Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННЫМ ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ

Витченко О.В.

Интерактивность – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами. Введение интерактивных форм обучения определено одним из направлений совершенствования подготовки студентов в современном ВУЗе. Это отмечено, в частности, в Федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования в качестве требования к организации учебного процесса в ВУЗе: «широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций» (п. 7.3 ФГОС ВПО).

При этом термин «интерактивное обучение» понимается по-разному. Понятие «интерактивный» происходитот английского«interact» («Inter» – этовзаимный, «act» – действовать). Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знаний, но и развивает саму познавательную деятельность.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели:

− повышение эффективности образовательного процесса, достижение высоких результатов;

− усиление мотивации к изучению дисциплины;

− формирование и развитие профессиональных умений и навыков обучающихся;

− формирование коммуникативных навыков;

− развитие навыков анализа и рефлексивных проявлений;

− развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации;

− формирование и развитие умения самостоятельно находить информацию и определять ее достоверность;

− сокращение доли аудиторной работы и увеличение объема самостоятельной работы студентов.

Интерактивные формы применяются при проведении аудиторных занятий, при организации самостоятельной работы студентов и других видов учебной деятельности на всех уровнях подготовки, а также при повышении квалификации.

Интерактивные технологии изменяют характер образования, делают работу преподавателей творческой и увлекательной, увеличивают эффективность обучения студентов. Основным методом интерактивной технологии является интерактивный диалог, который представляет собой взаимодействие субъектов образования с возможностью задавать вопросы в произвольной форме, выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы. Интерактивное взаимодействие в обучении предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Сегодня рынок информационных технологий предлагает достаточно много интересных решений для сферы образования, а электронные образовательные ресурсы (ЭОР) являются неоспоримыми лидерами для ведения интерактивного обучения.

Многообразие ЭОР, их творческий характер, психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса предъявляют определенные требования к их качеству и реализации. Ведущие педагоги и методисты выделяют следующие группы требований:

1) традиционные дидактические требования – обеспечение научности обучения, корректность и достоверность изложения содержания учебного материала с учетом последних научных достижений; проблемность обучения, самостоятельность и активизация деятельности обучаемого, наглядность обучения, требование обеспечения систематичности и последовательности обучения;

2) специфические дидактические требования: требование адаптивности ЭОР к индивидуальным возможностям студентов; требование развитияи нтеллектуального потенциала обучаемого, требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебного материала в образовательных электронных изданиях и ресурсах; требование обеспечения полноты (целостности) и непрерывности дидактического цикла обучения с использованием ЭОР;

3) эргономические требования, которые строятся с учетом возрастных особенностей обучаемых и определяющие гуманное отношение к обучаемому: организация дружественного интерфейса; обеспечение возможности использования обучаемым необходимых справок, подсказок и методических указаний; обеспечение возможности выбора последовательности и темпа работы;

4) с эргономическими тесно связаны эстетические требования, которые устанавливают соответствие эстетического оформления функциональному назначению электронных образовательных ресурсов, упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов учебной среды, соответствие цветового колорита назначению средства ИКТ и др.

5) требования здоровьесберегающего характера определяют соответствие ЭОР гигиеническим требованиям, санитарнымнормамиправиламработыскомпьютерной техникой.

К этим группам требований, на наш взгляд, обязательно необходимо добавить требование интерактивности ЭОР, означающее, что в процессе обучения должно иметь место двустороннее взаимодействие учащегося с самим ресурсом, с преподавателем или между собой. С этой точки зрения требование интерактивности современных ЭОР направлено на:

− всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной и управленческой и деятельности, в котором обучаемые выполняют различные ролевые функции;

− поддержание всеми обучаемыми непрерывноговизуальногоконтактамежду собой;

− активное использование мультимедийных технических и учебных средств, в том числе слайдов, фильмов, роликов, видеоклипов, интерактивной доски, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

− постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия,

− оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей, а также в целях пояснения новых для слушателей положений учебной программы;

− обучение принятию решений в условиях жесткого регламента и наличия элемента неопределенности информации.

Охарактеризуем возможности средств ИКТ, позволяющие реализовать требование интерактивности в современных электронныхобразовательных ресурсах.

1) настройка внутренних и внешних ссылок в ЭОР, что обеспечивает их нелинейность, возможность быстрого переключения между отдельными содержательными блоками, взаимосвязи различных ЭОР между собой;

2) настройка гиперссылок на внешние ресурсы (текстовые документы, графические материалы (иллюстрации, карты, атласы), контрольно-измерительные материалы, Internet-ресурсы;

3) настройка триггеров (переключателей), определяющих возможность самопроверки и организации диалога в тестовом режиме;

4) анимационные эффекты, позволяющие создавать динамические модели схем, таблиц и др., т.е. конструировать их в режиме диалога со студентами;

5) возможности интерактивной доски, позволяющие работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной, коллективной, публичной («ответ у доски») работы студентов, сочетать компьютерные и традиционные методы организации учебной деятельности, специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудиоивидеоматериалами, Интернетресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Таким образом, современные образовательные ресурсы должны носить интерактивный характер, что необходимо для использования интерактивных методов и мультимедийных технологий обучения. Это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. При комплексном применении интерактивных ЭОР в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в профессиональной подготовке специалистов.


Библиографическая ссылка

Витченко О.В. ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К СОВРЕМЕННЫМ ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 66-68;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4709 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674