Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА

Сиротенко Д.В. Фендрикова А.В. Скибицкий В.В. Заболотских Т.Б. Лапшина П.И.

Хорошо известно, что современное образование формирует не только стиль мышления, качественная специфика которого определяется личностными особенностями студента, педагогической системой и социальным влиянием, но и основы научного мировоззрения, потребность в самообразовании и интеллектуальной деятельности, закладывает фундамент культурного развития личности. Недостаточное культурное развитие приводит к бездуховности, к отсутствию постоянного стремления к самосовершенствованию, а отсутствие духовности – к снижению нравственности (Д.С. Лихачев), роль которой и в сфере профессиональных отношений людей трудно переоценить. Это особенно заметно в профессиональной деятельности, протекающей в экстремальных условиях, когда профессиональная ошибка приводит к собственной гибели или гибели зависимых от профессионала людей. К такого рода деятельности в полной мере относятся профессия врача, поэтому высоконравственные отношения в медицинской среде приобретают особое значение. Так, примером постоянного стремления человечества к высоконравственным основам врачевания может служить «Клятва Гиппократа», являющаяся основой медицинской деонтологии. Однако в воспитанииличностистудентамедицинского вуза на основе высоконравственных принципов имеется ряд проблем, на которых считаем необходимым остановиться.

При формировании навыков межличностного общения и общения с пациентами у студентов выпускных курсов, для профессорско-преподавательского состава кафедры госпитальной терапии совершенно очевидно, что собственная форма поведения и беседы преподавателя со студентами обладают большой силой воздействия, так как профессия врача требует не только профессионального мастерства, ноибольшой эмоциональной отдачи. Поэтому одной изважных сторон формирования личности будущего специалиста является общение с преподавателем. Общение с педагогом – это важная сторона деятельности преподавателя, создающая атмосферу психологического и духовного развития личности будущего врача.

Чрезвычайно важным для преподавателя медицинского университета является наличие экспрессивных способностей, позволяющих найти наилучшую эмоциональную выразительную форму общения, также перцептивных способностей, выражающихся в выявлении индивидуальных научно-творческих потенциалов студентов. Существенное значение имеет единстводеловогоипсихологическогоконтакта преподавателя со студентами на кафедре госпитальной терапии, что создает оптимальные условия для формирования психологической устойчивости выпускников к будущей врачебной деятельности и воспитания профессионально грамотных, коммуникабельных, социально адаптированных и эрудированных специалистов. Именнопоэтомупреподавателинашейкафедры считают важным профессиональным качеством преподавателя высшей школы -педагогический такт. Тактичный преподаватель не только владеет большим арсеналом различных педагогических способов воздействия на студента, ноиумело, разумно ими пользуется. Следует отметить огромную воспитательную роль личного примера и мастерства врачебного подхода кбольному, что формирует уважение к педагогу, вырабатывает у студентов профессиональный интерес, выдержку, мягкость в общении с пациентом, сострадание и стремление помочь больномучеловеку.

Преподаватели нашей кафедры при клиническом разборе больных ежедневно демонстрируют пример «индивидуального подхода» к каждому больному, его проблемам, умение выслушать больного, тактично и своевременно направить диалог в нужное русло. На кафедре госпитальной терапии во время практических занятий со студентами VI курса разбираются «жизненные» клинические ситуации, с которыми они будут сталкиваться в повседневной профессиональной деятельности. При этом обязательно затрагиваются юридические аспекты отношений«врач-больной», «врач-родственник», «врач-коллега». Студенты-выпускники подробно знакомятся с правилами грамотного оформления медицинской документации, включая юридические аспекты заполнения некоторых документов (добровольное информированное согласие на манипуляции, оперативные вмешательства, гемотрансфузии, анестезию и т.д.). Обучаясь на кафедре госпитальной терапии, будущие врачи начинают понимать, что именно они несут ответственность за каждого своего пациента, а не консультанты и врачи функциональной диагностики. Поэтому на практических занятиях преподаватели вместе со студентами постоянно интерпретируют лабораторные данные, ЭКГ, рентгенограммы, данные ультразвуковых и эндоскопических методов обследования.

Важным аспектом работы преподавателя выпускающей кафедры является формирование внутренней культуры будущего врача. К правилам внутренней культуры относятся форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя сотрудника кафедры, клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей. Безусловно, в формировании таких навыков большое значение имеет личный пример преподавателя кафедры госпитальной терапии.

Таким образом, педагогическая деятельность преподавателя высшей медицинской школы должна включать в себя не только обучение профессиональным основам, но и формирование у студентов культуры общения между собой, с пациентом, с коллегами. Очевидна необходимость применения накопленного багажа психолого-педагогических знаний для совершенствования методов воспитания высокой нравственности будущих медицинских работников. Кроме того, последующее внедрение в медицинскую практику приобретенных навыков должно значительно повысить уровень общения студентов, а, следовательно, и культуру межличностных отношений в медицинских учреждениях в процессе профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Сиротенко Д.В., Фендрикова А.В., Скибицкий В.В., Заболотских Т.Б., Лапшина П.И. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. – № 4. – С. 265-266;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4794 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674