Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ФГОС НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА

Хода Л.Д. 1
1 Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»
Представлено содержание материала по текущей оценочной деятельности в рамках дисциплины «Физическая культура» технического и гуманитарного направлений бакалавриата технического вуза, позволяющее определить в течение семестра и на рубежной аттестации в конце семестра сформированность общекультурных компетенций. В качестве примера описаны материалы для студентов первого курса в первом семестре.
физическая культура
общекультурные компетенции
содержание оценки компетенции
памятка студенту
сформированность компетенции.
1. Хода Л.Д. Компетентностный подход в рамках дисциплины «Физическая культура» ФГОС 3 поколения // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 6. – С. 50-52.
2. Хода Л.Д. Содержание учебной деятельности по формированию общекультурной компетенции в рамках учебной дисциплины «Физическая культура» ФГОС // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 4. – С. 72-76.

Введение

На протяжении трехлетнего обучения дисциплине «Физическая культура» необходимо сформировать общекультурную компетенцию, структуру которой составляют компетенции, формируемые в течение 6 (4) семестров [1].

1 семестр: Методика проведения комплекса упражнений для повышения работоспособности. 2 семестр: Методика самомассажа. Оценка двигательной активности и суточных энерготрат. 3 семестр: Методы оценки уровня здоровья. Методы самоконтроля. 4 семестр: Методы регулирования психоэмоционального состояния. Самооценка ОФП и СФП. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. 5 семестр: Методы оценки и коррекции осанки и телосложения. Методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности. 6 семестр: Методики самостоятельного освоения элементов ППФП.

Материал исследования

Оценка освоения модуля предполагает демонстрацию, или подтверждение того, что студенты освоили требуемые компетенции, сформулированные в задачах по каждому конкретному модулю, и могут осуществлять все требуемые действия в рамках данной компетенции. Методы оценки направлены на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений.

Оценка компетенции проводится на учебных занятиях (семинарских, практических).

Сбор свидетельств осуществляется непрерывно в течение всего семестра (периода) обучения, т.е. в процессе освоения компетенций в определенных заранее контрольных точках (текущий контроль), а также в ходе итоговой оценки в конце семестра (рубежный контроль).

Отличие оценки компетенций от традиционной: отсутствие отметок, сравнение результатов с разработанными критериями.

Содержание качественной оценки включает: обоснованность – средства оценки оценивают именно ту компетенцию, которая является целью обучения; достоверность – одинаковые условия для оценки всех обучающихся; применимость – соответствие методов оценки имеющимся ресурсам; гибкость – оценка проводится по мере накопления образцов деятельности и готовности студента к оценке освоенной компетенции.

Методы оценки: собеседование; опрос; сбор образцов деятельности студента, демонстрирующий освоение ими требуемой компетенции (письменные работы - комплексы упражнений, конспекты занятий, материалы расчетов, результаты функциональных проб, дневники самоконтроля и др.); практические работы по демонстрации умений (компетенций) - оценка освоения указанных ключевых компетенций [2].

Результаты исследования

Демонстрация текущего формирования компетенции проводится индивидуально или в группе в различных условиях - в учебной аудитории, в лаборатории, в спортивном зале.

Теоретический материал помогает студентам подготовить проверочные работы методико-практического раздела (отражающие формирование умений): составить комплекс упражнений, изучить приемы, выполнить расчет, подобрать методы и вести дневник самоконтроля, составить конспект физкультурного занятия, оздоровительные и профилактические комплексы профессионально-прикладной физической подготовки, изучить профессиограмму и ознакомиться с профзаболеваниями.

Методами оценки сформированности компетенций являются: тестирование, проверочные работы, собеседование, задания, дневники самоконтроля, практические задания по демонстрации умений (компетенций).

Разработка модуля (спецификация) и руководства по модулю осуществляется в соответствии с формируемой компетенцией и разрабатывается кафедрой на весь период обучения студента дисциплине «Физическая культура» [3].

Спецификация модуля № 1 «Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента» для студентов 1 курса в осеннем семестре включает следующее содержание.

«Задача модуля: Владеть средствами и методами регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года.

Знания:

- Факторы, определяющие работоспособность.

- Общие закономерности и динамика работоспособности студентов в учебном году.

- Признаки и критерии нервно-эмоционального и психофизического утомления.

- Регулирование работоспособности. Профилактика утомления студентов в отдельные периоды учебного года.

- Оптимизация сопряжённой деятельности студентов в учёбе и спортивном совершенствовании.

Умения:

1. Умеет подобрать средства и методы для регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года (форма проверки – собеседование).

2. Составляет индивидуальную программу регулирования работоспособности в период обучения и в период сессии (форма проверки – письменная работа).

3. Составляет комплекс упражнений (3-5 и 8-10 упражнений) для повышения работоспособности (форма проверки – письменная работа).

Действия:

1. Проводит комплекс упражнений для повышения работоспособности (форма проверки – практическая работа).

Ресурсы:

Материально-техническая база спортивного комплекса.

Оценка: знает методы регулирования работоспособности, осуществляет подбор упражнений для повышения работоспособности в различных ситуациях, демонстрирует практические навыки выполнения комплекса упражнений для повышения работоспособности индивидуально и с группой».

Для контроля за уровнем формирования компетенции разрабатывается сводная ведомость освоения модуля (табл. 1).

Для студента разрабатывается памятка по освоению модуля, в которой прописано в какой форме будет проходить текущая и итоговая оценка, форма и время предоставления заданий.

«Памятка освоения модуля № 1 «Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента».

Задача модуля: владеть средствами и методами регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года.

Студент должен освоить и уметь выполнять следующие виды деятельности.

1. Подбирать средства и методы для регулирования работоспособности в отдельные периоды учебного года (форма проверки – собеседование на семинарском занятии, 1 неделя семестра, 5-бальная система оценки)

2. Составлять индивидуальную программу регулирования работоспособности в период обучения и в период сессии (форма проверки – письменная работа на семинарском занятии, 1-2 неделя семестра, 5-бальная система оценки).

3. Составлять комплекс упражнений для повышения работоспособности (от 3-4 до 8-10 упражнений) в различных ситуациях (форма проверки – письменная работа на семинарском занятии, 1-2 неделя семестра, 5-бальная система оценки, в соответствии с основными методическими требованиями).

4. Выполнять комплекс упражнений для повышения работоспособности (форма проверки – практическое выполнение на практическом занятии, 2-10 недели семестра, 10-бальная система оценки, в соответствии с основными методическими требованиями).

Текущее оценивание: оценка знаний при собеседовании, оценка письменной работы; итоговое оценивание в семестре: практическое выполнение подготовленного комплекса упражнений с группой».

В обязательном порядке на кафедре физического воспитания должны быть предусмотрены необходимые условия для успешного формирования у студентов определенной компетенции.

Таблица 1

Сводная ведомость освоения модуля

Название модуля

«Регулирование работоспособности студента в учебном году»

Номер модуля - 1

Учебная группа

Ф.И.О. преподавателя

Ф.И.О.

студента

Прошел

собеседование

да\нет

Выполнил

письменную

работу 1

да\нет

Выполнил

письменную

работу 2

да\нет

Выполнил

комплекс

упражнений

да\нет

Модуль освоен

да\нет

Дата

завершения обучения по модулю

1.

2.

Заключение

Формирование компетенций по каждому конкретному модулю позволяют в течение 6 семестров сформировать у студента общекультурную компетенцию, сформулированную в федеральных государственных стандартах направлений бакалавриата.


Библиографическая ссылка

Хода Л.Д. ТЕКУЩАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ФГОС НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-1. – С. 51-53;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4513 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674