В процессе выполнения студенческого научного исследования следует выделить несколько этапов. На начальном этапе студент проявляет искренний интерес к науке и обращается к преподавателю с неподдельным желанием провести научно-исследовательскую работу. В этот период важно ориентировать студента на углубленное изучение литературы по выбранной проблеме, обучить работе с источниками информации, умению выделять главное из литературного материала, грамотно составлять список литературы. На этапе составления базы научных данных формируются навыки четкого, внимательного, дисциплинированного и ответственного отношения к сбору клинического и лабораторного материала. Статистическая обработка полученных данных способствует расширению математических знаний студента. Всесторонне проведенный анализ полученного материала помогает развитию логического и клинического мышления, так необходимого в дальнейшей работе врача. Результатом описанного процесса является научный труд в виде публикации или доклада на конференции. Не менее важным является достижение чувства удовлетворения и долгожданной, заслуженной победы студента-исследователя. Несомненно, существенную роль на всех этапах этой работы играет научное и методическое руководство преподавателя.
На кафедре факультетской терапии БГМУ под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора Р.М. Фазлыевой проводится активная научно-исследовательская работа, в том числе в рамках студенческого научного общества. Сотрудники кафедры факультетской терапии всегда готовы оказать всяческую помощь студентам, проявляющим интерес к науке. На кафедре активно работает студенческий научный кружок. Основными направлениями НИР студентов являются: изучение системы гемостаза и клинико-иммунологических нарушений при заболеваниях внутренних органов; изучение состояния центральной и внутрисердечной гемодинамики у больных артериальной гипертензией и ИБС; изучение перекисного окисления липидов и системы гемостаза у больных ХОБЛ и ХСН; изучение состояния здоровья и разработка программ реабилитации реконвалесцентов ГЛПС. Многие студенты, начавшие заниматься научными изысканиями со студенческой скамьи, в последующем стали аспирантами кафедры или научными соискателями. По результатам НИРС за последние 5 лет опубликовано 28 научных работ, сделано 18 сообщений на республиканских и российских научных конференциях. Материалы НИР студентов легли в основу 9 докторских и 19 кандидатских диссертаций. Особый научный вклад, внесенный учеными кафедры в изучение проблемы ГЛПС, стал основой формирования научной школы профессора Р.М. Фазлыевой, получившей заслуженное признание среди отечественных и зарубежных ученых. В 2009 году профессору Р.М. Фазлыевой были присвоены ученое звание члена-корреспондента Российской Академии Естествознания и почетное звание «Основатель научной школы». За вклад в развитие изобретательства Р.М.Фазлыева награждена медалью им. А.Нобеля.
В настоящее время НИР студентов на кафедре продолжает развиваться согласно новому Государственному образовательному стандарту (2009). Следует отметить, что интерес к научным исследованиям у нового поколения студентов не иссякает. Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию в стране, они имеют значительно лучшие технические условия для выполнения НИР: неограниченный доступ к работе с литературой с использованием различных поисковых систем, составление электронной базы данных, современные высокотехнологичные методы обследования, широкие возможности лабораторных исследований и т.д.
Таким образом, НИР студентов является важной, необходимой составляющей современного образовательного процесса в вузе, требующей большой самоотдачи и самоусовершенствования преподавателей и студентов. Научный опыт и достижения профессоров, доцентов и ассистентов кафедры факультетской терапии представляют собой достойный пример и образец для подражания, основой к мотивации студентов в их самореализации в научно-исследовательской работе.
Библиографическая ссылка
Фазлыева Р.М., Максютова Л.Ф., Мирсаева Г.Х., Ибрагимова Л.А., Макеева Г.К., Мухетдинова Г.А., Мавзютова Г.А., Амирова Г.Ф., Камаева Э.Р., Филиппова О.В., Андрианова О.Л. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ВУЗА // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 7. – С. 90-92;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=481 (дата обращения: 03.12.2024).