Разработанная нами программа «Югорские истоки сибирского здоровья» имеет цель создание целостной технологии, обеспечивающей оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей «группы риска по туберкулезу».
Объектами воздействия определены: костно-мышечная система как основа здорового функционирования всего организма и психо-эмоциональное благополучие всех участников педагогического процесса.
Научная концепция проекта базируется на теории функциональных систем П.К. Анохина (1968), учении о здоровье и здоровом образе жизни (Ю.П. Лисицын, 1998; Л.Г. Апанасенко, 1988) и современной теории оздоровительной физической культуры (В.К. Бальсевич, 2000).
Суть нововведений программы заключается в восполнении объективной недостаточности двигательной активности дошкольников через разумное увеличение физической нагрузки для развития костно-мышечной системы ребенка, а так же в предупредительном воздействии оздоровительных мероприятий на возможные факторы увеличения заболеваемости всех участников образовательного процесса.
Увеличение нагрузки для укрепления и развития костно-мышечной системы предполагается путем использования в занятиях физической культурой степ-платформ, фитболлов и силовых упражнений.
Другое направление предполагает распределение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих способов в комплексы оздоровительных сессий. Эти комплексы объединяют как традиционные, уже используемые в детском саду средства здоровьесбережения, так и вновь вводимые: элементы виброгимнастики, «веселые пробежки», профилактические комплексы упражнений для сохранения зрения, фитотерапевтическую систему. Предполагается три оздоровительные сессии. Комплекс каждой оздоровительной сессии имеет свою направленность:
- 1 сессия - «Адаптационная» сентябрь - ноябрь. Ее профилактическая направленность определяется такими факторами, как: адаптация вновь поступающих детей, адаптация после отпуска (воспитанники и педагоги), неустойчивость климата осеннего периода. Поэтому, комплекс включает средства психологической поддержки, профилактики простудных заболеваний.
- 2 сессия - «Осторожно! Грипп» декабрь - февраль. Направленность сессии - повышение сопротивляемости организма к эпидемиологическим факторам.
- 3 сессия - «Внимание! Авитаминоз» март-май. Направлена на восстановление ухудшенного за учебный год функционального состояния организма.
Программа реализуется в рамках педагогического процесса. При этом ставится задача не увеличить общий объем организованной деятельности детей дополнительными занятиями, а изменением содержания деятельности достичь оптимальной развивающей нагрузки, не нарушая режима дня ввести новые элементы здоровьесбережения.
В результате целенаправленного педагогического воздействия:
- Укрепится здоровье детей, произойдет тренировка физиологических функций организма, интенсивное развитие получат движения, двигательные навыки и физические качества. Все это будет способствовать всестороннему гармоничному развитию личности ребенка.
- Будет создана система физического развития, ориентированная на работу с соматически ослабленными детьми.
- Будет выработан алгоритм организации физкультурно-оздоровительной работы в рамках психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребенка в педагогическом процессе на основе активного взаимодействия всех его участников.
Библиографическая ссылка
Газизова Л.Г. ЮГОРСКИЕ ИСТОКИ СИБИРСКОГО ЗДОРОВЬЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 5. – С. 80-81;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=603 (дата обращения: 22.12.2024).