В настоящее время активные методы [1] обучения получают всё большую популярность. Активные методы – это те методы, в которых акцент делается на большую активность студента в процессе обучения, в отличие от традиционных методов. Применяя данный метод, преподаватель имеет возможность не только сформировать и смоделировать задачу, но и донести условия до учащихся таким образом, чтобы пробудить интерес к исследованию [2]. Серьезными мотивирующими факторами выступают творческий характер занятий, профессиональный интерес, игровой подход и эмоциональная составляющая.
Необходимость пересмотра методики преподавания возникла в связи с переходом на новый образовательный стандарт [3]. Согласно новому стандарту менеджер должен соответствовать профессиональным и общим компетенциям.
Профессиональная деятельность будущих специалистов по управлению персоналом связана с решением проблем эффективного функционирования организаций [4] различной отраслевой направленности. В процессе обучения студентам необходимо понять основы внутрифирменного управления человеческими ресурсами компании, научиться формировать и рационально использовать персонал.
Активные методы обучения должны быть максимально приближены к практической сфере деятельности. Преподаватель должен непосредственно сотрудничать со студентами, стимулируя их творческое и инициативное участие [5].
Одним из эффективных методов активного обучения в курсе «Управление персоналом» можно считать деловую игру. Деловая игра – это моделирование рабочего процесса, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.
Деловая игра в процессе обучения используется с целью формирования познавательных профессиональных интересов и мотивов: воспитывает системное мышление специалиста; передает полноценное представление о профессиональной деятельности, учитывая эмоционально-личностное восприятие. В ходе деловой игры студенты формируют умения и навыки социального взаимодействия, навыки принятия решений [6] (как индивидуальных, так и совместных).
Деловые игры обычно проходят в несколько этапов. В начале игры задается проблемная ситуация, далее она разделяется на подзадачи, которые решаются поэтапно, на последнем этапе происходит разрешение поставленной задачи. Таким образом появляется цепочка решений. В курсе управления персоналом главная цель деловых игр – закрепить профессиональные умения и навыки в работе с персоналом.
Деловые игры развивают у студентов способность самостоятельно формировать организационную культуру [7], выявлять и анализировать факторы, которые влияют на её эффективную деятельность: контроль планирования и качества, принятие управленческих решений в ограниченных временных рамках и другие факторы. Игры формируют у студентов понимание места и роли кадрового менеджера, специфики его работы. Помогает научиться строить конструктивное взаимодействие со смежными подразделениями.
Также в ходе деловых игр обучающиеся формируют навыки рекрутинга [8], кадрового аудита [9]; учатся распределять премиальный фонд таким образом, чтобы это способствовало максимально эффективной работе.
Особое внимание стоит уделять разбору деловых игр и обсуждению ошибок, допущенных в процессе. Активные методы помогают студентам развить самостоятельное мышление и творческий подход, обучают работе в команде.
Таким образом, цели, на которые при традиционном обучении затрачивается долгое время и большие усилия преподавателя, в ходе деловых игр достигаются всего в несколько приемов.
Библиографическая ссылка
Назаренко М.А., Назаренко М.А., Алябьева Т.А., Горшкова Е.С., Горькова И.А., Ковалева Е.В., Тукачева А.Б., Фетисова М.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР ПРИ РАЗВИТИИ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-3. – С. 203-204;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4351 (дата обращения: 21.12.2024).