Введение
Современный глобальный мир – это арена борьбы знаний, интеллектов, экономических и гуманитарных технологии, где «развитые страны» обеспечивают себе технологическое ускорение за счет внутренних инновационных импульсов, а «догоняющие страны», в силу использования технологических заимствований и отсутствуя собственной инновационной сфере, обречены на постоянное отставание в развитии. Вхождение в траекторию технологически развитых стран, странами догоняющего мира, предполагает интеллектуализацию общества, создание инновационной сферы и формирование уровня культурной и цивилизационной идентичности, сравнимой со странами развитого мира.
Цель исследования
На основе анализа потенциальных интеллектуальных ресурсов страны, внести предложения:
- по этапам формирования системы образования в синхронизации с этапами экономического развития страны, повышения уровня развития социального интеллекта общества.
- по формированию казахстанской нации, скрепленных культурным кодам нации единой воли развития, на базе применения лучших мировоззренческо-нравственных и культурных ценностей, традиции и обычаев народов проживающих в Казахстане.
- по использованию передовых культурных достижений и практик мировой цивилизации, для формирования национального интеллекта страны, способного решать масштабные задачи созидающей модернизации, изложенных в Стратегии «Казахстан-2050».
Интеллектуальные ресурсы развития
Усложнение всех сторон человеческой деятельности через открытие и использование новых ранее неизвестных фундаментальных научных открытий и технических решений объективно ведет к необходимости повышения уровня образованности и интеллектуальности личности и общества. Получение новых знаний, производство инновационных товаров и услуг требуют все большего использования труда творческого, который постепенно замещает простой рутинный труд. Изменчивость конъюнктуры спроса и предложения заставляет принимать часто упреждающие действия, труд становится адекватно вызовам также изменчивым и требует интеллектуального напряжения. Эффективное решение требует помимо профессиональных знаний и опыта, информации, использование скрытых психических ресурсов человека, заключенных в личностном интеллекте и общественном интеллекте в форме коллективного разума.
Интеллектуализация личности и общества становится жизненно важным инструментом обеспечения конкурентоспособности в условиях глобального открытого мира. Зоной риска в первую очередь является сфера инновационного производства, где выгоды и потери лежат через использование новых знаний воплощенных в технологии, ноу-хау, новых комбинациях производственных факторов, структуре организации и управления производством, позволяющих получать интеллектуальную ренту и различного рода преимущества перед конкурентами. В инновационной деятельности центральная роль в производственном процессе смещается с чисто исполнительных функций использования информации к интеллектуальному творению. Через интеллектуальное творение, по сути своей происходит переход человеческой деятельности на режим генерирования новых решений. При этом интеллектуальная активность, основанная на профессиональных знаниях, опыте и интеллекте, должна продолжать обеспечивать обработку все нарастающего потока информации. Если в области науки и образования, музыке, искусстве режим генерирования новых решений достигается путем качественных изменений (творческих озарений, вдохновений т.д.) и является достаточно редким явлением, то для инновационного производства интеллектуальная активность должна быть почти постоянным состоянием сознания и поведения в постоянно изменяющейся среде.
В современных условиях конкурентного развития общепринятые способности человека к труду должны дополняться способностями к интеллектуальной активности. Последние исторически и логически являются как бы продолжением, формой закрепления и развития непосредственных способностей к труду. В то же время они имеют самостоятельную форму бытия, определяемую уровнем наличного знания, общей культуры, характером социальных ценностей и нравственных установок. Это позволяет, с одной стороны, ставить вопрос о разделении способностей человека к труду на две самостоятельные и в определенной степени противоположные субстанции – способности к исполнительскому и способности к творческому труду [8]. Способности к исполнительскому труду характеризуются набором конкретных физических и нервно-психических потенций человека, профессионально-квалификационных знаний, навыков, умений, производственного опыта – всего того, что предопределяет репродуктивную трудовую деятельность в рамках материального производства. Способности к творческому труду – это способности к исполнительскому труду, “оплодотворенные” интеллектуальной активностью, направленной преимущественно на саморазвитие и самореализацию личности в системе общественной организации производства. Главным и отличительным компонентом способностей к творческому труду выступает интеллектуальная активность, благодаря которой репродуктивная трудовая деятельность наполняется созидательной силой.
Основным лимитирующим условием выступают специфические качества самого человека – наличие или отсутствие способности к интеллектуальной активности, как форме накопления, переработки и генерации новых знаний. Другими словами, доступность знаний отнюдь не означает доступность обладания ими. Знания и информация, будучи в силу своих объективных характеристик доступными для всех, в силу субъективных характеристик их потребителей сосредотачиваются лишь у относительно узкого круга людей [7]. При этом речь идет не о какой-то национальной “исключительности”, “одаренности” тех или иных народов и не о “врожденной” способности людей. Многочисленные тесты выявили, что так называемый коэффициент интеллектуальности (IQ) одинаков у представителей различных этнических групп населения как внутри, так и между странами.
Нами при осуществлении прогноза развития ВВП Казахстана на период до 2050 года по S – образной эволюционной логистике, были подобраны страны-лидеры для Казахстана и на их основе проведены оценки уровня IQ путем использования структурного распределения уровня интеллектуальности, в соответствии с теорией статистического (нормального) распределения вероятностных событий [3]. Анализ этих данных свидетельствует, что если по уровню интеллектуальности стран-лидеров по значению IQ в сравнении с Казахстаном имеются различия: по максимуму 106 по Южной Корее и по минимуму 98 по Дании и Австралии или соответственно разрыв составляет 12 и 4 пунктов, то по структуре статистического (нормального) распределения, по уровня интеллектуальности IQ в человеческом обществе в %, по всем странам величины одинаковые. То есть, в относительных величинах доля сверхумных, умных, средних и ниже средних людей по уровню интеллектуального развития в человеческом обществе всех стран имеет одинаковые пропорции. Если взять для условного расчета данные по численности населения Казахстана за 2011 год-16.4 млн.чел. и суммарную долю исключительно талантливых и выдающихся людей, что составляет – 0.1448 процентов человеческого общества (0.0038 + 0.141), то это в абсолютных величинах составит – 23747 человек ((16.4 млн.чел. × 0.1448) : 100). Условные расчеты свидетельствуют – Казахстан располагает высокоинтеллектуальными человеческими ресурсами. Вопрос только в том, как выявить всех одаренных людей и как их правильно обучить? Важно выбрать среди них людей с активным личностным интеллектом, и главное, социальный интеллект общества должен создать среду для реализации интеллектуального потенциала страны, который можно будет считать «Достоянием нации», ибо от их активного включения в мировую интеллектуальную конкуренцию будет определяться технологическое будущее Казахстана и уровень его глобальной конкурентоспособности на мировой арене. Выделяя значимость социального интеллекта общества, в данном случае имеется в виду, достигнутый уровень знаний и общей культуры, характер сформированных у индивидов потенциальных ценностей, нравственных установок. Как неотъемлемое условие формирования и развития интеллектуальной активности, именно эти составляющие становятся главными в системе функционирования и воспроизводства человеческого капитала.
Интеллект и интеллектуальная активность личности становятся “экономическим феноменом конкурентоспособности человека и общества”, от наличия или отсутствие данных качеств, способности их проявления в процессе труда, должны лежать разграничения категориальных понятий способностей к исполнительскому и творческому труду. Формирование интеллекта личности протекает через возрастную и пожизненную изменчивость, каждая из которых зависит от многих обстоятельств: генетической наследуемости, здоровья, семьи, среды образования, профессии, социального интеллекта общества и т.д. Личностный интеллект делится на два вида: врожденный интеллект и приобретаемый в течении жизни. Общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет [5].
Интеллект человека достигает своего максимального развития к 19–20 годам, затем наступает фаза стабилизации и с 30 – 34 лет происходит спад продуктивности интеллектуальных функций. Развитие общих интеллектуальных способностей зависит не только от возраста, но и от вида деятельности (учебной и профессиональной), которой занимается человек. В течение жизни индивид не утрачивает приобретенные знания и интеллектуальные навыки, потому константа IQ отражает отношение часть–целое между существовавшим потенциалом и вновь приобретенным. Однако критики концепции стабильности IQ считают, что можно говорить лишь о постоянстве уровня интеллекта в среднем по выборке, в то время как индивидуальные показатели могут у одних людей ухудшаться, а у других – улучшаться в течение жизни [4]. Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться в пределах 30 единиц (при стандартных значениях = 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колебаниями, а с различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдался процесс снижения уровня интеллекта. По данным исследователей, решающим фактором влияющим на относительный прогресс или регресс в развитии интеллекта, оказался уровень образования родителей. Что касается эмоциональных отношений, то эмоциональная подчиненность родителям влияла на спад IQ в возрасте от 4,5 до 6 лет. Подъем же IQ связан с эмоциональным одобрением со стороны родителей, поощрением инициативы и рассудительности, а также формированием родителями у ребенка еще не нужных для адаптации в данном возрасте умений и навыков.
Развитие интеллекта в школьном возрасте определяется преимущественно внутренней мотивацией ребенка – стремлением к высоким достижениям, тягой к соперничеству и любознательностью.
Более серьезные проблемы возникают при исследовании интеллекта взрослых. Как уже отмечалось выше, большая часть исследований изменения интеллекта взрослых отмечает подъем показателей от 17 до 20-30 лет, а затем — резкое снижение и резкое падение уровня интеллекта наблюдается после 60 лет. Общий интеллект в течение жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет.
Активный период формирования и развития личностного интеллекта и познавательных способностей происходит в возрасте от 1 до 22 лет в среднем, после которого наступает период профессиональной адаптации и последующей трудовой деятельности до выхода на пенсию, примерно в 65 лет. Возраст от 1 года до 22 лет условно назовем – периодом формирования будущего страны, от образованности и интеллектуальности которых зависят надежды и успех страны в будущем. Период от 1 года до 22 лет – это по существу «окно возможностей для становления интеллектуально активной личности». Цена вопроса – качество будущего развития, воистину справедлива поговорка «что посеешь то и пожнешь». Мера ответственности перед будущим заставляет задумываться «об управлении будущим и управлением из будущего», так как на алтарь истории выносится судьба страны.
Создавая поколенческий интеллект для управления будущим, общество должно моделировать само будущее и управлять из будущего. Только так можно готовить кадры в длинном горизонте развития. Наглядное тому подтверждение Стратегия «Казахстан 2050», имеющая загоризонтное видение будущего, в противном случае вязкая оперативная тактика может постоянно натыкаться на проблемы будущего, без видения которых теряются ориентиры и цели развития.
В качестве эталонного примера рассмотрим исследования Самарского муниципального университета непрерывного образования Наяновой в РФ, в котором обучение начинают дети 5-7 лет, уже умеющие немного читать и считать, и заканчивающие его с дипломом о высшем образовании.
Использование методики векторного моделирования и экспертизы образовательной среды для выявления выраженности субъективного восприятия образовательной среды, как карьерной (активной и зависимой) и творческой (активной и свободной), показало: творческое начало с 1 по 10 класс возросло примерно на 18.99 процентов, тогда как карьерная ориентированность повысилась только на 6.85 процентов, зато снизились безмятежность в 5.7 раза и догматичность в 9.7 раза, соответственно. [12]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что новые системы непрерывного образования формируют позитивные ориентации на активизацию личностного сознания, интеллектуального поведения и рост выбора творческого начала в личности школьника.
Для целостного восприятия личностной ориентированности рассмотрим оценки интеллектуальных доминант: креативности и тяги к знаниям, в различных социальных группах, куда входят и студенты высших учебных заведений очной формы обучения в возрастной группе 17-22 лет, то есть находящихся в зените развития интеллекта и познавательных способностей. Анализ этих данных показал, что наивысшую степень выраженности стремления к творчеству (креативность) проявляют владельцы (совладельцы) собственных предприятий и индивидуальные предприниматели – 100.0%, далее идут лица, работающие у индивидуальных предпринимателей – 77.15%, работники обществ с ограниченной ответственностью – 73.6%, работники акционерных обществ открытого и закрытого типа – 70.46, студенты высших учебных заведений очной формы обучения – 69.23%, и наконец, государственные и муниципальные служащие, работники государственных коммерческих и некоммерческих предприятий – 66.46%. Степень выраженности потребности в познании (тяга к знаниям) практически повторяет, с некоторыми различиями, параметры степень выраженности стремления к творчеству (креативность) [6].
Анализ также показывает, студенты высших учебных заведений очной формы обучения, наша надежда на будущее, показывают невысокие уровни креативности и тяги к знаниям, сознание ответственности перед взрослой жизнью воспринимается как, что то отдаленное, отсюда и такие оценки интеллектуальных доминант, которые пока не отражают реальной интеллектуальной активности и ответственного поведения.
Данные выводы требуют новых решений и подходов в образовании и формировании интеллектуальных личностей, ибо конкурентный мир взрослой жизни не делает скидок и послаблений, наоборот этим могут воспользоваться конкуренты за рабочее место.
В целом страна может недополучить высокообразованного и интеллектуально развитого специалиста, на которого делали ставку в школе и университете, цена упущенных возможностей личности на образовательном и интеллектуальном поле слишком дорого обходится государству, а с учетом мультипликативности его будущей деятельности потери могут возрасти многократно.
Система образования и интеллектуализации общества
Новая реальность вызвала необходимость разработки очередной Стратегии «Казахстан 2050», в которой ставится амбициозная задача – конкурировать с ведущими странами мира. В Послании Н.А.Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 года, ставится политическая задача для периода до 2050 года – войти в число 30-ти самых развитых государств мира. С 2012 г. для Казахстана началась новая эпоха, которая включает два периода: 2012 – 2020 годы, время перехода к освоению инновационной стадии развития и 2021 – 2050 годы, время активного использования инновационных факторов в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Цели и задачи Стратегии «Казахстан 2050» поистине грандиозны и вдохновляющие, потребуется менее чем за десятилетие (2012 – 2020 гг.) переформатировать систему образования страны под новые задачи, которые потребуют изменить парадигму самого образования.
Предстоит создать новые стандарты и технологии образования, для формирования инновационного типа личности, с интеллектуальной активностью сознания и поведения, способных на равных конкурировать с представителями развитых стран мира.
Сложившаяся традиционная развивающаяся система непрерывного образования должна дополниться системой опережающего образования, с целью исключения функционального отставания (функциональная неграмотность) выпускников учебных заведений от теории, и главное, от практики освоения новых инновационных технологий и интеллектуальных систем управления, которые давно стали повседневной реальностью для образовательной системы развитых стран.
В Заявлении лидеров восьми развитых стран мира «Группы восемь», принятого 16 июля 2006 года в Санк – Петербурге «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБЩЕСТВ В XXI ВЕКЕ», пункте 1. закреплено «Образование составляет основу прогресса человечества. Социально-экономическое процветание в XXI веке зависит от способности стран обеспечивать образование всех членов общества, с тем чтобы дать возможность каждому человеку преуспеть в стремительно меняющемся мире. Инновационное общество готовит граждан жить в условиях быстрых перемен. Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследование и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях» [10].
В первые в истории человечества важнейшей их личностной характеристикой становиться умение «жить и работать в условиях быстрых перемен», характерных для обществ с высокой скоростью обновления и генерации общеполезных нововведений. Возрастает ответственность человека за свое «обучение в течение всей жизни», кардинально меняется понимание роли школы (место, где человека учат учиться) и профессионального учебного учреждения (место, где идет формирования необходимых ключевых профессиональных умений и гибких практических навыков – компетентностей будущего универсального работника), становится велением нового инновационного будущего [9].
Для прогрессивного экономического развития и обеспечения научно-технического и социального прогресса нужна широкая интеллектуализация общества: а) в форме накопления и использования знаний для эффективной эксплуатации уже созданной техники и технологии, т.е. успешное потребление имеющихся знаний; б) генерация новых знаний, с обеспечением лидерства в научно-техническом развитии и социально-культурном развитии. Высшей степенью интеллектуального развития общества является переход страны из разряда потребителей чужих знаний в генератор новых знаний. В этом случае возможности влияний и распространения национального капитала возрастают до мирового уровня, а конкурентные преимущества становятся его доминирующей характеристикой развития страны [2].
В Послании Лидера нации Н.А. Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012 года, [11] дан четкий посыл на готовность к глобальной конкуренции, и в том числе, конкуренции в области образовательных систем «Нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим…. Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».
Современное образование в развитых странах Запада – это синтез образовательного и интеллектуальных компонент в образовании человека, в совокупности формирующие интеллектуально активную и образованную личность, что кардинально отличает их от традиционных систем, которые больше заняты расширяющимся обучением без достаточного включения интеллектуальных ресурсов личности в образовательный процесс.
Для модернизации системы образования страны, исходя из целей и задач «Стратегия «Казахстан-2050», нами предлагаются концептуальные основания для интеграции «знаниевой» и «интеллектуальных» начал в едином образовательном процессе.
Инструментом формирования интеллектуализации личности и общества является система образования, организующая, обеспечивающая и реализующая повсеместно и постоянно процесс передачи накопленных обществом систематизированных знаний, умений и навыков в процессах обучения и воспитания. Рис. 1.
Рис.1. Логика интеллектуализации личности и общества и ее сущность
1) Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации… Специальность 09.00.11 – социальная философия. Автореф. … канд. филосов. наук. – М. 2007. – 26 с. – URL: http:www.ifap.ru/libraru/book341.pdf.
2) http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Образование&oldid=57785311»
3) Фролов P. Ведущие ученые об интеллекте. WallStreetJournal. 13 декабря 1994 года. – URL: http://www.ethnopoliticsonline.com/archives/frolov/frolov%20intelligence.html:
4) [6]
5) Ефимов Ю.Е. Интеллектуализация личности и общества – новый уровень качества образования. – URL: http://www.ito.edu.ru/2006/Samara/IV/IV-0-3.ht.
Логика интеллектуализации человека заключается в последовательном формировании образованной личности, обладающего знаниями или совокупностью знаний, обуславливаемые требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями, способного к обучению, использованию знаний, профессиональной компетенции и социально – культурного поведения в условиях конкретного исторического периода общественного развития.
В процессе интеллектуализации человека реализуется стратегия формирования творческой личности на основе системного образования интеллектуальной компетенции: а) путем усиления когнитивных начал в области знаний, навыков и опыта личности; б) роста креативности через повышение гибкости, изобретательности и настойчивости; в) формирования ментальной мотивации на основе заинтересованности, стремления к самореализации, поощрения и продвижение по службе.
Парадигма интеллектуализации общества строится на объединяющей идее (доминирующая воля) совместного решения общих потребностей развития человеческого сообщества на уровне – человеческих сообществ (групп, организаций, стран, цивилизаций и глобального мира) и выражается в форме совокупного социального интеллекта (коллективного) разума индивидуальных интеллектов личностей, которые делегируют свои полномочия (голоса) в соответствующие общественные объединения, профессиональные сообщества, законодательные и государственные органы.
Интеллектуализация общества представляет национальную стратегию целенаправленного повышения уровня развития социального интеллекта общества, на основе качественного роста образовательного и интеллектуального обеспечения научно-технического и социально – культурного прогресса и развития общества, с учетом внешних и внутренних потребностей, задач и целей развития страны. Предлагаемая система образования и интеллектуализации личности потребует изменения технологии образования путем дополнения к традиционной «знаниевой парадигме» обучения «компетентностную парадигму» обучения, что в целом позволит сочетать в образовательном процессе педагогические и психологические дидактики. Рис.2.
Если педагогическая дидактика (педдидактика) основывалась только на использовании образовательных технологий дидактической дифференциации и индивидуализации обучения, с учетом возрастной и социальной психологии личности, то включение в процесс образования психологической дидактики (психодидактика), основанную на когнитивных началах обучения, путем использования психологических процессов развития возрастной периодизации и особенностей становления познавательного и личностного развития, позволят в органическом единстве сформировать принципы новой дидактики интеллектуального образования личности.Рис.2.
Рис.2. Педагогические и психологические парадигмы обучения: дидактические различия
Источник:
1) Лебедева В.П. Психодидактика – предмет научного интереса. – URL: http://www.do.gendocs.ru/docs/index-318470.html.
2) ШульгинаА.В. Экономическая психология: определение предмета и метода. – URL: http://www.ecsocman.hse.ru/data/2011/02/02/1214884807/6.pdf…
Для повышения уровня социально-экономической адаптивности личности в обществе, систему новой интеллектуальной дидактики следует дополнить знаниями в области экономической психологии, что будет способствовать формированию гибкого и гармоничного экономического сознания и экономического поведения личности на основе рационального использования стереотипов и ценностных ориентаций в социальных группах и обществе.
Интеллектуализация будущего Казахстана, как Повестка развития в первой полвины XXI – века Стратегии «Казахстан 2050», должна строится на основе: а) наращивания уровня образованности личности, развитии врожденного интеллекта и активного формирования приобретаемого интеллекта личности; б) повышения образовательного уровня общества, через созидание казахстанской нации единой воли развития и формирования культурного кода нации единой воли развития. Совокупное действие всех факторов интеллектуализации, безусловно, окажет воздействие на повышение уровня развития социального интеллекта общества, который в свою очередь станет мощным катализатором в реализации целей и задач Стратегии «Казахстан 2050».
Реализация масштабной интеллектуализации будущего Казахстана как важнейшего условия повышения глобальной конкурентоспособности страны ставит ряд важнейших вопросов развития: вопросы национального развития, становления гражданского общества и формирование культурного кода казахстанского общества; вопросы средовых и мотивационных условий для обеспечения эффективного функционирования интеллектуально развитых личностей разных народов населяющих страну.
За последние два десятилетия приняты документы по межнациональному согласию и дружбе народов Казахстана, успешно функционирует Ассамблея народов Казахстана. Существующая модель национального развития работает достаточно продуктивно и имеет значительный потенциал развития. Однако, как показывает практика США и Европейского союза, процесс любого сближения народов в своей конечной логике развития всегда диалектически переходит в формирование единой нации, естественно при главенствующей роли титульной нации. В случае опыта США – это американская нация, основанная на поглощающем фаворитном культурализме доминирующей английской нации. Европейская нация построена на мультикультурализме сообщества автономных наций. Казахстанский народ представляет сообщество объединенных народов, которые в перспективе могут перейти к следующей фазе симбиозу национального развития – казахстанская нация, по силе и интеллектуальному могуществу превосходящий современное объединение народов Казахстана. По этому поводу, отечественный культуролог, профессор М. Барманкулов еще в 1999 году, писал «Симбиоз самых передовых сторон других народов – вот что такое хрустальные мечты тюрков в области государственного строительства. Они в идеале освобождены от национализма. Они подавляют шовинизм. Государство становится привлекательным для всех народов. Каждый из народов самоутверждается в этом государстве той стороной, которая им присуща…» [1].
Этот переход может ознаменовать новое качество развития национального интеллекта, скрепленных культурным кодом нации единой воли развития, на базе применения лучших мировоззренческо – нравственных и культурных ценностей, традиций и обычаев народов проживающих в Казахстане, а также использования передовых культурных достижений и практик мировой цивилизации. Национальный интеллект, как пространство единой воли развития на всей территории Казахстана, будет способствовать успешному становлению и формирования личностного и социального интеллектов. Функционирование единой системы иерархически организованного интеллекта казахстанской нации: личностный интеллект, социальный интеллект и национальный интеллект, будет означать, что Казахстан освоил и овладел новыми силами человеческого Разума, способные решать задачи развития будущего страны на ранее невиданном уровне силы и мощи созидающей модернизации.
Выводы
1. Предлагается система образования и интеллектуализации личности, требующий изменения технологии образования путем дополнения к традиционной «знаниевой парадигме» «компетентностную парадигму» обучения, что в целом позволит сочетать в образовательном процессе педагогические и психологические дидактики.
2. Стратегию формирования творческой личности необходимо формировать на основе системного образования интеллектуальной компетенции путем:
- усиления когнитивных начал в области знаний, навыков и опыта личности;
- роста креативности через повышения гибкости, изобретательности и настойчивости;
- формирования ментальной мотивации на основе заинтересованности, стремления к самореализации, поощрения к продвижению по службе.
3. Интеллектуализация будущего Казахстана должна строится на основе:
- наращивания уровня образованности личности, развития врожденного интеллекта и активного формирования приобретаемого интеллекта личности;
- повышения образовательного уровня общества, через созидание Казахстанской нации единой воли развития и формирования культурного кода нации единой воли развития.
Библиографическая ссылка
Пралиев С.Ж., Иманбердиев Б.Д., Касымов С.М. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ КАЗАХСТАНА // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 40-48;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4659 (дата обращения: 21.11.2024).