Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Гонина О.О. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»
В статье рассмотрено понятие мотивационной готовности к обучению в школе, приведены результаты экспериментального исследования по изучению связи мотивационной готовности к обучению и содержанием общения дошкольников с родителями.
мотивация
готовность к школьному обучению
общение дошкольников.
1. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Диагностика содержания общения 6 – 7-летних детей с близкими взрослыми // Психолог в детском саду. – 2000. – № 4. – С.39-53.
2. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Хрестоматия по детской психологии. – М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 242-249.
3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога: учебная литература. – М.: Просвещение, 1996. – 352 с.

Вопрос о необходимости психологической подготовки к поступлению в школу с давних пор волновал психологов и педагогов. Актуальная проблема подготовки ребенка к школе является объектом широкого обсуждения и всестороннего изучения. Тем не менее, современные условия системы образования, а именно требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школах-гимназиях, профильных школах и возросшие в связи с этим запросы родителей делают акцент прежде всего на интеллектуальной подготовке дошкольника, не учитывая мотивационный уровень развития ребенка. В то же время, известно, что несформированность мотивации учения, отсутствие стремления детей к социальному положению школьника и к учению, как новой социально значимой деятельности, может приводить к низкой познавательной активности и, как следствие, к низкому уровню усвоения знаний.

Мотивационная готовность к школьному обучению связана с «внутренней позицией школьника» как системой мотивов и потребностей ребенка, проявляющихся в позитивном отношении к школьно-учебной деятельности в целом, особенно к ее сторонам, непосредственно связанным с учением. Сформированность мотивационной готовности ребенка к школе зависит от многих факторов, среди которых огромное значение имеет семейное воспитание, общение с близкими взрослыми. Семья – первый социальный институт, в который включается ребенок в процессе социализации. Семейное воспитание с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства ребенка. В общении с родителями дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания и представления об окружающем, отношение к различным аспектам действительности, в том числе и к школьному обучению. Развитие у ребенка учебной мотивации часто сопровождается типичными ошибками, которые допускают взрослые. Первая из них заключается в том, что родители не поддерживают стремление ребенка к познанию нового, не придавая этому серьезного значения. Вторая состоит в том, что задача формирования мотивации перекладывается на детский сад и школу. Часто эти ошибки сочетаются. В связи с этим изучение влияния общения в семье на мотивационную готовность детей к школе представляется крайне актуальным, поскольку позволит определить направления оптимизации психологической подготовки дошкольников к школьному обучению с использованием новых форм психолого-педагогической работы с родителями.

Целью нашего исследования (на базе ДОУ № 45 г. Твери) являлось изучение взаимосвязи содержания общения старшего дошкольника с близкими взрослыми с компонентами структуры мотивационной готовности. Для диагностики мотивационной готовности к школьному обучению использовались следующие методики: модифицированный вариант методики «Беседа об отношении к школе и учению» Т.А. Нежновой [2] и методика исследования мотивации учения у старших дошкольников М.Р. Гинзбурга, И.Ю. Пахомовой, Р.В. Овчаровой [3].

В результате диагностики выявлено, что 30% детей старшего дошкольного возраста, имея положительное общее отношение к поступлению в школу, признавая авторитет учителя, руководствуются не истинными мотивами учение и познания, а выбирают в качестве доминирующих мотивов внешние атрибуты школьной жизни, а также имеют игровую мотивацию при выполнении задания на выявление познавательной активности, при выборе видов школ ориентируются также на типичные дошкольные виды деятельности – физкультурно-художественного содержания. Остальные 70% детей имеют выраженные познавательный интерес, но не всегда понимают содержательную сторону школьной жизни. Так, многие из них (50%) выбирают физкультурно-художественную (дошкольную) направленность школьных занятий, 90% детей не принимают школьную дисциплину. Можно констатировать, что дети, имеющие мотивационную направленность на дошкольные виды деятельности и внешнюю школьную атрибутику, имеют основным игровой мотив. У них снижена познавательная активность, они отвлекаются на посторонние стимулы, при предъявлении им текста, несущего новую информацию. В исследуемой группе таких детей 30% от всей группы. В целом группа имеет среднюю мотивационную готовность к школе, что проявляется в общем положительном отношении к школе, но в несформированнности некоторых мотивационных компонентов. Таким образом, результаты диагностики мотивационной готовности к обучению показали, что у детей дошкольного возраста с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к школьному обучению.

Для диагностики содержания общения детей с близкими взрослыми использовалась методика Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой [1]. В результате диагностики выявлено, что и дети, и взрослые в изучаемых семьях на первое место выдвигают такую сферу общения, как бытовая (выбирается 10 из 10 предложенных ситуаций). Следующая по мере значимости для детей является сфера познания, а для взрослых – сфера социального мира, в частности шкала норм социального взаимодействия. На последнем месте оказывается сфера внутреннего мира ребенка и у детей, и у взрослых. У детей акцент смещается на шкалу, связанную с миром чувств – симпатии, антипатии. У взрослых – на шкалу, связанную с Я – концепцией ребенка, в частности – изменениями, произошедшими с ним во времени (каким был – каким стал). Можно констатировать, что в исследуемой группе преобладает общение со взрослыми по бытовым вопросам. Присутствуют также в большой степени общение в сфере познания и социального мира. Ощутимый недостаток и с точки зрения детей, и взрослых в общении связанным со сферой внутреннего мира ребенка – отсутствуют высказывания, касающиеся переживаний и настроений ребенка и их причин, игнорируются взрослыми в большей мере отношение ребенка к людям (антипатии и симпатии), представления ребенка о себе, и отношение его к себе (Я – концепция). Предпочтение взрослыми отдается нормам социального взаимодействия, изменениям в ребенке за определенный промежуток времени – каким был – каким стал).

В результате статистической обработки данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена выявлена связь между следующими характеристиками: Отношение исследуемых детей к общению со взрослыми в семье: в сфере познания (содержание процесса познания и процесс познания) и мотивами обучения в школе (учебным, социальным); в сфере социального мира (нормы социального взаимодействия) и формами обучения в школе (дисциплиной, авторитетом учителя). Отношение взрослых в семье к общению с исследуемыми детьми: в бытовой сфере (удовлетворением витальных потребностей ребенка, ситуационно – бытовыми действиями) и мотивами обучения в школе (внешний мотив обучения, мотив отметки); в сфере социального мира – между соблюдением норм социального взаимодействия и созданием формальной обучающей среды для детей; в сфере внутреннего мира ребенка (я –концепцией ребенка – какой он был – какой стал, с точки зрения взрослых в семье) и сфере социального взаимодействия (нормами социального взаимодействия).

Выявлена прямая связь между шкалой «содержание общения со взрослыми» и социальным мотивом обучения в школе r=0,43 при Р≤0,05. Чем выше интерес детей к содержанию познания, тем выше уровень сформированности социального мотива обучения при подготовке к обучению в школе. Существует прямая связь между шкалой «процесс познания» и учебным мотивом обучения в школе r=0,33 при Р≤0,05. Чем выше интерес детей к процессу познания, тем выше уровень сформированности учебного мотива обучения при подготовке к обучению в школе. Существует прямая связь между шкалой «нормы социального взаимодействия» и принятием детьми школьных форм обучения r=0,36 при Р≤0,05. Чем выше способность детей к соблюдению социальных норм взаимодействия, тем выше уровень учебных ориентаций в плане организации деятельности и поведения (положительное отношение к наличию общественно-принятых норм поведения (дисциплины), предпочтение общественно выработанного, традиционного для учебных заведений способа оценки его учебных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно – личных отношений). Существует прямая связь между шкалой «ситуативно-бытовых действий» у взрослых в семье исследуемых детей и внешним мотивом обучения в школе r=0,38 при Р≤0,05. Чем больше взрослые уделяют внимания бытовым ситуациям в общении с детьми в семье, тем больше у дошкольников выражен внешний мотив обучения при подготовке к обучению в школе. Существует прямая связь между шкалой «витальные потребности» у взрослых исследуемых детей и мотивом отметки в обучении в школе r=0,42 при Р≤ 0,05. Чем больше взрослые уделяют внимания в семье при общении с детьми витальным потребностям, тем выше уровень сформированности мотива отметки при подготовке к обучению в школе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы о связи мотивационной готовности дошкольников и содержании общения со взрослыми в семье:

У детей дошкольного возраста с разным типом отношения к школе доминируют различные виды мотивов в структуре мотивационной готовности к школьному обучению. Дошкольники, имеющие высокий уровень мотивационной готовности имеют положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе, выраженный познавательный интерес, отдают предпочтение коллективным классным занятиям индивидуально – домашней форме обучения, предпочитающие школу, в которой соблюдение правил школьной дисциплины обязательно, принимают отметку, как форму оценки учебной работы другим видам поощрения – сладости, игрушки, признают авторитет учителя. Для детей со средней и низкой мотивацией к школьному обучению характерно предпочтение занятий грамоты и счета занятиям «дошкольного» типа (рисование, пение, физкультура, труд), содержательное представление о подготовке к школе (освоение некоторых навыков чтения, счета, письма), низкий познавательный интерес, выбор таких видов поощрения, как сладости, игрушки, внешний мотив учения (привлекают красивые школьные предметы и внешний вид школьников), школьно-учебные ориентации в ситуации необязательного посещения школы, игровой мотив обучения в отличие от детей с высокой мотивацией.

У детей с низкой мотивацией к обучению в школе недостаточно развиты такие сферы общения со взрослыми, как: сфера познания (самостоятельное изучение окружающих предметов и явлений, использование окружающих предметов), что отрицательно сказывается на формировании социального и учебного мотива к обучению в школе; сфера социального мира (соответствие поведения правилам, этическим нормам точки зрения того, что «хорошо», что «плохо», взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения), что влияет на несформированность принятия детьми школьных форм обучения; сфера быта (навыки помощи по дому, выполнение домашних обязанностей, бережного отношения к домашним вещам, самообслуживания), в результате чего, формируется, как один из ведущих внешний мотив обучения в школе. У детей с высокой мотивацией к обучению в школе достаточно полно сформированы перечисленные выше сферы общения с близкими взрослыми в семье, что оказывает положительное влияние на развитие таких мотивов обучения, как социальный, учебный, на принятии детьми школьных форм обучения, на выбор дошкольниками деятельности, имеющей учебно-школьное содержание. Выявленная недостаточность общения со взрослыми в семьях по таким сферам общения, как сфера социального мира и сфера внутреннего мира ребенка, несомненно оказывает отрицательное влияние на уровень мотивационной готовности к школе, в частности на формирование социальных мотивов и мотива достижения. Именно по указанной выше причине, на наш взгляд у дошкольников в исследуемой группе средний уровень мотивационной готовности к школе.

Таким образом, подтверждена связь между содержанием общения дошкольников с близкими взрослыми и компонентами структуры мотивационной готовности к обучению: между интересом детей к содержанию познания и уровнем сформированности социального мотива обучения; между способностью детей к соблюдению социальных норм взаимодействия и уровнем учебных ориентаций в плане организации деятельности и поведения; между выраженностью в содержании общения с родителями витальных потребностей и уровнем сформированности мотива отметки при подготовке к обучению в школе; между представленностью в содержании общения со взрослыми бытовых ситуаций в общении с детьми в семье и выраженностью внешних мотивов обучения при подготовке к обучению в школе. Это позволило сформулировать общие рекомендации педагогам и родителям по формированию мотивационной готовности детей к школе: уделять больше внимания таким сферам общения с детьми, как сфера социального мира и сфера внутреннего мира ребенка. Данные сферы важны для формирования общей мотивационной готовности к школе, в частности на формирование социальных мотивов и мотива достижения. В частности, следует больше предлагать детям участие в организованных взрослыми занятиях, в выполнениях поручений старших, акцентировать при этом для ребенка имеющиеся успехи в предложенных видах деятельности и обучать исправлять допущенные ошибки. А также, интересоваться представлениями ребёнка о тех или иных вещах, его мнением и взглядами по тем или иным вопросам, тем, что и как он придумывает, сочиняет, как решает те или иных задания.


Библиографическая ссылка

Гонина О.О. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДИТЕЛЯМИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 81-84;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4668 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674