Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

Еричев В.В. 1 Арутюнов А.В. 1 Лапина Н.В. 1 Старченко Т.П. 1 Пономаренко И.Н. 1 Старченко В.И. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Еричев В.В., Пономаренко И.Н. Воспитание студентов на клинических занятиях по ортопедической стоматологии // Современные проблемы науки и образования. – М., 2008. - № 2, приложение № 1. – С. 84.
2. Еричев В.В., Пономаренко И.Н. Формирование мануальных навыков у студентов на кафедре ортопедической стоматологии // Современные проблемы науки и образования – М., 2009. - № 4, приложение № 1. – С.69.
3. Сухинин А.А., Арутюнов А.В. Роль центра практических навыков в обучении студентов-стоматологов // Актуальные вопросы в теории и практике стоматологии (юбилейный сборник научных трудов): (сб. науч. тр.) / Кубан. Гос. Мед. Ун-т – Краснодар, 2013. – 334 с.
В настоящее время особенностью современного стоматологического образования является приоритет практической направленности в подготовке выпускников. Наряду с фундаментальными знаниями, творческим клиническим мышлением и широким мировоззрением выпускника рынок труда требует от выпускников способности к самостоятельной врачебной деятельности и выполнения на высоком профессиональном уровне всех мануальных навыков.

В настоящее время существует огромная проблема в обеспечении учебного процесса тематическими больными. Значительно снизилось количество пациентов, желающих даже под контролем преподавателя участвовать в студенческом приеме.

Возросшая конкуренция на рынке стоматологических услуг, значительное сокращение государственного финансирования ортопедической стоматологии, достаточно высокая стоимость работ и право выбора врача пациентом фактически свели к критическому минимуму количество пациентов на студенческом ортопедическом приеме. Все это наряду с возможностями студентов получения информации об изучаемом предмете, материалах, методах лечения, а также большому разнообразию стоматологической информации в социальных сетях создает значительные трудности в освоении студентами практических мануальных навыков.

Особенностью нашей врачебной специальности является возможность отработки многих практических навыков студентами стоматологического факультета с использованием фантомов. У студента появляется уникальная возможность научиться четко, точно проводить врачебные манипуляции на фантоме, являющемся посредником между пациентом и будущим врачом. Кроме того фантом позволяет без ущерба для здоровья пациента совершать ошибки, без которых невозможен путь начинающего врача, и исправлять их.

Обучение студентов основным мануальным навыкам, обеспечивающим проведение лечебных и профилактичес-ких мероприятий по программе подготовки врача-стоматолога общей практики, является одной из первостепенных задач кафедры ортопедической стоматологии[1,2].

С целью создания условий для решения задач разработки системы подготовки практических навыков студентов по ортопедической стоматологии на фантомах в соответствии с программой специальности на кафедре ортопедической стоматологии был организован фантомный класс на 30 рабочих мест. Он был оборудован рабочими столами, портативными стоматологическими бормашинами «RamPro-150», пластмассовыми фантомами челюстей со съемными зубами, электрошпателями, расходными материалами.

Основными видами практических навыков в период прохождения фантомного обучения являются: препарирование зубов под вкладки, культевые штифтовые вкладки, различные виды искусственных коронок и мостовидных протезов, снятие анатомических оттисков, изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками, проведение параллелометриии, моделирование каркаса бюгельного протеза, постановка искусственных зубов.

Схема практических занятий с обучением фантомным навыкам по ортопедической стоматологии имеет следующий вид: проверка исходного уровня знаний по данной теме-демонстрация выполнения практического навыка преподавателем (эталон, стандарт)-четкое задание студенту-самостоятельная работа студента-сравнение выполненного задания со стандартом-оценка-обсуждение допущенных ошибок и при возможности их устранение - повторение выполнения мануального навыка студентом с доведением его до стандарта-определение уровня усвоения изученного материала.

Однако, для освоения студентом необходимого объема мануальных навыков и формирования фундамента врачебной деятельности недостаточным является обучение навыкам на базе кафедр. Базой для обучения студентов общеврачебным и специализированным практическим навыкам становится Центр практических навыков, в котором проходят обучение студенты 1-5 курсов стоматологического факультета [3].

Аудитория оборудована мультимедийным комплексом для просмотра учебных видеофильмов и для проецирования на экран манипуляций преподавателя. Студенты работают на индивидуальных фантомных стоматологических модулях, представляющих из себя полноценное рабочее место врача-стоматолога с фантомами головы и челюстей.

Помимо стандартных фантомов, студентам предоставляются для работы разработанные в Университете гипсовые фантомы челюстей с пластмассовыми зубами в виде зубного ряда (КСОФ-1).

При изучении практических навыков по ортопедической стоматологии преподаватель демонстрирует методики обследования пациентов и другие, необходимыев клинике, практические навыки, манипуляции. После этого студенты отрабатывают методики на фантомах в Центре практических навыков. Студенты учатся снимать тиски с фантомов челюстей. После отработки навыков на фантоме челюстей студенты допускаются к препарированию на фантоме головы человека.

Препарирование под различные виды ортопедических конструкций проводится на фантомах КСОФ-1.

Таким образом, работа на фантомах позволяет студенту освоить необходимые умения, не нанося урон здоровью человека, научить работать в соответствии с современными алгоритмами оказания помощи, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, оценить эффективность собственных действий.

Сценарный подход к обучению, моделирование клинических ситуаций значительно повышает усвояемость умений и поднимает обучение на качественно новый уровень образования.


Библиографическая ссылка

Еричев В.В., Арутюнов А.В., Лапина Н.В., Старченко Т.П., Пономаренко И.Н., Старченко В.И. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ МАНУАЛЬНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА КАФЕДРЕ ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 129-131;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6045 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674