Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФАКТОРЫ РИСКА И СТРУКТУРА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Родионова А.Н. 1 Долгих В.В. 1 Колесникова Л.И. 1 Рычкова Л.В. 1
1 ФГБУ «Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека» СО РАМН
У высокоинтеллектуальных школьников было проведено клинико-функциональное исследования факторов риска и структуры психосоматических расстройств. Определены наиболее важные перинатальные, соматические и социальные факторы риска формирования ПСР, структура психосоматических нарушений в зависимости от реализации творческого потенциала. Так, вегето-сосудистая дистония (ВСД), функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), артериальная гипертензия, экзогенно-конституциональное ожирение и аллергопатология встречались у высокоинтеллектуальных школьников обеих групп без значимых различий, а патология в виде: артериальной гипотензии и синкопальных состояний значимо превалировала у школьников, не сумевших реализовать свой интеллектуальный потенциал.
школьники
психосоматические расстройства
высокий уровень интеллектуального развития.
1. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей. – М.: Изд-во ИГМА, 2000. – 306 с.
2. Брязгунов И.П. К вопросу о систематике психосоматических (соматоформных) расстройств у детей и подростков // Педиатрия. – 2002. – № 4. – С. 96-98.
3. Бугун О.В., Рычкова Л.В., Долгих В.В. Двадцатичетырехчасовое мониторирование артериального давления в диагностике эссенциальной артериальной гипертензии в детском возрасте // Бюл. СО РАМН. – 2003. – № 2. – С. 49-53.
4. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. – СПб., 1996. – 454 с.
5. Ларионова Л.И. Особенности работы педагогов и психологов с одаренными детьми: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО Иркут. гос. пед. ун-т, 2004. – 48 с.
6. Погодина А.В., Долгих В.В., Рычкова Л.В. Эпидемиологические аспекты артериальной гипертензии у детей и подростков // КАРДИОЛОГИЯ 2006: материалы VIII Всерос. науч.-образов. форума. – 2006. – С. 111-112.
7. Проблемы психосоматической патологии детского возраста / Л.И. Колесникова, В.В. Долгих, В.М. Поляков, Л.В. Рычкова. – Новосибирск, 2005. – 222 с.
8. Региональные показатели физического развития детей и подростков Иркутской области: метод. рек. / Н.И. Маторова, Н.В. Ефимова, А.В. Прусакова, А.Н. Карчевский, О.Ю. Катульская, Н.И. Зубова, В.В. Долгих, Л.В. Рычкова, Т.В. Мандзяк, О.В. Бугун, С.Г. Бодиенкова. – Иркутск, 2004. – 42 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
10. Negative life events, emotions and psychological difficulties as determinants of salivary cortisol in Belgian primary school children / N. Michels, I. Sioen, I. Huybrechts, K. Bammann, B. Vanaelst, T. De Vriendt, L. Iacoviello, K. Konstabel, W. Ahrens, S. De Henauw // Psychoneuroendocrinology. – 2012. – Vol. 37, № 9. – P. 1506-1515.
11. Prevalence of psychosomatic and emotional symptoms in European school-aged children and its relationship with childhood adversities: results from the IDEFICS study / B. Vanaelst, T. De Vriendt, W. Ahrens, K. Bammann, C. Hadjigeorgiou, K. Konstabel, L. Lissner, N. Michels, D. Molnar, L.A. Moreno, L. Reisch, A. Siani, I. Sioen, S. De Henauw // Eur Child Adolesc Psychiatry. – 2012. – Vol. 21, № 5. – P. 253-265.

Высокая чувствительность детского организма к влиянию внешнесредовых факторов, резкое увеличение стрессовых воздействий на детей школьного возраста с одновременным снижением их адаптационных возможностей, изменяющаяся система общего среднего образования приводит к широкому распространению и постоянному росту психосоматических расстройств в данной когорте населения [1, 4, 6].

Эта тенденция наблюдается во всех регионах России и во всех возрастных группах [2,7].

Известно, что психосоматические расстройства (ПСР) относят к мультифакториальным заболеваниям. Тем не менее, работ, посвященных специальному изучению факторов риска возникновения ПСР на представительных выборках детей и подростков, до сих пор, опубликовано немного [1, 10, 11].

Выявление, поддержка, социализация одаренных школьников, как носителей «золотого» генофонда страны, является приоритетной задачей нашего государства. Несмотря, на большое количество работ по изучению психологического состояния одаренных детей [5, 9], исследований по изучению состояния здоровья высокоинтеллектуальных школьников в отечественной и зарубежной литературе практически не найдено.

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилось изучение факторов риска, структуры и клинико-функциональных особенностей психосоматических расстройств среди высокоинтеллектуальных подростков.

Материалы и методы

Под нашим наблюдением находилось 112 подростков, в возрасте от 14 до 17 лет, обучающихся в лицее г. Иркутска. В работе с подростками соблюдались этические принципы, предъявляемые Хельсинской Декларацией Всемирной медицинской ассоциации (World Medical Association of Declaration of Helsinki, 1964, 2000 ред.).

Исследования проводились в динамике в течение 3 лет.

Сбор информации проводился путем анкетирования с изучением анамнеза, выкопировки данных из первичных медицинских документов (форма №112/у; №026/у). Полученные фактические материалы в виде количественных и качественных психологических, клинических, лабораторных и инструментальных показателей регистрировались в индивидуальной карте здоровья и компьютерной базе данных.

На начальном этапе проводилась идентификация интеллектуальной одаренности учащихся с помощью стандартных психолого-педагогических методов. По результатам обследования были сформированы три группы. Группа №1 – высокоинтеллектуальные реализованные школьники (ОДР): количество испытуемых 31 человек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 120 до 145 IQ; показатели креативности выше средних значений; являющиеся победителями и призерами олимпиад различного уровня, творческих конкурсов, конференций. В группу №2 – высокоинтеллектуальных нереализованных учащихся (ОДНР) вошли 29 человек, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 120 до 145 IQ; показатели креативности выше средних значений, не имеющие достижений в интеллектуальной деятельности. В группу №3 (контроль) вошли 52 человека, коэффициент интеллекта варьировал в пределах от 83 до 112 IQ; показатели креативности принимали значение от «ниже среднего» до «средний»; из группы были исключены дети, не имеющие академическую успешность.

При сборе анамнеза жизни обращалось внимание на течение анте-, интра - и постнатального периодов (патологическое течение беременности, наличие острых и/или хронических заболеваний, прием лекарственных препаратов во время беременности, а также осложненное течение родов: асфиксия, длительный безводный период, слабость родовой деятельности, недоношенность, крупный плод, обвитие пуповиной и др.), выяснялись особенности течения периода новорожденности и развития ребенка на первом году жизни (динамика физического и психомоторного развития, перенесенные заболевания, неврологические отклонения). Анализ развития ребенка в последующие годы включал наличие сопутствующих заболеваний и хронических очагов инфекции.

Также оценивали психологическую обстановку в семье (неполная семья, алкоголизм родителей, неправильный стиль воспитания и др.) и вне семьи (конфликтные ситуации в школе).

Для оценки объективного статуса подростков были использованы методики физикального обследования. По общепринятой методике производилось измерение основных антропометрических показателей индивидуума, определение гармоничности физического развития, с последующим расчетом индекса массы тела по формуле: ИМТ = вес тела в кг/(рост в м)2. Полученные результаты физического развития интерпретировались в соответствии с региональными нормативами, построенными по перцентильному методу [7].

Измерение уровня АД выполнялось по методу Н.С. Короткова с использованием аппаратов “Kenz-501” (Япония), “Kit- UA-100” (США), оснащенных съемными манжетами, соответствующими возрасту и физическому развитию.

Суточное мониторирование АД (СМАД) осуществлялось в течение 24 часов с помощью портативного аппарата для суточного мониторинга АД Oscar 2 для системы OXFORD Medilog Prima, в котором используется осциллометрический метод измерения АД. Интервал между измерениями составлял днем 15 мин., во время ночного сна 30 мин.

Идентификация интеллектуальной одаренности проводилась с помощью: теста интеллекта Р. Кеттелла, адаптированного варианта наборов креативных тестов Ф. Вильямса.

Эмоциональные изменения подростков исследовали с помощью ряда психодиагностических методов, которые позволили адекватно определить эмоциональные состояния – уровень тревожности, агрессивности и эмоциональной лабильности, уровень депрессивных реакций и самооценки: цветовые выборы М. Люшера, шкала тревожности Спилберга-Ханина, шкала проявления тревоги J.Teylor, шкала уровня депрессии Бека, опросник агрессивности и враждебности Басса-Дарки и методика исследования самооценки Дембо-Рубенштейна.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием методов математической статистики, реализованных в лицензионном интегрированном пакете комплексной обработки данных Statistica 6.1 StatSoft Inc., США (правообладатель лицензии – ФГБУ «НЦ ПЗСРЧ» СО РАМН).

Результаты исследования и их обсуждение

1. Структура факторов риска возникновения ПСР у высокоинтеллектуальных школьников.

Нами изучались наиболее распространенные факторы риска, играющие важную роль в формировании ПСР у детей и подростков.

Первое место среди выявленных факторов занимают социальные факторы риска, среди них важное значение имеют: занятость матери на производстве (80,65% и 79,31% для ОДР и ОДНР соответственно), неполный состав семьи (74,19% и 72,41% соответственно), чрезмерная дополнительная нагрузка у ребенка в школе (в 100,0% случаев у высокоинтеллектуальных нереализованных школьников), индекс отягощенности в двух группах высокоинтеллектуальных подростков не различался и составил 3,48 (таблица 1).

Таблица 1

Структура социальных факторов риска возникновения психосоматических расстройств у высокоинтеллектуальных школьников

Факторы риска

ОДР

n (%)

ОДНР

n (%)

Контроль

n (%)

1

Неполный состав семьи (отсутствие одного родителя)

23

(74,19%)

21

(72,41%)**

15

(28,85%)*

2

Неудовлетворительные материально-бытовые условия

2

(6,25%)

5

(17,24%)**

3

(5,77%)#

3

Единственный ребенок у семье

17

(15,18%)

18

(16,07%)

5

(9,62%)

4

Отсутствие высшего образования у матери

16

(51,61%)

5

(17,24%)**

9

(17,31%)*

5

Занятость матери на производстве

25

(80,65%)

23

(79,31%)

4

(88,46%)

6

Посещение ребенком дополнительных занятий

25

(80,65%)

29

(100,00%)

15

(28,85%)*#

7

Индекс отягощенности

3,48

3,48

1,79

* – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контролем, при р˂0,05;

** – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и ОДНР, при р˂0,05;

# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контролем, при р˂0,05.

Второе место среди факторов риска возникновения ПСР у высокоинтеллектуальных подростков занимают соматические факторы: в 69,06% у школьников основной группы диагностировали нарушение осанки, сколиоз I и II степени, у 41,67% – выявлены хронические тонзиллиты, синуситы и отиты, заболевания эндокринной системы отмечались в 47,05% случаев (гипоталамический синдром периода полового созревания, эндемический зоб). Самый высокий средний показатель отягощенности (2,52) зафиксирован у высокоинтеллектуальных нереализованных подростков (таблица 2).

Таблица 2

Структура соматических факторов риска возникновения психосоматических расстройств у высокоинтеллектуальных школьников

Факторы риска

ОДР

n (%)

ОДНР

n (%)

Контроль

n (%)

1

Частые ОРВИ

6

(19,36%)

9

(31,03%)

7

(13,46)#

2

Инфекции мочевыделительной системы

5

(16,13%)

9

(31,03%)

6

(11,54%)#

3

Хронические заболевания ЛОР-органов

10

(32,29%)

15

(51,72%)

7

(13,46%)*#

4

Заболевания костно-мышечной системы

17

(58,62%)

23

(79,31%)

10

(19,23%)*#

5

Заболевания эндокринной системы

11

(35,48%)

17

(58,62%)

11

(21,15%)#

6

Индекс отягощенности

1,58

2,52

0,79

* – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контролем, при р˂0,05;

# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контролем, при р˂0,05.

На третьем месте расположились анте- и перинатальные факторы риска, в их структуру вошли: рождение ребенка от 3-ей и последующих беременностей и поздние роды (возраст матери старше 35 лет) – 31,7% и 11,7% соответственно, с преобладанием в группе высокоинтеллектуальных нереализованных подростков, р˂0,05. Отклонения в физиологическом течении беременности, родовой деятельности и нарушение грудного вскармливания регистрировались значимо чаще у матерей высокоинтеллектуальных нереализованных подростков. Индекс отягощенности составил 1,6 и 2,48 соответственно в группах успешных и нереализованных школьников.

Таким образом, изучение факторов риска формирования ПСР у высокоинтеллектуальных школьников позволило выделить наиболее важные факторы, влияющие на возникновение данной патологии в подростковом возрасте. К ним относятся: поздние беременность (протекающая с отклонениями) и роды, дополнительные учебные нагрузки, занятость матери на производстве, неполный состав семьи, наличие хронических очагов инфекции на фоне нарушения осанки, сколиоза и патологии эндокринной системы. Наиболее высоким индекс отягощенности для соматических и анте- и перинатальных факторов нами выявлен для высокоинтеллектуальных нереализованных школьников.

2. Клинико-функциональные особенности ПСР у интеллектуально одаренных старшеклассников.

Физическое развитие (ФР) детей и подростков является одним из ведущих критериев состояния здоровья детского населения.

При оценке ФР у подростков нами была выявлена тенденция к высокому ФР среди всех обследуемых школьников. Однако, показатель низкого ФР выявлен только у интеллектуально одаренных школьников, с преобладанием в группе успешных подростков. При исследовании гармоничности физического развития выявлено, что дисгармоничное развитие встречается чаще среди высокоинтеллектуальных подростков – 56,26% , с незначительным преобладанием у реализованных старшеклассников за счет избыточной массы тела.

Выявленная нами психосоматическая патология у высокоинтеллектуальных детей распределилась следующим образом: преобладала вегето-сосудистая патология – 73,3%, свидетельствующая о нарушениях лимбико-диэнцефально-стволовой регуляции вегетативных функций, одинаково часто встречалась во всех обследуемых группах, с недостоверным преобладанием у школьников, не реализовавших на сегодняшний момент свой интеллектуальный потенциал; функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта отмечены в 43,3%, проявляющиеся в виде рецидивирующих болей в животе при отсутствии воспалительных изменений, поносов (27,3%), запоров (10,3%), явлений дискинезий желчевыводящих путей (41,6%), синдрома раздраженного кишечника (7,5%); избыточный вес и ожирение в 24,8% случаев, ИМТ = 34,1+2,3; у значительного числа обследованных в 16,9% – диагностирована артериальная гипертензия; нарушение репродуктивной функции, в виде дисменорей у 14,3% девочек-подростков; синдром артериальной гипотонии – в 8,4% случаев, синкопальные состояния, как проявления вегетативного дисбаланса – 6,84%, бронхиальная астма (БА) и атопический дерматит – по 1,7% (рис.1).

missing image file

Рис. 1. Структура ПСР у обследованных подростков

Примечание: I – ВСД; II- функциональные нарушения ЖКТ; III – синдром артериальной гипотензии; IV – синкопальные состояния; V – АГ; VI – репродуктивные нарушения; VII – избыточный вес и ожирение; VIII – БА; IX – атопический дерматит.

* – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контроль, при р˂0,05;

# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контроль, при р˂0,05.

В целом психосоматическая патология регистрировалась чаще у высокоинтеллектуальных школьников. При проведении сравнительного анализа структуры ПСР у школьников основной группы необходимо отметить, что ВСД, функциональные нарушения пищеварения, артериальная гипертензия, избыточный вес и ожирение и нарушение репродуктивной функции чаще встречались у высокоинтеллектуальных подростков без достоверных различий от степени реализации творческого потенциала. А патология в виде: артериальной гипотензии и синкопальных состояний значимо превалировала у нереализованных подростков.

При исследовании ПСР в динамике, выявлено снижение частоты встречаемости ВСД во всех изучаемых группах и значительный рост функциональных нарушений ЖКТ и артериальной гипертензии в обеих группах высокоинтеллектуальных школьников, а экзогенно-конституционального ожирения – в группе интеллектуально нереализованных подростков. Прирост составил высокоинтеллектуальных подростков с АГ – 8,4%, функциональных расстройств ЖКТ – 36,7%, (рис. 2).

Учитывая высокую встречаемость артериальной гипертензии среди обследованных подростков и для уточнения тяжести патологического процесса нами проведено суточное мониторирование уровня АД. По данным СМАД диагноз артериальная гипертензия был выставлен 19(16,9%) школьникам, из них 2 подростка из группы контроля, которые не вошли в дальнейшее исследование. У высокоинтеллектуальных школьников лабильная форма АГ регистрировалась в 12 (70,6%) случаев, из них у 7 (22,6%) из группы ОДР и у 5 (17,2%) – ОДНР (офисное давление в среднем составило: САД – 128,60 ± 1,30 мм.рт.ст., ДАД – 75,44 ± 1,56мм.рт.ст.); а стабильная форма – 5 (29,4%), где 2 (6,5%) и 3 (10,4%) в группах ОДР и ОДНР соответственно, при САД – 144,56 ± 2,2 мм. рт. ст., ДАД – 81,62 ± 2,41мм. рт. ст. как в дневное, так и ночное время суток.

missing image file

ВСД

missing image file

АГ

missing image file

Функциональные нарушения ЖКТ

missing image file

Избыточный вес и ожирение

♦Контроль ▲ ОДР ■ ОДНР

Рис.2. Динамика уровня распространенности ПСР у обследованных школьников

При распределении учащихся на группы по величине суточного индекса уровня АД выявлено: превалирующим во всех изучаемых группах оказался вариант нормального циркадного биоритма «dippers», который составил в группе контроля 96,5% случаев, в группе высокоинтеллектуальных реализованных подростков – 17,7%, а у интеллектуально одаренных нереализованных – 22,2% случаев. Вариант, характеризующийся ригидным ритмом уровня АД («non-dippers»), преобладал у высокоинтеллектуальных реализованных школьников (р<0,05), вариант с изолированным избыточным снижением уровня АД во время ночного сна («over-dippers») регистрировался значимо чаще у высокоинтеллектуальных нереализованных старшеклассников (рис.3).

missing image file

Рис. 3. Распределение по величине суточного индекса уровня АД у обследованных подростков (I – dippers; II – non-dippers; III – over-dippers)

Примечание: * – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и контроль, при р˂0,05;

** – Статистически достоверные различия между показателями ОДР и ОДНР, при р<0,05;

# – Статистически достоверные различия между показателями ОДНР и контроль, при р˂0,05.

При динамическом наблюдении количество подростков с АГ возросло и составило 22 (36,7) случаев, из них в группе ОДР лабильная форма АГ диагностирована у 7 (31,8%), стабильная форма – у 3 (13,6%), тогда как для школьников из группы ОДНР – ЛАГ выявлена у 5 (22,7%) и САГ у 7 (31,8%).

Таким образом, при исследовании подростков с высоким уровнем интеллектуального развития с АГ в динамике нами выявлена стабилизация высокого уровня АД в 22,7% случаев, с преобладанием у высокоинтеллектуальных нереализованных школьников, р<0,05.

Выводы

1. Наибольшее влияние на формирование ПСР у высокоинтеллектуальных подростков оказывают факторы риска в виде: патологии беременности и родов (43,3%), хронические синуситы и тонзиллиты (45,0%), нарушения осанки, сколиозы (66,7%), патология эндокринной системы (46,7%), дополнительные учебные нагрузки (90,0%) с преобладанием в группе подростков, не реализовавших свой потенциал, р<0,05.

2. В структуре ПСР у высокоинтеллектуальных подростков преобладают: СВД – 73,3%, функциональные заболевания ЖКТ – 43,3%, избыточный вес, ожирение – 19,6%, артериальная гипертензия – 16,9%, не зависимо от степени реализации. Артериальная гипотония (5,4%), синкопальные состояния (4,5%) значимо чаще встречаются у нереализованных школьников.

3. При исследовании ПСР в динамике происходит значимый рост функциональных расстройств органов пищеварения и артериальной гипертензии у всех высокоинтеллектуальных школьников, р<0,05. Для нереализованных подростков характерен рост артериальной гипертензии в 2,5 раза, с преобладанием ее стабильной формы в онтогенезе, р˂0,05.


Библиографическая ссылка

Родионова А.Н., Долгих В.В., Колесникова Л.И., Рычкова Л.В. ФАКТОРЫ РИСКА И СТРУКТУРА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ВЫСОКОИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1-2. – С. 90-95;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4563 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674