Известно, что наиболее эффективным способом формирования, пополнения и совершенствования профессиональных знаний и умений является индивидуальная активная познавательная деятельность [4,5]. Информационно - коммуникативная среда, в которой находится современная молодёжь, создаёт все условия для активного использования компьютерных средств и технологий в процессе обучения. При этом преподаватель помогает студенту ориентироваться в потоках информации, творчески к ней относиться, решать поставленные перед ним теоретические и практические задачи, стимулируя формирование у него системного клинического мышления. Результативность самостоятельного освоения материала зависит от методически грамотного управления умением обучаемого самостоятельно оценивать, перерабатывать, обобщать и использовать предоставленную ему специальную информацию.
На кафедре общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины КубГМУ, наряду с традиционными методами, разрабатываются и апробируются в учебном процессе интерактивные формы обучения. Так, на семинарах по дисциплине «история медицины» с 2013-2014 учебного года применяется игровая технология составления студентами тематических кроссвордов. Кроссворд - игра - задача, в которой различные фигуры из рядов клеток, заполняются перекрещивающимися словами со значениями, соответствующими теме занятия. В кроссвордах слова могут пересекаться не только одной, но и двумя или тремя буквами. Вопрос или определение любой задачи позволяют дать ответ в одно слово, не нарушая правило «одна ячейка - одна буква». Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Сетка должна быть связной, без изолированных участков, «оторванных» от остальной сетки. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо). Для привязки ответов к определениям или вопросам в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. Слова, идущие из одной клетки в разных направлениях, нумеруются одной цифрой.
Учебный кроссворд - это и своеобразная самопроверка, и занимательный тест, который тренирует память, расширяет кругозор, способствует развитию сообразительности. Обучающая и организующая роль кроссвордов заключается в том, что они позволяют процесс усвоения новых знаний осуществлять в непринужденной игровой форме, при которой у студентов появляется неформальный интерес к работе с тематической литературой, учебными пособиями, кибер-источниками, а положительные эмоции, возникающие у студентов в процессе интерактивного составления кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. В то же время данная технология позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения и дифференцированного подхода к студентам, выявляя уже на начальном этапе профессиональной подготовки тех, кто активно стремится к творческой деятельности.
Поскольку при обучении в интерактивном режиме присутствует мощный мотивационный фактор, проявляющийся в интересе студентов к обучению, в персональном, групповом и факультетском рейтинговом положении, то содержание исходного материала приобретает первостепенное значение. Процесс составления кроссвордов базируется на широком использовании предварительно подготовленных реферативных и презентационных материалов в формате Microsoft Office PowerPoint, учебных тематических фильмов как по традиционным дидактическим модулям, входящим в состав учебно-методического комплекса данной дисциплины, так и по темам, актуальным для изучения региональных аспектов истории медицины и здравоохранения Кубани.
Совершенно очевидно, что при использовании данной формы обучения педагог должен квалифицированно оценить соответствующие способности студентов. Разработанная авторами технологии шкала баллов позволяет достаточно адекватно оценить качество составленных студентами кроссвордов с учетом заданных преподавателем параметров. В оценочной шкале используются следующие критерии:
№ п/п |
Критерий |
Балл 0 |
Балл 1 |
1. |
Время выполнения задания |
превышает установленный интервал* |
соответствует установленному интервалу |
2. |
Количество слов и определений |
не соответствует заданию |
соответствует заданию |
3. |
Соответствие нумерации определений и слов (в сетке) |
не соответствует |
соответствует |
4. |
Наличие перекрёстов в словах |
нет |
есть |
5. |
Наличие связной сетки, без изолированных участков |
нет |
да |
6. |
Грамотность |
наличие более одной ошибки |
одна ошибка |
7. |
Аккуратность при выполнении работы |
есть замечания |
работа выполнена безукоризненно |
* - установленный интервал соответствует времени демонстрации исходного материала
Проводимая на основе использования данной шкалы комплексная оценка результатов работы позволяет определить не только уровень подготовки и познавательной способности студента, но и степень развития его личностных качеств: низкий уровень (0 - 3 балла), средний уровень (4 - 5 баллов), высокий уровень (6 - 7 баллов).
С целью изучения влияния рассматриваемой формы обучения на результативность усвоения учебного материала и познавательную способность студентов нами проведен сравнительный анализ уровня успеваемости студентов по дисциплине «история медицины» за осенний семестр 2013-2014 учебного года в двух исследуемых группах. Первая - «экспериментальная» - группа включала студентов, которые на семинарах регулярно составляли учебные кроссворды. В нее вошли студенты II курса лечебного факультета (348 человек) и I курса фармацевтического факультета (30 человек), у которых изучение дисциплины «история медицины», согласно ФГОС-3, осуществляется в течение осеннего семестра. «Контрольную» группу обучающихся традиционными методами составили остальные студенты этих же факультетов (соответственно 115 и 47 человек).
Согласно полученным результатам, по итогам семестра средний балл в «экспериментальной» группе составил - 4,1, в «контрольной» - 3,5 (р < 0,001). Параллельно проведенный анализ данных рейтинговой системы оценки успеваемости студентов по дисциплине «история медицины» выявил достоверно значимое превышение удельного веса студентов «экспериментальной» группы, имеющих отличные и хорошие показатели успеваемости (соответственно 48,2% и 19,7%), против аналогичной доли студентов в группе «контроля» (32,1% и 0,3%, р < 0,001). Немаловажным представляется и тот факт, что заложенный в данной форме обучения игровой принцип не только максимально персонализирует образовательный процесс, давая студентам возможность демонстрировать свой интеллектуальный и творческий потенциал, но и повышает чувствительность каждого участника к эмоциональным реакциям своих коллег и межличностным явлениям, позволяя в полной мере прочувствовать механизм командной деятельности.
Таким образом, первый опыт применения данной образовательной технологии убедительно свидетельствует о ее возможностях достаточно активно развивать у студентов такие качества, как креативность, гибкость и оригинальность мышления, стимулировать потребность в совершенствовании студентами своей познавательной, коммуникативной и психологической компетентности. Полученные результаты позволяют судить об очевидной перспективности ее более широкого внедрения. Вместе с тем, в стремлении к максимальному соответствию общепринятым стандартам и требованиям [1], обеспечению валидности и надежности этой формы обучения, продолжается работа по совершенствованию ее методики и повышению объективности итоговой оценки.
Библиографическая ссылка
Редько А.Н., Пильщикова В.В., Васильев Ю.А. ОЦЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 10. – С. 255-258;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6089 (дата обращения: 21.11.2024).