Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИЧЕСИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Поморцев А.В. Дегтярева Ю.С. Байбаков С.Е. Кох А.Г.
1 Горшунова Н.К. Инновационные тенологии в подготовке врача в системе непрерывного профессионального образования //Фундаментальные исследования. - 2009.-№2-С.86-88.
2 Аксенов В.В., Игнатьев Ю.Т. Оптимизация процесса преподавания лучевой диагностики и лучевой терапии студентам лечебного факультета. ХантыМансийск, 2010.
3 www.MyScaner.ru: типовая программа по лучевой диагностике илучевой терапии для студентов лечебно-профилактических факультетов высших медицинскихучебных заведений. Минск, 1997.
4 Липатов В.А. Инновации в медицинской науке и высшем образовании. М., 2010.
5 Маркварде М.М., Тихомирова Т.Ф., Рожговская В.В., Сергеева В.И. Вопросы к компьютерной программе «Экзаменатор» по лучевой диагностике. Учебное пособие. Минск,1996.

Система медицинского образования, хотя и является одной из наиболеек онсервативных областей человеческой деятельности, должна отражать, поддерживать и обеспечивать современные требования общества в информации и современных технологиях обучения. Реформирование системы медицинского образования является приоритетным направлением в сфере здравоохранения, так как в конечном итоге определяет эффективность ранней диагностики и профилактики заболеваний, тактику лечения, показатели заболеваемости, смертности, состояние здоровья россиян [1]. Преподавание дисциплины «Лучевая диагностика» в настоящее время предусматривает сочетание классической рентгенологии и современных методов исследования: мультиспиральной компьютерной томографии (МСКТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ), ультразвуковой диагностики (УЗИ), интервенционной рентгенологии (рентгенхирургии), радионуклидной диагностики. Целью преподавания этой дисциплины является обеспечение обучающихся необходимой информацией для овладения знаниями в области лучевой диагностики и лучевой терапии, дальнейшего обучения и профессиональной деятельности по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медикопрофилактическое дело».

Для достижения поставленной выше цели и формирования общего представления о предмете, о его месте и роли в современной клинической практике в настоящее время проводятся лекционные и практические занятия, в процессе которых студенты получают знания по технологии и диагностическим возможностям применяемых в клинике лучевых методик визуализации и в ряде разделов вырабатываются практические навыки интерпретации различных видовизображений [3].

Также для формирования у студентов клинического мышления и заинтересованности в научной деятельности, которая является частью составляющей работы медицинского университета[4], необходим современный творческий подход к преподаванию практических занятий. Поэтому сотрудниками кафедры лучевой диагностики КубГМУ в рамках общей модернизации учебного процесса разработана новейшая модель обучения студентов направлению «Лучевая диагностика» в виде программного комплекса с возможностью 3D визуализации медицинских диагностических изображений. Преимуществами использования трехмерных технологий в обучении являются наглядность, развитие пространственного мышления, включение игровой составляющей в обучающий процесс, интерактивностьза счёт различных вариантов организации обратной связи между наблюдателем и наблюдаемым, что позволяет студентам улучшать интеграцию полученных знаний по нормальной и патологической анатомии, нормальной физиологии, скиалогии, физике и др. медицинским дисциплинам. Модуль 3D-визуализации позволяет вести изучение анатомических структур в интерактивном режиме, используя полученные с высоким разрешением трёхмерные модели с КТ, МРТ, ультразвуковых сканеров. Введение ЗDтехнологий в учебный процесс показало свою эффективность в плане образовательных стандартов. На основании проведённого информационного поиска в доступной литературе аналогов данной разработки в России нет, в Европе и США ведётся активное внедрение подобных технологий в систему медицинского образования, проводятся эксперименты по использованию 3D-графики в рамках обучающих программ.

Дополнительно в структуру разработанного программного комплекса с возможностью 3D-визуализации входит «Модуль оценки знаний» – для определения уровня знаний студентов при помощи ситуационных задач и тестового контроля. Основой создания задач послужили наиболее интересные клинические случаи практической работы сотрудников кафедры, охватывающие различные области врачебной деятельности.

В целом использование программного комплекса 3D-визуализации способствует мотивации студентов к более углубленному изучению медицины, что связано с повышенным интересом и высокой технизации специальности, приобщением к процессу исследования, видимым конечным результатом при проведении исследований, а также возможностью демонстрации морфологических изменений органов. Таким образом, разработанный программный комплекс с возможностью 3D-визуализации помогает осваивать необходимый объем теоретических знаний и практических навыков, позволяет в процессе обучения самостоятельно ориентироваться в основных и специальных методах лучевой диагностики и лучевой терапии, показаниях и противопоказаниях к их применению и составлять протокол диагностического исследования.


Библиографическая ссылка

Поморцев А.В., Дегтярева Ю.С., Байбаков С.Е., Кох А.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ 3D-ВИЗУАЛИЗАЦИИ НА ПРАКТИЧЕСИХ ЗАНЯТИЯХ ПО ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 232-233;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4777 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674