Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня сформированности компетенций выпускника высшего учебного заведения и соответствия данного уровня нормативному компетентностному профилю (НКП), его готовности к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
К видам итоговых аттестационных испытаний выпускников университета относятся:
- государственный экзамен;
- защита выпускной квалификационной работы (проекта).
Программы государственных экзаменов, критерии оценки, тематика и критерии оценки выпускных квалификационных работ разрабатываются выпускающими кафедрами, утверждаются на ученом совете факультета, после согласования с методическим отделом утверждаются высшим учебным заведением.
Государственный экзамен, направленный на оценку уровня формирования компетенций студентов, целесообразно проводить в 2 этапа:
- тестирование;
- решение кейса/ профессиональной задачи.
Тестирование рекомендуется использовать в качестве оценки ключевых мировоззренческих компетенций, входящих в компетентностную модель выпускника. Также посредством тестирования могут быть оценены нормативные компетенции на 1 и 2 уровне.
Содержание тестовых заданий и выбор компетенций, оцениваемых в рамках данного этапа, должны соответствовать нормативному компетентностному профилю направления подготовки, зафиксированному в паспорте компетентностной модели выпускника.
Хорошо зарекомендовавшими себя аналогами в мировой практике предлагаемой системы является признаваемые во многих странах тесты «GRE - (graduate record exam)», «GMAT (graduate management admission test)», учитываемые при поступлении в магистратуру.
Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого. Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.
Этапы разработки теста:
1. Постановка цели задания – выбор компетенции, на выявление уровня формирования которой направлено задание;
Разработчик должен четко представлять ответ на вопрос – «Что именно должно выявить задание?»
Четкая формулировка цели задания непосредственно связана с назначением разрабатываемого задания и служит главным ориентиром в процессе его разработки.
2. Выбор конкретного суждения (элементарной дидактической единицы), степень усвоения которой подлежит оценке в процессе тестирования обучающихся.
3. Выбор вида неизвестного/искомого, смысл и значение которого обеспечивают объективную диагностику формирования компетенции и усвоения конкретной дидактической единицы или их совокупности, включая связи и отношения между ними.
4. Выбор одной из стандартных конструктивных форм задания – открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д. При этом необходимо руководствоваться следующими положениями:
- форма должна соответствовать назначению задания;
- форма должна соответствовать виду неизвестного/искомого;
- форма должна обеспечить получение однозначно интерпретируемого и объективного результата тестирования.
5. Проектирование тестовых заданий, свойства которого должны соответствовать показателям качества, перечисленным в разделе 1.3 «Качество базы тестовых заданий и тестовых заданий».
6. Проектирование образцового решения, свойства которого соответствуют технологическим условиям выполнения задания и оценки получаемых результатов. Тестовые задания выполняют как обучающие, так и контролирующие функции. Большая часть заданий может использоваться как для самообучения, самоконтроля, так и для контроля преподавателями и проверяющими органами, в связи с чем очень важно, чтобы образцовое решение сопровождалось указаниями к решению, точными и полными ответами.
7. Авторская экспертиза формы и содержания задания:
- проверка геометрических свой конструкции задания в целом и его основных частей – определяющего и определяемых концептов;
- проверка синтаксической (грамматической) правильности выражений, формулировок определяющего и определяемых концептов; обратить особое внимание на проверку грамматической согласованности концептов;
- проверка и уточнение смысла и значения использованных понятий, фраз, оборотов, формул, схем, чертежей, знаков, символов;
- внесение необходимых корректив;
- оценка свойств задания на соответствие показателям качества. К показателям качества в данном случае относятся:
- Компетентностная направленность базы тестовых заданий: база тестовых заданий должна обеспечивать выявление уровня формирования компетенций, соотнесенных с данной формой аттестационного испытания;
- Полнота содержания. База тестовых заданий должна охватывать все определенные для данного этапа ИГА компетенции;
- Достаточный объем. Количественный состав тестовых заданий разных форм, представленных в базе тестовых заданий должен быть достаточным по объему. На каждую компетенцию должно быть составлено не менее 10 тестовых заданий.
- Ясная структура. Должны быть определены правила упорядочения тестовых заданий базы.
- Пригодность для использования тестирования с различными целями. Тестовые задания будут использоваться для различных целей: входной, промежуточный, итоговый контроль. Для того, чтобы тестовые задания были универсальными и могли использоваться не только для целей контроля, но и для самодиагностики и саморазвития студентов нужно давать развернутые обоснования правильных ответов, желательно даже с указанием номера страницы учебно-методических материалов.
- Наличие в базе тестовых заданий разнообразных форм. Эффективное применение тестовых заданий различных форм: открытой, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности и т.д.
8. Авторская экспертиза образцового решения:
- проверка значения и смысла искомого на соответствие условию задания;
- проверка полноты различных форм (способов) выражения искомого, которые может применить тестируемый и которые должны оцениваться как верные результаты выполнения задания;
- проверка тождественности каждого из возможных вариантов представления верного результата истинному значению и смыслу искомого.
9. Присвоение заданию идентификационного имени с цифровым кодом, указывающим принадлежность разработанного тестового задания определенной структурной части базы тестовыхх заданий и порядковый номер задания, например, «ТЗ-ПК1.01», где «ТЗ» - условное имя, «ПК01» - номер компетенции, «01» - порядковый номер задания.
10. Разработка других тестовых заданий повторением действий, перечисленных в пунктах п.п. 1-9.
11. Формирование базы тестовых заданий.
Библиографическая ссылка
Дурнева Е.Е. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ БАКАЛАВРОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 19-21;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4546 (дата обращения: 21.11.2024).