В образовательной работе с детьми младшего дошкольного возраста приобщение к труду осуществляется своеобразно. Основным содержанием труда является самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. Однако самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как оно требует от детей известных усилий, сосредоточенности. В процессе обучения навыкам самообслуживания педагоги часто обращаются к игровой ситуации. Иногда используется какая-либо игрушка: мишка или кукла, «которые смотрят, как чисто умываются дети, аккуратно вешают свою одежду на спинку стула».
Проследим, какая связь устанавливается между трудом и игрой детей этого возраста. Вначале детей заинтересовывает не сам процесс самообслуживания, а игровой образ. Через него дети осваивают навык, приобретают уверенность движений. По мере формирования навыков складывается деятельность самообслуживания.
Поэтому в современной теории и практике дошкольного образования, активно обсуждается проблема необходимости использования игровых технологий в процессе приобщения к труду.
Обозначим основные дефиниции - «технология», «игровые технологии».
Технология – это совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.
Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Педагогические технологии могут различаться по разным основаниям:
- по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции);
- по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности);
- по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты);
- по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями);
- по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология и т. д.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников. К таким технологиям можно отнести различные технологии. Среди них можно назвать игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др.
Игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо.
Концептуальные основы игровых технологий:
- Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации;
- Игра-форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н. Узнадзе);
- Игра-пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский);
- Игра-свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А.Н. Леонтьев);
- Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности;
- Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Реализация в образовательном процессе игровых технологий опирается на следующие дидактические принципы:
- В игре взрослый работает па паритетных началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
- Игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
- Игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- Игровой процесс вариативен, он не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- Игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей трудовой культуры.
Для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Поэтому дошкольники легко вовлекаются в игровую деятельность.
Дети действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию воспитателя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования, помогает активизировать образовательный процесс, осваивать ряд образовательных элементов. Разрабатывать игровые технологии из отдельных игр и элементов – это забота каждого педагога.
В данной статье мы предлагаем примерный вариант перспективного плана по воспитанию навыков самообслуживания в процессе использования игровых технологий (табл. 1).
Таблица 1
Перспективное планирование образовательной работы по воспитанию навыков самообслуживания у младших дошкольников в процессе использования игровых технологий
Квартал |
Режимные процессы |
Образовательные задачи |
Элементы игровых технологий |
1 квартал |
Культурно- гигиенические навыки |
-Учить самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой; - формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, горшком, расческой) |
Дидактические игры: «Поймай мыло», «Переливание воды из одного кувшина в другой», «Плыви рыбка». Игровые упражнения: «Где же наши ручки, глазки и т.п.», «Найди свою щетку», «Сними свое полотенце», «Открой (закрой) тюбик с зубной пастой и т.д.». |
Навыки одевания и раздевания |
-Учить выворачивать вещь налицо; -застегивать и расстегивать пуговицы; -шнуровать шнурки, пользоваться различными застежками; -снимать и надевать одежду, обувь в определенной последовательности |
Дидактические игры: «Такие разные носочки», «Найди пару», «Перекладывание помпонов в банку», «Подбери к шнурку бусинку», «Копилка». Сюжетно – ролевые игры: "Кукла идет на прогулку», «Я сам одеваюсь, я уже большой», «Я умею раздеваться и аккуратно складывать вещи» |
|
Навыки самостоятельной еды |
- Учить правильно, пользоваться ложкой, вилкой; - учить держать ложку в правой руке; - пить через соломинку |
Дидактические игры: «Перекладывание шаров», «Просеивание фасоли», «Перекладывание бусин». Сюжетно – ролевые игры: «Кукла Катя обедает», «Катя заболела» |
|
2 квартал |
Культурно- гигиенические навыки |
- Продолжать учить насухо вытирать лицо и руки своим личным полотенцем; - прививать навык дифференциации по назначению кухонной и столовой посуды; - учить правилам культурного поведения в гостях. |
Дидактические игры: «Чистоплотные дети», «Что нужно кукле», «Что ты можешь сказать о них» Сюжетно – ролевые игры: «День рождения», «Помогаем куклам накрыть на стол», «Готовим обед для кукол»,«У куклы Кати день рождения» Игровые ситуации: «Стираем одежду и чистим обувь» (с использованием кукольной одежды и обуви). |
Навыки одевания и раздевания |
-Продолжать учить называть предметы одежды; - в определенном порядке складывать снятую одежду; - правильно надевать одежду и обувь. |
Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери к шнурку бусинку», «Копилка», «Подбери шапочку к носочкам» «Кукла ложится спать», "Приведи куклу в порядок", "Почистим туфли" Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», Собираемся на прогулку», Игровые ситуации: «Обувь заблудилась», «Маша-растеряша». |
|
Навыки самостоятельной еды |
- Совершенствовать навыки пользования ложкой в элементах игры с куклой; -закреплять знания о последовательности действий с ложкой и вилкой. |
Дидактические игры: «Покормим куклу кашей», «Лошадка заболела» Сюжетно – ролевые игры: «Поможем повару приготовить суп», "Обед у кукол" |
|
продолжение Таблицы 1 |
|||
3 квартал |
Культурно- гигиенические навыки |
-Совершенствовать навыки умывания; -усваивать последовательность выполнения действий; -ухаживать за младшими (куклами); -совершенствовать умение пользоваться расческой; - чистить зубы. -своевременно пользоваться носовым платком |
Дидактические игры: «Девочка чумазая», «Купание кукол» «Водичка, водичка, умой Тане личико!» Сюжетно – ролевые игры:"Умывалочка", "Делаем прическу», "Почистим зубки" Игровые ситуации: «К нам гости пришли, накроем на стол? |
Навыки одевания и раздевания |
-Воспитывать умение замечать непорядок в одежде и устранять его; - продолжать учить самостоятельно, одеваться и раздеваться; - закреплять навык умения растегивать и застегивать пуговицы и застежки. |
Дидактические игры: «Кукла ложится спать», «Оденем куклу на прогулку».«Что забыла надеть Маня?», «Оденем куклу», «Постираем и погладим кукле одежду» Сюжетно – ролевые игры: «Куклы проснулись», «Постираем кукле платье» |
|
Навыки самостоятельной еды |
-Закреплять элементарные навыки пользования столовой и чайной ложками, вилкой, ножом, салфеткой; - пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом. |
Дидактические игры: «Наш малыш», «Сок для зайца», «Покормим зверей салатом», «К нам медведица пришла, медвежонка принесла…», «Покормим куклу кашей», «Покормим зверей салатом» Сюжетно – ролевые игры: «Кукла Катя обедает», «Катя заболела» |
Таким образом, представленный перспективный план может выступить основой образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по их приобщению к самообслуживанию. Он отражает постепенное усложнение содержания, технологических методов и приемов педагога и форм организации режимных процессов с детьми трех-четырех лет.
Итак, использование игровых технологий открывает большие педагогические возможности в приобщении младших дошкольников к самообслуживанию.
Библиографическая ссылка
Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К САМООБСЛУЖИВАНИЮ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 39-41;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5544 (дата обращения: 23.11.2024).