Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ

Трусова Н.C. 1
1 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова
В данной статье автор рассматривает ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью рабочей тетради, раскрыта цель работы по формированию читательской деятельности и литературного развития дошкольников. Автором рассматриваются требования, которые предъявляются к структуре рабочей тетради, основные принципы ее построения. Кроме того, автор выделил основные задачи, которые решаются с использованием рабочей тетради по литературе на занятиях с дошкольниками.
рабочая тетрадь
литературное развитие
принципы
читательская деятельность
1. Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
2. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
3. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
4. В.Маркова, Л.Трегубова. Только книга может обогатить мир ребенка.//Дошкольное воспитание. -2009. №6. -С.62-69.

Согласно проведенным нами исследованиям, мы считаем, что процесс приобщения дошкольников к чтению и их литературного развития будет происходить на основе использования рабочей тетради по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, то необходимо выделить цель и основные задачи рабочей тетради по литературе для детей дошкольного возраста. Цель рабочей тетради по литературе для дошкольников - не только вызвать у ребенка интерес к художественной литературе, которая помогает формировать нравственные чувства и оценки, развивает его воображение и эмоциональный мир, но и воспитать грамотного читателя. Именно поэтому эта рабочая тетрадь может быть использована для работы с детьми. Мы выделили основные задачи, которые решаются с использованием рабочей тетради по литературе на занятиях, т.о. рабочая тетрадь:

– обеспечивает каждого ребенка заданиями, необходимыми для работы на занятии и вне;

– позволяет индивидуализировать организацию читательской деятельности дошкольников;

– обеспечивает читательскую деятельность разнообразными типами творческих и игровых заданий (тесты, викторины, словесное и графическое рисование и т.п.);

– организует самостоятельную читательскую деятельность детей в детском саду и дома;

– повышает эффективность формирования читательских умений дошкольников (обучение пересказу, характеристика героя произведения, составление рассказа на основе прочитанного и т.д.);

– помогает организовать контроль за читательской деятельностью детей;

– способствует повышению эффективности работы детей на занятии (смена видов деятельности и форм работы) [1, c 40-69].

В основе рабочей тетради по литературе для дошкольников лежит эстетический принцип в сочетании с принципами системности, доступности, преемственности и перспективности. Рассмотрим эти принципы более подробно [2, c 119-128].

Эстетический принцип характеризуется тем что:

- художественное произведение рассматривается как эстетическая ценность, потому не допускается адаптация текста;

- отбор произведений осуществляется с точки зрения их эстетической значимости;

- в содержание образования включаются мотивация читательской и творческой деятельности, необходимые для ее осуществления представления, знаний и умения;

- основной метод изучения художественного произведения – целостный анализ текста, метод развития речи – театрализованная деятельность и словесное творчество детей.

Принцип системности характеризуется тем что:

- установление связей между всеми элементами содержания литературного образования: целью, задачами, содержанием, методами и приемами работы;

- процесс восприятия и изучения произведения требует внимания к взаимосвязям элементов, рассмотрения элементов как части целого, выявлению его функции, его художественной значимости в раскрытии основной мысли произведения.

Принцип доступности характеризуется тем что:

- определяет отбор содержания и методов обучения, необходимых для литературного развития дошкольников;

- в этом возрасте происходит постепенная интеллектуализация восприятия – постепенно текст художественного произведения становится предметом осмысления, происходит развитие наглядно-образного мышления постепенно, к старшему дошкольному возрасту, переходящее в словесно-логическое; появляется способность устанавливать причинно-следственные связи; появляется способность выражать и фиксировать эмоциональное состояние персонажей произведения и собственное.

Принцип преемственности и перспективности характеризуется тем что:

1. Выражается в едином подходе к формированию читательской деятельности и литературному развитию с дошкольной ступени и до выпускного класса общеобразовательной школы. Данная программа ориентирована на дальнейшее изучение литературы в начальной школе и далее. Дошкольное образование - подготовительный этап формирования читательской деятельности, дающий толчок для развития базы литературного образования в начальной школе.

Рабочая тетрадь имеет следующую структуру (разделы): анкета читателя, заповеди читателя; «Мои любимые писатели»; сведения о сказочных героях, сказка и смежные жанры; ребусы, загадки, кроссворды; иллюстрации к художественным произведениям, творческая работа; читательский формуляр.

В нашей тетради также используется система условных обозначений, которая позволяет ребенку легко ориентироваться в рабочей тетради, выполнять задания. С целью выявления мотивации чтения у ребенка, определения его жанровых предпочтений и читательских приоритетов, а так же степени читательской самостоятельности и степени литературного развития детей заканчивается наша тетрадь читательским формуляром, где отражаются следующие направления читательской деятельности дошкольника за год.

Далее, с целью формирования умения ориентироваться в книге, считаем необходимым познакомить дошкольников с основными элементами книги: обложка, содержание, корешок, переплет, страницы. Также в рабочей тетради представлены заповеди читателя, которые будут способствовать знакомству с правилами рассматривания и чтения книг; воспитанию бережного отношения к книгам; бережному отношению к своему здоровью. В рамках реализации проблемы литературного развития необходимо ввести информацию об авторах изучаемых произведений, предварив ее портретом с указанием даты жизни, что позволит сформировать у дошкольников представление об авторах, чьи произведения они читают вместе со взрослыми, например ввести раздел «Мои любимые писатели».

С целью углубления содержания произведения, а также понимания его основной мысли, пробуждения в ребенке тех чувств и эмоций, которые может вызвать в нас истинное произведение искусства, обогащения его зрительного восприятия и эстетического развития детей используется работа с иллюстрациями, например: беседа по картинке или творческая работа на основе прочитанного. Это способствует и развитию творческого мышления у дошкольников.

Такой подход к разработке тетради по литературному чтению позволяет рассматривать ее как современное эффективное средство литературного развития и формирования читательской деятельности дошкольников, которое позволяет совершенствовать все виды речевой деятельности дошкольника (слушание, говорение, различные виды пересказа). А также способствуют более глубокому знакомству дошкольников с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы. Развивает нравственные и эстетические чувства дошкольника. Одновременно рабочая тетрадь по литературе предоставляет широкие возможности для интеграции общего и дополнительного образования при организации самостоятельной работы дошкольников, как в условиях основного учебного процесса, так и в рамках самостоятельной деятельности, развития литературно-творческих способностей дошкольников.

В процессе литературного образования ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусства и литературоведении как науке, вырабатывает систему ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности [3, c 33-41]. Целью системы работы по формированию читательской деятельности и литературного развития старших дошкольников является:

1. Расширение круга чтения, формирование осознанной мотивации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) – когнитивный и эстетический компоненты.

2. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением.

3. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности.

4. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном.

5. Расширение культурного поля ребенка при изучении литературы.

6. Развитие связной речи.

7. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей.

8. Работа на занятии в рабочей тетради.

Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чтении, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказывания собственных оценок, а также литературно-творческой деятельности, и готовности выпускников детских садов к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений и успешному литературному развитию в начальной школе.

Разработанная нами система направлена на решение следующих задач:

1. Приобщение детей к чтению, формирование читательского интереса.

2. Развитие литературных способностей (эмоциональной чуткости к слову, способностей к зрительной конкретизации словесного образа и образному обобщению).

3. Расширение кругозора и культурного поля ребенка, воспитание у ребенка потребности в чтении.

4. Формирование эстетического вкуса и системы эстетических ценностей.

В ходе констатирующего среза было установлено, что дошкольники испытывают затруднения при анализе художественного произведения. Анализ художественного произведения - умение творческое, предполагающее готовность ребенка найти решение в том случае, когда заранее неизвестен набор правил и операций, последовательное осуществление которых приведет к цели. Поэтому, данное умение не может быть сформировано путем выполнения специальных упражнений, отработки последовательности действий, т.е. с помощью алгоритма. Овладение им происходит в процессе творческой деятельности детей, в процессе чтения и анализа художественного произведения.

При анализе литературного произведения ребенку нужно также устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия. Старшие дошкольники еще не могут освоить понятие «композиция» в его полном объеме, но важно приучать маленького читателя размышлять над связью между эпизодами, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, устанавливать связи между поступками персонажа и его характером, осмыслять роль пейзажа, портрета, речевой характеристики. Это умение не сводится к формальному пересказу фабулы – важно, чтобы ребенок осознал, что в литературном произведении нет случайных деталей, эпизодов, характеристик, что все элементы соединены в систему, в единое целое и понять произведение (его идею) можно, только обнаружив связь элементов между собой [4, c 62-69]. При анализе произведения также важно целостно воспринимать образ персонажа. Одновременно читатель должен видеть и то, как тот или иной образы связаны с общей идеей произведения. Это невозможно, если не сформированы предыдущие умения, т.к. образ персонажа – элемент композиции и создается с помощью различных композиционных приемов и языковых средств.

Итак, в основе читательской деятельности ребенка лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении; без этого умения невозможно воссоздать образы и картины, описанные художником слова; отчетливое представление об образах приводит к необходимости понять их, осмыслить связи между ними, понять причины конфликта, это, в свою очередь, вызывает сопереживание, появление читательской оценки, которая сравнивается с авторской. Осознание идеи приводит развитого читателя к необходимости по-новому взглянуть и на язык произведения, и на его композицию, и на образы, т.е. усилит эстетические переживания. Ребенок не становится читателем сразу же, с первых занятий. Чтобы все читательские умения проявлялись комплексно, им сначала ребенка нужно научить. Поэтому на занятиях ребенок должен работать с произведениями, в которые: интересны детям; доступны по идейному содержанию; содержат яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.

С этой целью подбирается детские произведения, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. Начальные литературоведческие и речеведческие знания формируются в процессе наблюдений за особенностями конкретных произведений. От детей не нужно требовать словесного воспроизведения полученных сведений, все выводы педагог формулирует сам в доступной детям форме. Важно, чтобы представления накапливались в определенной системе, чтобы наблюдение за каждым отдельным элементом текста обогащало представление о произведении как художественном целом. Важно научить ребенка-дошкольника приемам анализа произведения, т.е. те операциям, которые совершает читатель в процессе эмоционального и понятийного освоения текста. Приемы анализа – это одновременно и средство постижения художественного произведения, поэтому выбор приема определяется: особенностями художественного текста; задачей, которую необходимо решить при анализе;его доступностью для ученика.

Предлагаемая система работы по формированию читательской деятельности и литературного развития дошкольников выстроена как система занятий, структура занятий представлена в рабочей тетради по литературе, которая способствует росту читателя-дошкольника.


Библиографическая ссылка

Трусова Н.C. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 63-65;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5474 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674