализ – специфический метод теоретического мышления, направленный на определение законов существования познаваемых объектов. Его основная задача – «привести в единое целое различия и основы генезиса общего»[5,311]. Согласно К.Маркса, единство, составляющее основу противоположностей «исчезает до уровня абстрактного определения полного отображения» перехода от события к значению, другими словами это первый этап теоретического познания и мышления. Слеующий уровень состоит из перехода человека от мышления к действию, то есть от «абстрактного определения» к реальному мышлению. В результате формируется содержательное знание об объектах познания и законах наблюдаемых явлений.
Эти этапы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и переплетаются в процессе теоретического познания. Таким образом анализ различных наблюдаемых событий и объектов осуществляется одновременно с получением начальных понятий и значений.
Такой признак теоретического мышления определяется посредством умственного мыслительного процесса. Таким образом, в процессе перехода от реальной абстракции к содержательной абстакции человек исследует природу абстрактного определения. Такое мышление направлено не на противопложные объекты, а на самое себя, свои средства и методы, что на данном этапе дает человеку в процессе взаимного участия развить и усовершенствовать идею, сделать содержание мыслительного процесса более комплексным.
В процессе языковой коммуникации и теоретического мышления ребенок прогнозирует способы осуществления продуманных действий в актах самопознания и самовыражения, то есть получает направление и за счет этого осуществляет анализ, конкретизацию, рефлексию и другие действия. А это в свою очередь опирается на частоту мыслительных действий и языковой коммуникативности, определяя и конкретизируя содержание теоретических знаний.
Таким образом аналитический и синтетический этапы теоретического мышления осуществляются в процессе познавательной и языковой коммуникативности при помощи специальных средств. Это специальные предметные средства по представлению внешней формы и преобразованию законов существования объектов познания, их связей и взаимотношений.
Как предметность берутся особые теоретические объекты, а наблюдаемые в них качества и отношения изменяются мышлением через уменьшение, усиление, укорачивание, сравнение и др., потому что таким образом познаваемые объекты необходимо исследовать в «чистом» виде. В результате объект познания меняется системой абстракций, принимая идеализированый вид. Наиболее важным видом идеализированного объекта является модель, которая «посредством степени тождества обновляет другую систему, замещая ее в процессе познания, давая возможность получить информацию об исследовании модели и обновляемой системе» [9, 235 с.]. Модели могут быть вещественными (пространственно-материальными) и мысленными (графическими и знаковыми). В процессе познания смысловых отношений объектов модели мышления выполняют функцию сокращения, идеализации, общения и замещения.
В современной философской литературе исследование характера теоретического мышления методом познания дает возможность установить следующее:
Теоретическое мышление направлено на формирование понятий об объектах познания посредством языковой коммуникации, то есть показывает их смысловые связи между собой;
В процессе коммуникации человек исследует внутренние связи объектов познания посредством анализа и сбора информации;
Такое коммуникативное исследование предполагает рефлексию, то есть предполагает критическую оценку методов и результатов сбора и анализа.
Для мысленной перестройки конкретики жизнедеятельности того или иного предмета теоретическое мышление рассматривается с точки зрения логики, потому что в диалектической логике категории и понятия исследуются как формы мышления. Познание берет начало от внешних особенностей объектов, при этом каждое изменение возникает и пропадет либо сохраняется в том или ином виде формы познания, взаимосвязи между которыми исследуются и если в соответствующей литературе это возникновение либо исчезновение отмечается категорией случая, то сохраненное определяется смысловой категорией.
Человеческое познание раскрывает характер потребности жизнедеятельности того или иного исследуемого явления. В результате этого определяются связи, необходимые для жизнедеятельности всех явлений, и происходит переход от представления, определяемого человеком и категорией явления, к представлению объектов познания с новым содержанием. Этот переход определяется общей для всех категорией.
Таким образом в процессе познания, осуществляемом постепенно развивающейся коммуникативностью, смысл выполняет функцию общей для всех связи и внутри себя порождает различные виды и формы обучения. Разделение общих для всех связей у человека, обладающего теоретическим мышлением и способностью определить область существования посредством мышления, определяется особой категорией, показывая происходящее с новым содержанием объекта познания коммуникативными средствами.
Исследование особых форм общих для всех связей дает возможность показать закономерную последовательность нескольких видов явлений одновременно. Поэтому согласно М.А.Булатова, «формируется одно понятие, охватывающее все, а сам предмет является единым для сознания» [10, 50].
Таким образом, в процессе формирования понятий об объектах, познаваемых посредством языковой коммуникации, человек определяет общие, частные и единые для них категории. Поэтому М.А. Булатов определяет суть диалектического метода следующим образом: «С логической точки зрения понятие капиталистического метода производства в ракурсе диалектики напоминает единую, частную и общую для всех категории. Набор общих для всех явлений является единым и закономерным, частные явления делят их на внутенние формы и виды, а единство представляет реальный образ, объединяющий общее и частное» [10, 330].
Источники теоретических и эмпирических знаний в процессе познания мира отличаются особенностями позиций. По этой причине в интерактивном и многоуровневом развивающем обучении казахскому языку посредством коммуникативного метода теоретические знания суммируются посредством метода перехода от абстрактного к конкретному. А это – один из основных методов исследования диалектической логики. С помощью этого метода в процессе обучения казахскому языку посредством языковой коммуникации определяется теоретическое либо эмпирическое содержание мышления. А это в свою очередь в теоретическом мышлении связано с характером процесса перехода от абстрактному к конкретному.
Для определения этого существуют следующие пути и направления философского познания: логические методы и средства: анализ и обобщение, группирование, индукция и дедукция, эксперимент, моделирование. В результате философия определяет теоретическое мышление как метод и путь перехода от абстрактного к конкретному.
Библиографическая ссылка
Молдабек К., Кенжебекова Р.И.,1 Шалабаева Ж. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КАЗАХСКОМУ ЯЗЫКУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-2. – С. 139-142;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4333 (дата обращения: 21.12.2024).