Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ

Дурнева Е.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»
В статье предложена технология проведения итоговой аттестации выпускников образовательных программ бакалавриата, включающая в себя три этапа: тестирование ключевых мировоззренческих и нормативных компетенций, решение комплексной профессиональной задачи/ кейса, защита выпускного квалификационного проекта. Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в компетентностную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне.
итоговая государственная аттестация
оценка качества образования
компетентностный подход
компетентностная модель выпускника
тестирование.
1. Вербицкий А.А., Ларинова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2011. – 334 с.
2. Дурнева Е.Е. Из практики разработки учебно-методических комплексов образовательных модулей на основе компетентностных моделей выпускника // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – №2-3. – С. 30-32.
3. Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Опыт разработки модели выпускника на основе контекстно-компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2011. – №6. – С. 55-59.
4. Нечаев В.Д., Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: метод. рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2010. – 39 с.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня сформированности компетенций выпускника высшего учебного заведения и соответствия данного уровня нормативному компетентностному профилю (НКП), его готовности к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников университета относятся:

  • государственный экзамен;
  • защита выпускной квалификационной работы (проекта).

Программы государственных экзаменов, критерии оценки, тематика и критерии оценки выпускных квалификационных работ разрабатываются выпускающими кафедрами, утверждаются на ученом совете факультета, после согласования с методическим отделом утверждаются высшим учебным заведением.

Государственный экзамен, направленный на оценку уровня формирования компетенций студентов, целесообразно проводить в 2 этапа:

  • тестирование;
  • решение кейса/ профессиональной задачи.

Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в компетентностную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне.

Содержание тестовых заданий и выбор компетенций, оцениваемых в рамках данного этапа, должны соответствовать нормативному компетентностному профилю направления подготовки, зафиксированному в паспорте компетентностной модели выпускника.

Хорошо зарекомендовавшими себя аналогами в мировой практике предлагаемой системы является признаваемые во многих странах тесты «GRE - (graduate record exam)», «GMAT (graduate management admission test)», учитываемые при поступлении в магистратуру.

Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Этапы разработки теста:

1. Постановка цели задания – выбор компетенции, на выявление уровня формирования которой направлено задание;

Разработчик должен четко представлять ответ на вопрос – «Что именно должно выявить задание?»

Четкая формулировка цели задания непосредственно связана с назначением разрабатываемого задания и служит главным ориентиром в процессе его разработки.

2. Выбор конкретного суждения (элементарной дидактической единицы), степень усвоения которой подлежит оценке в процессе тестирования обучающихся.

3. Выбор вида неизвестного/искомого, смысл и значение которого обеспечивают объективную диагностику формирования компетенции и усвоения конкретной дидактической единицы или их совокупности, включая связи и отношения между ними.

4. Выбор одной из стандартных конструктивных форм задания – открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями:

  • форма должна соответствовать назначению задания;
  • форма должна соответствовать виду неизвестного/искомого;
  • форма должна обеспечить получение однозначно интерпретируемого и объективного результата тестирования.

5. Проектирование тестовых заданий, свойства которого должны соответствовать показателям качества, перечисленным в разделе 1.3 «Качество базы тестовых заданий и тестовых заданий».

6. Проектирование образцового решения, свойства которого соответствуют технологическим условиям выполнения задания и оценки получаемых результатов. Тестовые задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Большая часть заданий может использоваться как для самообучения, самоконтроля, так и для контроля преподавателями и проверяющими органами, в связи с чем очень важно, чтобы образцовое решение сопровождалось указаниями к решению, точными и полными ответами.

7. Авторская экспертиза формы и содержания задания:

  • проверка геометрических свой конструкции задания в целом и его основных частей – определяющего и определяемых концептов;
  • проверка синтаксической (грамматической) правильности выражений, формулировок определяющего и определяемых концептов; обратить особое внимание на проверку грамматической согласованности концептов;
  • проверка и уточнение смысла и значения использованных понятий, фраз, оборотов, формул, схем, чертежей, знаков, символов;
  • внесение необходимых корректив;
  • оценка свойств задания на соответствие показателям качества. К показателям качества в данном случае относятся:
  • Компетентностная направленность базы тестовых заданий: база тестовых заданий должна обеспечивать выявление уровня формирования компетенций, соотнесенных с данной формой аттестационного испытания;
  • Полнота содержания. База тестовых заданий должна охватывать все определенные для данного этапа ИГА компетенции;
  • Достаточный объем. Количественный состав тестовых заданий разных форм, представленных в базе тестовых заданий должен быть достаточным по объему. На каждую компетенцию должно быть составлено не менее 10 тестовых заданий.
  • Ясная структура. Должны быть определены правила упорядочения тестовых заданий базы.
  • Пригодность для использования тестирования с различными целями. Тестовые задания будут использоваться для различных целей: входной, промежуточный, итоговый контроль. Для того, чтобы тестовые задания были универсальными и могли использоваться не только для целей контроля, но и для самодиагностики и саморазвития студентов нужно давать развернутые обоснования правильных ответов, желательно даже с указанием номера страницы учебно-методических материалов.
  • Наличие в базе тестовых заданий разнообразных форм. Эффективное применение тестовых заданий различных форм: открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д.

8. Авторская экспертиза образцового решения:

  • проверка значения и смысла искомого на соответствие условию задания;
  • проверка полноты различных форм (способов) выражения искомого, которые может применить тестируемый и которые должны оцениваться как верные результаты выполнения задания;
  • проверка тождественности каждого из возможных вариантов представления верного результата истинному значению и смыслу искомого.

9. Присвоение заданию идентификационного имени с цифровым кодом, указывающим принадлежность разработанного тестового задания определенной структурной части базы тестовыхх заданий и порядковый номер задания, например, «ТЗ-ПК1.01», где «ТЗ» - условное имя, «ПК01» - номер компетенции, «01» - порядковый номер задания.

10. Разработка других тестовых заданий повторением действий, перечисленных в пунктах п.п. 1-9.

11. Формирование базы тестовых заданий.


Библиографическая ссылка

Дурнева Е.Е. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 19-21;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4546 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674