Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Ковалева В.В. 1
1 МАОУ ВПО «Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования»
1. Сластёнин В.А. Педагогика/ В.А. Сластёнин. - М.: Школа-Пресс, 2010г.
2. Тюнников Ю.С. Анализ инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: сценарий, подход/ Ю.С. Тюнников // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. № 5.
3. Лазарев В.С. Понятие педагогической и инновационной системы школы / В.С. Лазарев // Сельская школа. - 2013. - № 1.
4. Ерофеева Н.И. Управление проектами в образовании / Н.И. Ерофеева // Народное образование.-2012.-№ 5.

В наше время происходит переход от индустриального общества к информационному. Открываются большие возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве. Наша задача предоставить такие образовательные услуги, которые бы готовили юное поколение к информационному будущему. При таком подходе информационные технологии позволяют решать ряд принципиально новых дидактических задач, их применение обеспечит повышение качества образования.

Понятие «педагогическая технология» получает все более широкое распространение в теории обучения.

Идея обучения, основанного на ресурсах информационной технологии, связана с исследовательской моделью обучения. Основная идея этой моделизаключается в том, что учащихся необходимо научить тем методам работы, которые ученные используют при решении проблем и исследовании неизвестных ранее областей знаний. Исследовательский тип обучения предполагает, что учитель знакомит учащихся с вопросом или проблемой, требующей разрешения. Учащиеся должны проанализировать ситуацию и объяснить свою гипотезу на основе данных, собранных и представленных для дискуссии. Большое значение придается процессу исследования, но накопление знаний также очень существенно. Эта модель применима к использованию на любой ступени обучения.

Главное на что делается акцент - это интерактивность в учебном процессе. Вовлечение учащихся в изучение предмета под различным углом дает возможность им почувствовать себя в центре изучаемых событий.

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором проявляется самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Взаимодействия преподавателя и ученика ориентированы на формирование, устойчивых мотивов учения, мыслительных и творческих способностей.

На сегодняшний день существует большое количество новых педагогических технологий. «Технология опережающего образования» или теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС), педагогика сотрудничества или «обучение в сотрудничестве» (ОВС), артпедагогика, информационно коммуникативные технологии (ИКТ) - являются примерами эффективных педагогических технологий.

Остановимся на двух:

1. Образовательная технология ТОГИС реализует деятельностно-ценностный подход к образованию.

Функция учителя в ТОГИС - постановка целей и планируемых результатов, организация деятельности обучающихся, управление ею и экспертиза полученных результатов на предмет соответствия планировавшимся.

Методы обучения - проблемный и модельный.

Направления применения - выработка навыков научного исследования, организация эффективного поиска необходимой информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств.

Генерирование способов решения проблемной задачи.

Рефлексия проведенной деятельности на завершающем этапе в виде сопоставления результата работы с достижениями общественного развития.

2. Основной идеей ОВС является самостоятельная работа учащихся в малых группах (от 2-х до 5-и человек), учебные задания структурируются таким образом, что все члены группы оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материала и решении задач.

Функция учителя в ОВС - организация групповой деятельности учащихся, консультирование отдельных учеников или группы учащихся, анализ результатов деятельности учащихся.

Основные принципы ОВС - группы формируются предварительно, с учетом психологических особенностей учащихся.

Группе дается одно задание, роли (председатель, секретарь, теоретик, и т.п.) распределяются либо самими учащимися, либо при помощи учителя.

Оценивается работа всей группы, а не одного ученика.

Учитель, а иногда сами учащиеся, выбирает представителя группы, который должен отчитаться за выполнение задания.

При разработке уроков физики на любой из ступеней обучения целесообразно использовать как отдельные технологии, так и комплексное использование элементов нескольких эффективных педагогических технологий.

Комплексное применение на уроках физики элементов педагогических технологий в различных вариациях способствует более эффективной организации учебного процесса, активизации познавательной деятельности

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников.

Применение информационных технологий на уроках физики в следующих направлениях:

  • мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;
  • подготовка дидактических материалов для уроков;
  • использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;
  • работа с электронными учебниками на уроке;
  • поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;
  • работа на уроке с материалами Web-сайтов;
  • разрабатываю тесты, используя готовые программы - оболочки.

Используя компьютерные технологии, провожу тестирование по текущим темам в течение всего учебного года. Тестирование осуществляется также дистанционно, регулируя время выполнения и количество попыток, осуществляя не только локальный контроль по темам, но и фронтальный, по выбранным темам, задавая случайный выбор вопросов. Контроль осуществляется через электронный журнал, в котором учитывается время выполнения заданий и количество попыток и количество ошибок, допустимых учащимся

К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною разработана и систематизирована медиатека уроков - презентаций по всем разделам курса физики.

Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Учащиеся и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке.

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний учащихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы с одаренными детьми является формирование у них исследовательской компетенции. Учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики, экологии, биологии и др. наук.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность учащихся.


Библиографическая ссылка

Ковалева В.В. ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 151-154;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6054 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674