Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ БАНКА ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ

Дурнева Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
В статье предложена технология проведения итоговой аттестации выпускников образовательных программ бакалавриата, включающая в себя три этапа: тестирование ключевых мировоззренческих и нормативных компетенций, решение комплексной профессиональной задачи/ кейса, защита выпускного квалификационного проекта. Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в компетентностную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне. Решение профессиональной задачи /кейса используется для оценки уровня формирования ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если уровень их формирования в нормативном компетентностном профиле определен как наивысший.
итоговая государственная аттестация
оценка качества образования
компетентностный подход
компетентностная модель выпускника
тестирование
профессиональная задача
кейс
выпускной квалификационный проект
1. Вербицкий А.А., Ларинова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011. – 334 с.
2. Дурнева Е.Е., Нечаев В.Д. Построение компетентностной модели выпускника МГГУ имени М.А.Шолохова: Учеб. пособие. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. – 109 с.
3. Нечаев В.Д., Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: Метод. рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – 39 с.

Первый этап реализации компетентностно-ориентированных образовательных программ – разработка компетентностной модели выпускника. В качестве основного подхода к построению компетентностной модели выпускника (КМВ) в рамках настоящего исследования определим опору на два основных контекста основной образовательной программы (ООП) – контекст профессиональной деятельности выпускника и контекст наук, которые лежат в основании той или иной профессии. При этом важным условием является требование построения сбалансированной КМВ, которая отражает все необходимые требования к формированию успешного специалиста, как в узкопрофессиональном, так и в широком смысле, определяющем жизненный успех личности.

Требования к качеству обучения трех групп потребителей должны быть учтены в первую очередь при построении КМВ:

• Студенты и слушатели ООП.

• Работодатели.

• Социальные институты, в т.ч. государство.

Основным требованием студентов и слушателей ООП является конвертация результатов освоения ими ООП в удовлетворение собственных потребностей, личную и профессиональную самореализацию, жизненный успех. Достижение этой цели зависит как от формирования профессиональных, так и общекультурных (универсальных) компетенций.

Основным требованием работодателей является эффективное участие выпускника в осуществлении своих трудовых функций и должностных обязанностей. Помимо профессиональных компетенций такое эффективное участие часто обеспечивается развитием универсальных компетенций, таких как инициативность, ответственность, коммуникативные качества и т.п.

Основным требованием социальных институтов (государства, семьи, профессионального сообщества, местного сообщества) является соответствие деятельности выпускника ценностям, целям и нормам, установленным или неформально сложившимся в рамках функционирования данных институтов.

Таким образом, цель образования в рамках контекстного подхода может быть определена в трех видах категорий: 1) личной успешности; 2) профессиональной эффективности; 3) адекватного социального участия.

Разработка КМВ в рамках перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения представляет собой первую стадию разработки ООП по любому направлению и уровню подготовки.

КМВ – это формализованная цель освоения ООП. По сути КМВ представляет собой систему: 1) обоснованных показателей (компетенций), по которым мы судим о степени соответствия выпускника требованиям, предъявляемым ему рынком труда, сложившимся социальными условиями обеспечения личностного и профессионального успеха и существующими социальными институтами; 2) обоснованных нормативных индикаторов (требований к уровню освоения), характеризующих минимальное пороговое значение компетенций, при котором можно говорить об их приемлемой сформированности; 3) перечня обоснованных (валидных, достаточно точных и надежных) измерительных инструментов (средств оценки), которые используются для измерения данной компетенции и выявления уровня ее сформированности.

Как формализованное описание цели образования КМВ занимает промежуточное место между требованиями потребителей результатов ООП и самой ООП. Необходимость создания КМВ обусловлена тем, что требования потребителей к результатам ООП, как правило, нигде четко и однозначно не отрефлексированы и не сформулированы.

Создав КМВ для той или иной ООП, мы точно и однозначно можем ответить на два взаимосвязанных вопроса: 1) какие способности выпускника мы будем развивать; 2) как (при помощи каких измерений и каким способом) мы поймем, что данные способности достигли того минимального уровня, при котором можно говорить о его личной, социальной и профессиональной готовности к осуществлению определенной профессиональной деятельности.

Результативность ООП – это ее способность обеспечить достижение нормативного компетентностного профиля (НКП). Измерителем результативности ООП является доля выпускников, обладающих установленным для данного направления и уровня подготовки НКП, от общего количества зачисленных для прохождения данной ООП студентов (слушателей). Таким образом, КМВ – это основной инструмент управления качеством ООП.

Методологическим ключом к построению банка заданий является связь между компетенциями и успешным решением задач профессиональной деятельности, социальным участием и личным ростом.

Способность решать те или иные задачи в свою очередь может быть инструментально измерена через способность выпускника (студента, слушателя) результативно выполнять учебные задания, моделирующие комплексное решение реальных задач, либо отдельные аспекты их решения.

Применяемые в университетах процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся имеют узкую направленность, связанную с конкретным учебным курсом, подчас носят достаточно формальный и субъективный характер, и поэтому не позволяют получить полную и объективную картину качества подготовки студентов. По мимо прочих проблем, это влечет за собой невозможность соизмеримой оценки уровня сформированности компетенций студентов разных вузов, а значит противостоит процессу межвузовской и межпрограммной мобильности студентов, индивидуализации образовательных программ.

Система оценки качества подготовки выпускников вузов в рамках контекстно-компетентностного подхода и соответствующих механизмов и инструментов оценки должна стать звеном в формировании системы независимой оценки качества российского профессионального образования.

Объектом централизованной оценки должны стать ключевые компетенции, прописанные в компетентностной модели по данному направлению подготовки. Направление развития создаваемой системы должно быть связано с разработкой апробированных, стандартизированных и сертифицированных инструментов и средств оценки сформированных компетенций, создаваемых с активным привлечением профессионального сообщества и работодателей. Основа для разработки заданий ИГА – банк контрольных и учебных заданий, включенный в КМВ по каждому направлению подготовки.

Банк контрольных и учебных заданий (БКУЗ) – система ранжированных по уровню сложности и классифицированных на основании принадлежности к компетенциям в соответствии с компетентностной моделью выпускника (КМВ) заданий, требований к их выполнению и критериев оценки, которая в обязательном порядке составляется по каждому направлению подготовки и используется в качестве учебных и диагностических средств для определения и развития уровня сформированности компетенций студентов.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня сформированности компетенций выпускника высшего учебного заведения и соответствия данного уровня нормативному компетентностному профилю, его готовности к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников университета относятся:

– защита выпускной квалификационной работы (проекта);

– государственный экзамен.

Для того чтобы в рамках государственного экзамена определить уровень формирования компетенций различных кластеров, необходимо разделить его на два этапа:
1. тестирование, 2. решение профессиональной задачи/ кейса.

Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в КМВ. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне.

Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Рекомендуется использовать следующие формы тестов:

Тесты с однозначным выбором ответа – на каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

Тест с многозначным ответом – в варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов. Тогда в результате каждому номеру заданий должен быть выставлен прочерк.

Тесты на дополнение – в этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено студентами. Такие тесты полезны при изучении алгоритмов.

Тесты с закрытой формой задания – тесты, состоящие из двух частей: одна содержит утверждение или вопрос, а вторая – несколько возможных ответов, из которых один – правильный.

Тесты с открытой формой задания – тесты, не содержащие готовых ответов. Студент формулирует ответы в свободной форме, тем самым можно прояснить логику тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ.

Тесты, содержащие задания на соответствие – тесты, предполагающие уставить соответствие элементов одного множества элементам другого множества.

Тесты с заданиями на группировку информации – тесты, при прохождении которых тестируемый должен узнать представленную информацию, проанализировать ее по заданному критерию и отнести информационные блоки к соответствующим параметрам: понятиям, явлениям, процессам и т.д. Сложность теста определяется характером информативной части и количеством заявленных групп.

Тесты с заданиями на установление последовательности – тесты, позволяющие определить понимание студентом последовательности действий, процессов, суждений, вычислений.

Тесты с заданиями на исключение лишнего – тесты, позволяющие определить умение студента установить закономерные связи между элементами представленного списка (историческими датами, именами, событиями, понятиями, географическими объектами и проч.) и на этом основании сделать вывод об их сходстве или различии.

Тесты перекрестного выбора – в них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел. Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

Тесты идентификации – в данных тестах используются графические объекты или аналитические описания.

Тестирование рекомендуется проводить в электронной форме – он-лайн либо офф-лайн.

Решение профессиональной задачи /кейса используется для оценки уровня формирования ключевых профессиональных инструментальных компетенций, а также для оценки нормативных компетенций, если уровень их формирования в НКП определен как наивысший.

Профессиональные задачи/ кейсы, входящие в государственный экзамен, должны быть выбраны из БКУЗ посредством матрицы согласования, как задачи, в рамках которых проявляются ключевые профессиональные компетенции.

На направлениях, где есть такая необходимость (например, на творческих направлениях и профилях), профессиональное задание может быть выдано студенту и подготовлено заранее.

К программе ИГА должен быть приложен банк профессиональных задач/ кейсов, превышающих количество студентов – выпускников в 1,5 раза.

Выпускная квалификационная работа является комплексной формой оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций выпускника.

Выпускная квалификационная работа бакалавра, осваивающего основную образовательную программу по Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения, представляет собой результат проектной деятельности учащегося и оформляется в соответствии с требованиями к проекту как исследовательской работе.

Бакалаврская выпускная квалификационная работа в форме проекта – это обязательство создать ценность (получить выгоду, преимущества, полезные изменения) на основе достижения целей проекта к определенному сроку, в рамках согласованных ресурсов и условий эксплуатации.

Выпускной квалификационный проект может выполняться как индивидуально, так и в форме групповой работы. Группой проект может быть осуществлен в том случае, когда работа носит комплексный, сложный характер, требует участия нескольких человек. Факт группового выполнения проекта должен регистрировать на этапе инициации проекта и быть отражен в совместном решении кафедр (если проект носит междисциплинарный характер). В такой ситуации защита проекта осуществляется каждым из участником проекта, при этом каждый участник освещает свою часть и свой вклад в проектную деятельность. Защита может проходить при созыве общей междисциплинарной аттестационной комиссии, либо каждый участник защищает проект перед своей комиссией.


Библиографическая ссылка

Дурнева Е.Е. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ БАНКА ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИОННЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 11-1. – С. 13-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4407 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674