Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Есиркепов Ж.М. 1 Маханова Н.Б. 1 Кужамбердиева С.Ж. 1 Абжалелов Б.Б. 1
1 Кызылординский государственный университет им. Коркыт Ата
В работе показано, что у учащихся школ среди потребностей не последнее место занимает школьный туризм и краеведение. Школьный туризм является средством активного отдыха, способствует гармоническому развитию личности, повышению культурного уровня, развитию социального мышления, национальных идей, взглядов сельских школьников.
туризм
краеведение
1. Серикова Н.У., Лютерович О.Г. К вопросу о дефинициях термина «туризм» // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Педагогические науки». – Алматы, 2005. – №2 (10). – С. 34-36.
2. Серикова Н.У., Алшынбеков С.Қ. Туризм мен экскурсияның танымдық және білімділік-тәрбиелік мәні // Абай атындағы ҚазҰПУ. Хабаршы. «Педагогика ғылымдары сериясы» – №2 (14). – Алматы, 2007. – С. 102-105.
3. Истомин П.И. Туристская дятельность школьников: вопросы теория и методики / М.: Педагогика, 1997. – 96 с.
4. Омаров К.М. Экологическое воспитание школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности // Материалы международной научно-практической конференции. «Развитие географической и экологической науки в Казахстане». АГУ им. Абая. 27-28 март. 2002 г. – С. 198-199.
5. Омаров К.М. Қазақстан мектеп оқушыларының туристік іс-әрекеттерін ұйымдастырудың сапалық жағдайы // Качество педагогического образования: Проблемы и перспективы развития. Международной научно-практической конференции. 18-19 май. 2004 г. – С. 950-953.
6. Абжалелов Б.Б., Кужамбердиева С.Ж., Бекетова К.Н., Есиркепов Ж.М. Формирование социально-экономических потребностей учащихся средствами народных традиций // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №3 (часть 1) С. 8-10.

В процессе формирования у учащихся социально ценных потребностей особое место принадлежит школьному туризму и краеведению, в которых синтезируются различные виды деятельности (трудовая, творческая, поисковой, исследовательская, общественно-полезная и др.), осуществляется связь школы, процесса обучения и воспитания с жизнью. Туристско-краеведческая деятельность с помощью своих воспитательных средств прививает любовь к социальным знаниям, способствует приобретению навыков самостоятельной исследовательской работы. Школьный туризм способствует формированию у учащихся потребности в ведении здорового образа жизни, разносторонних духовных интересов привлечению учащихся к хозяйственной и духовной жизни старших поколений, преемственности в передаче социального опыта помогает прививать подрастающему поколению чувство любви к родному краю, к Отечеству [1–3].

Ценность воспитательного потенциала школьного туризма заключается в том, что он является комплексным видом воспитания, ибо неотъемлемо связан с краеведческой, экспедиционной работой, физической культурой и спортом, художественным и техническим творчеством, народными традициями и обычаями [4].

Систему взаимосвязанных форм организации туристской, краеведческой, экскурсионной работы со школьниками составляют [5]:

  • уроки с использованием краеведческого материала по отдельным учебным предметам;
  • факультативные занятия и кружки; походы, многодневные путешествия и экспедиции (пешие, лыжные, велосипедные, комбинированные);
  • туристско-краеведческие вечера, викторины, конкурсы, слёты, выставки экспонатов; школьные музеи.

Содержание туристско-краеведческой деятельности учащихся заключается в формировании общественной направленности личности, её социальной активности, следствием которой должно стать осознанное отношение подрастающего поколения к социальному миру, к своим основным функциям (учебным, трудовым, общественным, творческим и др.).

В школьном туризме интегрируются познавательная, поисковая, творческая формы деятельности учащихся с народными, трудовыми, историческими, культурными традициями, особенностями природы, Это оказывает большое влияние на комплексное развитие личности, на укрепление её связи с окружающей средой.

Туристско-краеведческая деятельность в основном осуществляется во внеучебное время – в выходные, праздничные, каникулярные дни.

Проводя опытную работу по развитию и совершенствованию школьного туризма мы своё внимание обращали на решение следующих задач:

  • развитие интересов и потребностей учащихся в познавательной и творческо-поисковой деятельности;
  • максимальные насыщение свободного времени школьников социально значимыми видами деятельности;
  • укрепление здоровья школьников, формирование здорового образа жизни;
  • развитие межличностных отношений, контактов, связей между учащимися, укрепление дружбы, взаимной помощи между ними;
  • поиск и сбор различных историко-культурных, экономических, других экспонатов, пословиц, поговорок, народных песен и танцев для школьных и районных музеев.

Во всех опытных школах стабильно функционировали либо факультативы, либо кружки (клубы) туристско-краеведческой направленности [6]. В них учащиеся осваивали теоретические знания по туризму, вырабатывали тактику и технику того или иного его вида (пешего, лыжного, велосипедного, комбинированного), овладевали поисково-исследовательской деятельностью по различным направлениям и методами организаторской работы, ознакамливались с передовым опытом других школ республики.

Опытная работа строилась с учетом различных педагогических принципов и положений. Наиболее важные из них:

  • принцип непрерывного воспитательного воздействия на учащихся, который реализовался за счёт их систематического участия в различных экскурсиях и походах путешествиях, экспедициях (иногда совместно с сотрудниками музейных учреждений района),
  • принцип целостности, полноты и доступности различных социальных и историко-культурных объектов, предметно-документальных материалов, природного окружения для усвоения, с которыми соприкасаются учащиеся в ходе туристических походов и экскурсий, путешествий по родному краю;
  • принцип сочетаемости личной заинтересованности и общественной направленности туристско-краеведческой деятельности.;
  • принцип разносторонности школьного туризма, который представляет своеобразный канал, связывающий обучение и воспитание учащихся со многими процессами и явлениями, протекающими в сельской социальной среде;
  • принцип соблюдения высокой культуры общения и поведения;
  • принцип социальной активности;
  • принцип соответствия туристской деятельности индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

Осуществление (реализация, соблюдение) в школьном туризме этих принципов помогает успешно провести туристско-краеведческую работу и соответственно успешно формировать социально ценные потребности сельских школьников, способствует выработке у них высоконравственных свойств и качеств.

В ходе опытно-экспериментальной работы в основном мы в УВК и школах создавали туристско-краеведческие кружки и секции, руководителями которых были учителя географии и истории. Кружки посещали в основном учащиеся ҮІІІ-ХІ классов. А учащиеся начальных и средних классов туристско-краеведческую работу вели по своим группам (классам), не объединяясь в специальные кружки.

В туристских походах, путешествиях, экскурсиях соблюдение гуманно-нравственных норм (коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка и др.) способствует формированию атмосферы нравственно-психологической близости, совершенствует и корректирует коммуникативные черты характера, эмоциональные, эстетические отношения школьников.

Велико значение экскурсии на природу для младших и средних школьников: экскурсии являются не только средством познания и укрепления здоровья, но и сферой воспитания у учащихся эстетических чувств, этических норм поведения, потребности в природоохранительной работе.

Совершая туристские походы, путешествия и экскурсии мы перед школьниками ставили следующие задачи: бережно относиться к природе; соблюдать нормы гуманности ко всем объектам (историческим, природным памятникам); выполнять работы социально ценной направленности по соответствующим поручениям и заданиям: активно войти в творческие и деловые отношения и контакты с различными субъектами, встречающимися в ходе экскурсий, проявлять при этом высокую культуру общения и общительности; максимально приобретать от субъектов, с которыми учащиеся вступают в разнообразные отношения социально ценный (полезный) опыт.

Основным содержанием познавательной деятельности в туризме и краеведении является комплексное изучение родного края, активное участие в его преобразовании, что в конечном итоге оказывает существенное влияние не весь ход социализации сельских школьников, формирования у них социально ценных потребностей. В ходе туристско-краеведческих экскурсий, путешествий, походов школьники активно ознакамливаются с прогрессивными народными и трудовыми традициями, обычаями, религиозными обрядами, людьми труда, ветеранами, историей района, по которым проходят маршруты, особенностями природы.

При организации походов и экскурсий мы обращали особое внимание на подготовленность учащихся к выполнению социальных, поисковых, исследовательских функций.

Особое внимание при организации туристско-краеведческой деятельности учащихся мы обращали на выбор районов путешествия (наличие интересных, малоизвестных объектов, памятников истории, культуры, природы и др.). При отборе маршрута мы также учли то, что он должен соответствовать интересам и физической подготовке школьников-туристов. Только при таких условиях походы и путешествия будут для учащихся увлекательными и полезными.

Такая схема подготовки и проведения туристских походов и экскурсий помогает школе и педагогам успешно осуществлять многие постутные воспитательные задачи, раскрывать индивидуальные особенности, направленность мотивационно-потребностной сферы, социальной активности сельских школьников.

Через школьную туристско-краеведческую работу учащиеся овладевают не только знаниями о прошлом родного края, его истории, культуры, традициях, но и о настоящем, многими современными социально-экономическими и производственными сведениями и информациями, а также жизненным опытом. Школьный туризм является средством активного отдыха, способствует гармоническому развитию личности, повышению культурного уровня, развитию социального мышления, национальных идей, взглядов сельских школьников. Это является важнейшим фундаментом формирования у учащихся социально ценных потребностей.


Библиографическая ссылка

Есиркепов Ж.М., Маханова Н.Б., Кужамбердиева С.Ж., Абжалелов Б.Б. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ЦЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 8-3. – С. 14-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5921 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674