Введение
Современный этап реформирования образования характеризуется значительными изменениями в области профессиональной подготовки специалиста. Это связано с характерными особенностями его профессиональной деятельности в существующих социально-экономических условиях: направленностью на обеспечение рациональной деятельности и стратегии экономического поведения в условиях дефицита финансирования; оптимальной адаптацией к коммуникативному взаимодействию на фоне жесткой конкуренции при рыночных отношениях; необходимостью достижения максимального конечного результата с минимальными затратами материальных ресурсов.
В условиях личностно-ориентированного обучения образовательный процесс приобрел конкретное смысловое значение и технологическое очертание. Проблемы обучения, воспитания и управления на данном этапе развития образовательного учреждения относятся к числу тех, разработка которых требует системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Системообразующий фактор педагогической системы - управление, а искусство управления процессом обучения и, в частности, учебно-познавательной деятельностью учащихся - это педагогический менеджмент, то есть совокупность принципов, методов, организационных форм, технологических приемов управления образовательным процессом, способствующих повышению его эффективности и качества.
В системе высшего педагогического образования наряду с другими задачами профессионального становления личности нужно решить важную проблему овладения новым знанием и научиться пользоваться им на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, - постижение науки и искусства менеджмента. Не вдаваясь в подробности анализа существующих дефиниций понятия «менеджмент», остановимся на позиции М.Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури и других, которые рассматривают менеджмент как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [7].
В свете гуманистической парадигмы образования управленческая деятельность педагога приобретает новые качественные особенности. Традиционное управление, основанное на субъект - объектных отношениях, переходит в управление, основанное на субъект - субъектных отношениях и предоставляющее учащимся возможность равноправного взаимодействия с педагогом в решении проблем их жизнедеятельности в коллективе, классе, малой группе. Эти процессы давно уже стали предметом изучения в зарубежной педагогике, особенно американской, откуда и проник в отечественное образование термин «педагогический менеджмент», основная идея которого состоит в том, что педагог становится организатором, советчиком, «тренером, а не ментором» в процессе обучения, воспитания и развития личности ребенка. Это порождает новую научно-практическую задачу по подготовке менеджеров образования для управления образовательным учреждением в новых экономических условиях, овладение ими теорией и практикой принятия управленческих решений через систему повышения квалификации.
Профессиональную деятельность менеджера образования мы рассматриваем как видовую категорию, содержащую в себе специализированную трудовую деятельность, требующую конкретной подготовки и реализуемую на соответствующем уровне мастерства. Развитие данного уровня осуществляется непрерывно, в системе организованного обучения и специальной подготовки педагога к управленческой деятельности, которая должна включать в себя: психолого-педагогические знания, умения и навыки, коммуникативные и организаторские способности, способности к руководящей работе. В этой связи повышение квалификации менеджера образования рассматриваем как образовательный процесс, направленный на формирование способности у человека выполнять свои трудовые функции посредствам освоения новых интегрированных взаимосвязей между современной наукой и практикой
Следовательно, подготовка современного преподавателя в настоящее время рассматривается как процесс раскрытия сущностных сил, деятельностных способностей человека, его возможностей, компетентного и ответственного выполнения социальных и профессиональных ролей.
Особое внимание совершенствованию содержания профессиональной подготовки будущих специалистов уделено в законе РК «Об образовании», где наряду с главной задачей системы образования, выделены ее приоритетные задачи, в частности: «внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные коммуникационные сети; подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации» [2].
Подготовка квалифицированных специалистов актуализируется также в содержании «Концепции образования Республики Казахстан до 2015 года», где указано, что «основная тенденция развития высшего образования сводится к повышению качества подготовки специалистов, развитию инновационного образования, интегрированного с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесных связей вузовских исследований с потребностями социальной сферы и экономики, совершенствованию образовательных и информационных технологий» [4].
Проблемы управления в образовательном процессе сдерживаются рядом объективных и субъективных причин и противоречий:
• потребностью современного общества в подготовке менеджеров высшей квалификации для сферы образования и еще не сложившейся системой их подготовки;
• недостатком управленческой культуры в педагогической работе;
• противоречием между сложившейся традиционной субъектно-объектной системой управления и необходимостью изменения взаимоотношений между участниками педагогического менеджмента на уровне субъектно-субъектных отношений, обеспечивающих новых характер управления: сотрудничества, партнерства;
• противоречием между наличием современных технологий обучения и отсутствием механизмов, определяющих способы их применения в практике;
• не отработанной техникой партнерского, не авторитарного общения, что является необходимым условием в управлении организацией.
Таким образом, преодоление вышеназванных трудностей и противоречий может являться способом разрешения поставленной проблемы и подтверждает актуальность данного исследования.
Целью исследования явилось изучение и определение путей формирования умений и навыков у студентов к управленческой деятельности в условиях ВУЗа.
Мы предположили, что если использовать комплекс методов и форм обучения в процессе изучения дисциплины «Педагогический менеджмент и управление в современной школе», то это повысит уровень готовности студентов к управленческой деятельности, так как позволит принимать адекватные управленческие решения.
Методологическая основа исследования опирается на положения педагогов, психологов и ученых в области теории деятельности и управления, управленческой и инновационной деятельности, концепции современного педагогического менеджмента.
Анализ литературных данных
Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой, образовательным учреждением и как процесс принятия управленческого решения. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает ее научными рекомендациями.
В книге М.Х.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури «Основы менеджмента» менеджмент рассматривается в нескольких значениях: как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»; как «управление, функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях»; как «область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию» [7, c.68].
Таким образом, менеджмент можно определить как науку, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов в целях эффективного и действенного функционирования организации [6].
По определению Г.С. Никифорова, менеджмент – «это научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организации в рыночных условиях хозяйственных отношений» [8]. Е.М.Павлютенков [5], Ю.А.Конаржевский [3], рассматривая вопрос семантики понятий «менеджмент» и «управление», ссылаются в своих исследованиях также на определение менеджмента, данное в Оксфордском словаре английского языка, где даются 4 смысловых значения этого понятии.
Таким образом, можно сделать вывод, что даже в английском языке этот термин не трактуется однозначно. Классик американского менеджмента П.Друкер подчеркивает чисто американское происхождение этого понятия, а также его полисемантический характер, так как термин «менеджмент» включает в себя определенную функцию и социальный статус людей, выполняющих ее, и учебную дисциплину, область научного исследования [1].
Проанализировав трактовки понятия «управление», мы выделили основные его характеристики:
• управление есть целенаправленная деятельность;
• наличие управляющей и управляемой подсистем, обладающих специфическими функциями;
• необходимость перехода объекта управления из одного качественного состояния в другое, более высокое.
Что касается образовательного процесса, то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная педагогическая деятельность руководителей по организации и созданию эффективной системы управления процессом обучения специалистов. Сам же процесс обучения следует рассматривать как единый педагогический технологический процесс – педагогическую технологию [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Для реализации цели исследования и выявления уровня способностей у студентов к управленческой деятельности был использован комплекс диагностических методик, в который вошли: опросник-анкета на тему: «Наличие способностей к управленческой деятельности»; тест - опросник Г. Айзенка; тест - опросник «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности»; тест Томаса; тест «Можешь ли ты быть руководителем» и др.
Для реализации формирующего эксперимента нами был проведен курс лекционных (36 часов) и семинарских (24 часа) занятий, разработанный на основании нормативной документации вуза.
Курс практических занятий мы организовывали с использованием интерактивных методов обучения, что позволяет студентам реализовать свои теоретические знания на практике, осознать какие способности сформированы, а над формированием каких необходимо работать.
Использование группового обсуждения на семинарском занятии по теме «Основные закономерности, принципы и функции педагогического менеджмента» способствовало обмену идеями и мнениями его участников, повторению ключевых моментов учебного материала, формированию коммуникативных умений, формированию способностей выражать свою жизненную и профессиональную позицию, уметь сотрудничать в ходе учебного процесса.
Темы «Практические основы управления» и «Конструирование технологий управления образовательным процессом» были реализованы на семинарских занятиях посредством тренингов коммуникации, который представляет собой спектр техник направленных на партнерское взаимодействие. Данный вид деятельности позволяет включить участников тренинга в активное соревнование, переключить их на актуальное партнерство для достижения групповой цели. В процессе работы у студентов вырабатывается стремление к устранению психологических барьеров общении, совершенствуются коммуникативные навыки путем активного игрового взаимодействия.
Применение метода анализа конкретных ситуаций по теме «Руководитель и коллектив» дает возможность: дать оценку фактам, проанализировать их; выработать идеи, принять решение; получить навыки конструктивных рассуждений, обнаружить схемы критического мышления.
Таким образом, после использования нами специального комплекса методов и форм обучения в рамках дисциплины «Педагогический менеджмент и управление в современной школе», направленный на эффективную подготовку студентов к управленческой деятельности, были получены следующие результаты и сделаны выводы:
• Содержание подготовки специалистов в условиях вуза должно быть регламентировано законодательными и нормативно-правовыми документами.
• Работа по формированию способностей к управлению психолого-педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе высшей школы должна быть систематической и планомерной.
• Для диагностики способностей к управлению психолого-педагогической деятельности специалистов конкретного профиля целесообразно использовать психодиагностические методики, специально направленные на оценку ситуационно-специфического поведения их в рамках профессиональной ситуации.
• В ходе лекционных занятий необходима активизация мышления студентов, повышение их интереса к изучаемой области науки. Для достижения этой цели можно использовать проблемно-поисковые методы, ставить проблемы для их самостоятельной оценки, критически мыслить в нестандартных ситуациях, освещать разные точки зрения отдельных ученых.
• В содержание практических занятий могут быть включены элементы интерактивного обучения, тренинги коммуникации и т.д., направленные на формирование у студентов самостоятельности и критичности мышления, управленческих способностей, творческого подхода к изучению учебного материала и реализации его на практике, а также способности выражать свою жизненную позицию.
Таким образом, современное состояние проблемы подготовки специалистов в области управления системы образования приобретает особую значимость, а именно, вопросы, связанные с совершенствованием содержания и технологии профессиональной подготовки, которые заставляют педагогов-ученых и практиков обратиться к одной из актуальных проблем дидактики высшей школы – повышению качества преподавания.
Библиографическая ссылка
Михалькова О.А., Марченко К.С. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-1. – С. 70-73;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5629 (дата обращения: 21.11.2024).