Внешним фактором стало вступление России в Болонский процесс. Но для Евросоюза важно не столько единство структуры подготовки студентов, сколько введение единых требований к качеству образования, прозрачности критериев качества и обеспечение эффективного контроля. В качестве целей интеграции образовательных систем рассматривается достижение такой ситуации, когда по типу диплома, по содержанию приложения к нему можно будет с максимальной ясностью судить о том, каково образование обладателя диплома.
Сравнительный анализ традиционных образовательных систем в России и в странах Евросоюза (и в США) показывает [3], что вводимая в России многоуровневая система высшего образования коренным образом отличается от сложившейся ранее. Многое придется менять, а что-то - ломать кардинально и строить заново. При этом существует потенциальная опасность потерять то ценное, что было достигнуто за предыдущую историю отечественного высшего образования. И эта опасность является вполне реальной в связи с отменой специалитета как уровня подготовки профессионалов в техническом университете [1].
Модернизация высшего профессионального образования предполагают его изменение в логике компетентностного подхода [4]. Компетенция - понятие, пришедшее в Россию (как и в Евросоюз) из англосаксонской традиции образования. Как это нередко бывает, иное «новое» в европейском образовании - это хорошо забытое «старое» у нас в отечестве [2].
Термины «компетентность», «квалификация», «профессионализм» давно и широко используются в специальной литературе, освещающей психологические и педагогические вопросы формирования профессионализма, профессиональной компетенции и профессиональной культуры. В российской психологии труда представлена система интегративных категорий профессионального становления, включающая в себя следующие компоненты: ключевая квалификация, профессионализм, профпригодность, профготовность, профмастерство, профкомпетентность, профобразованность (работы В. А. Бодрова, Е. А. Климова, Ю. П. Поваренкова, И. А. Зимней и др.). Таким образом, в отечественной высшей школе компетентностный подход не является таким уж новаторским, как для европейских партнеров.
Реформа образования вносит существенные перемены в образ жизни огромного количества людей. Она означает, что через некоторое время наше общество будет состоять из других людей: не только потому, что происходит естественная смена поколений, но принципиально других, образованных иначе, имеющих иной образ профессиональной деятельности и мира в целом. Меняя систему образования, мы меняем и характер общества. Закладывая в реформу некий идеальный образ-цель результата на ее выходе (в виде компетентностей выпускника), мы закладываем в нее определенный образ будущего общества.
Образование обеспечивает в обществе три функции: а) социализацию, т.е. перманентную передачу новым поколениям норм и ценностей общества; б) подготовку к профессиональной деятельности; в) социальную мобильность (своеобразный «социальный лифт»).
Функции социализации, выполняемым вузовским образованием, принадлежит весьма значимая роль. Для молодого человека период обучения в вузе - это период наведение «мостиков» между ним и обществом, приобретения новых знакомств, выработка навыков коммуникаций на различном уровне, установка контактов, которые будут полезны в будущем. И удельный вес этой функции образования в обществе возрастает.
Вторая функция образования - подготовка к профессиональной деятельности. Здесь в последнее десятилетие произошли существенные изменения. Если прежде знания рассматривались как абсолютная ценность, то отныне возобладало понятие «полезного знания», т.е. знания, ограниченного в принципе, сфокусированного на конкретике и нацеленного на результат, приносящий немедленную экономическую выгоду. Это приводит к «перенастройке» основных параметров и всей сложившейся ранее системы университетского образования.
Третья функция образования - «социальный лифт», позволяющийся выпускникам вузов подниматься из своей социальной страты на более высокие этажи. Возможности этой функции все более ограничиваются в связи с концентрацией «элитарных» вузов в столичных городах. Переход к двухуровневой системе приведет к тому, что большинству «провинциальных» вузов позволено будет выпускать только бакалавров.
Новый тип экономики вызывает новые требования, предъявляемые к выпускникам вузов. Работодатели оценивают качество образования и подготовленность выпускников по уровню их компетентности. Исследователи выделяют различные виды компетенций, укрупнено сводимые к двум группам: общие («инструментальные», межличностные и «системные) и специальные [4]. Обобщая, можно сказать, что «компетенция» предполагает развитие в человеке способности ориентироваться в разнообразии сложных и непредсказуемых ситуаций, иметь представления о последствиях своей деятельности и нести за них ответственность. Понимаемый в таком плане компетентностный подход в вузовском образовании, безусловно, полезен. Настораживают возможные «подводные камни» на пути его реализации. Здесь реальными являются две следующие крайние позиции.
- Подмена фундаментальности знаний их утилитарным применением. Тогда выпускник вуза будет иметь не столько систему профессиональных знаний, сколько набор «компетенций» - умений и навыков. Система образования сама подводит студента к ситуации: «Зачем понимать, если можно просто уметь?». Иначе говоря, традиционная задача образования - «почему» подменяется на задачу образования - «как».
- Подмена профессионального обучения общекультурным и «околопрофессиональным» образованием. Будем повышать культурный уровень студентов, выявлять и оптимально развить их личные способности, навыки адаптации в социуме. Само по себе неплохо, но кому-то и работать надо - а тенденции усложнения техники, ориентации на инновационные технологии, требующие профессионализма от выпускников вузов, - никто не отменял.
«Механический» перенос европейских и американских прототипов образования на российскую почву может иметь разрушительные (но отсроченные, которые проявятся через 10-15 лет) последствия для будущего страны. Но конкретная реализация предстоящих реформаций во многом зависит от определения каждым вузом своей стратегии и своего места в системе подготовки квалифицированных кадров для города и региона.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дружилов С. А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и практики: сб. статей / Под ред. Н.В. Наливайко (гл. ред.), Е.А. Пушкарева [и др.]. - Новосибирск: ГЦРО, Ин-т философии и права СО РАН, 2008. - Том XXVIII. - Сер. трудов, прил. к журн. «Философия образования». - С. 94-102.
- Дружилов С. А. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сб. научных трудов. Вып 7 / Под ред. Г. В. Галевского (гл. ред.) [и др.]. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2008. - С. 8-16.
- Дружилов С. А., Мурышкин А. К. Многоуровневая система высшего профессионального образования: американские и европейские традиции // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сб. научных трудов. Вып 7 / Под ред. Г. В. Галевского (гл. ред.) [и др.]. - Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2008. - С. 47-55.
- Компетентностный подход: реферативный бюллетень / Сост. В. И. Байденко; Управление двухуровневой системы подготовки и качества образования РГГУ. - М., 2005. - 27 с.
Библиографическая ссылка
Дружилов С.А. ИНТЕГРАЦИЯ С ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМОЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ «ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 58-60;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=587 (дата обращения: 22.12.2024).