Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ

Искакова З.Д. 1 Кабашева Н.В. 1 Есенова Г.Ж. 1
1 АО «Финансовая Академия» Министерства Финансов РК
Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века сказано о том, что без адекватного высшего образования и современных научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии обеспечить реального устойчивого развития.
высшее образование
учебное заведение
образовательные услуги
1. Указ Президента РК «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» от 1 февраля 2010 г. – № 922.
2. Высшее образование Казахстана. АО «Рейтинговое агентство РФЦ города Алматы», Алматы – 2012. http://www.rfcaratings.kz.
3. Stat.gov.kz.
4. Качество подготовки специалистов в высшей школе в условиях реформирования системы образования (отчет Центрально-азиатского института развития по итогам пилотажного исследования), Алматы – апрель 2007 г.
5. Д. Казаков. Высшее образование в Казахстане. 2010 www.predictor.kz.
6. Школа, ВУЗ, MBA, далее везде. 2006. www. Univer.kz.

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 г. № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» в сфере образования наше государство определило своим приоритетом интеграцию с мировым сообществом, повышение качества высшего образования, соответствующего международным стандартам [1]. В этой связи в сфере образования делается много нового, позитивного и по своему разнообразию масштабного. За последние 20 лет именно в области образования и науки произошли такие кардинальные изменения, какие не происходили ни в одной системе. Однако в Казахстане мало изучена взаимосвязь рынка образовательных услуг в системе высшего образования и рынка труда.

Изучение взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда в Казахстане можно сфокусировать в трех задачах: анализ современного состояния высшего образования и рынка труда в Казахстане; выявление проблемы взаимосвязи высшего образования и рынка труда; вопросы совершенствования.

Согласно данным Агентства по статистике за 2012–2013 гг. в Казахстане осуществляют деятельность 139 вузов, в которых обучаются свыше 571 тыс. человек – студентов (без учета магистрантов и докторантов).

При сравнении соотношения количества высших учебных заведений на численность населения в разных государствах, можно увидеть, что в Великобритании на 60.4 млн  чел. населения количество высших учебных заведений – 89, в Финляндии 5.2 млн чел. – 20, в Чехии 10.2 млн чел.- 66, в Польше 38.49 млн чел. – 470 учебных заведений. Как видно, в Казахстане, имеется несоответствие количества ВУЗов на численность населения страны. Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. В среднем, в странах Восточной Азии, Европы, России и Запада на численность населения от 150 тыс. до 700 тыс. человек приходится один вуз [2].

Для изучения взаимосвязи рынка образовательных услуг в системе высшего образования и рынка труда в определенной степени будут интересны основные показатели системы высшего образования в Казахстане (таблица).

По данным таблицы на начало 2012/2013 учебного года в Казахстане действовало 139 высших учебных заведений с общей численностью студентов – 571 691 человек, из них женщины составляют 330 189 человек или 57,7 %. Численность бакалавров составляет 539 790 человек.

Из общей численности студентов – 49,1 % всего контингента студентов обучается в государственных вузах. Численность студентов, получающих образование за счет государственных образовательных грантов, составляет 131 919 человек (23 %); за счет государственных образовательных заказов – 10 941 человек (1,9 %); обучающихся на платной основе – 427 369 человек (74,8 %).

При проведении анализа уже на начало 2013/2014 учебного года в Республике Казахстан действовало 128 высших учебных заведений с общей численностью студентов – 527 226 человек. В ВУЗах республики были заняты 41,6 тыс. преподавателей, из которых 9,6 % имели ученую степень доктора наук, 38,2 % – кандидата наук; 6,9 % – звание профессора, 18,0 % – доцента, 1,6 % – доктора философии (PhD), 0,2 % – доктора по профилю. Число преподавателей, имеющих академическую степень магистра, составило 20,7 % [3].

По выпуску из высших учебных заведений, если увязать с рынком труда, можно увидеть, что в последние годы показатели составляют от 161 тыс. чел. до 171 тыс. чел.

В различных сферах экономики Казахстана в 2013 г. были заняты 8,6 млн. человек или 68,0 % от населения в возрасте 15 лет и старше. Их численность по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 63,5 тыс. человек (на 0,7 %). Более половины занятых (4,4 млн. человек) – мужчины, 48,8 % (4,2 млн. человек) – женщины [3].

Численность наемных работников в 2013г. составила 6,0 млн человек или 69,4 % от общего числа занятых в экономике. Численность безработного населения в 2013 г. составила 470,7 тыс. человек. Уровень безработицы сложился в 5,2 %. Уровень молодежной безработицы в возрасте 15–28 лет сложился в – 5,5 % (в 2012 г. – 5,4 %).

По официальной статистике, на конец 2013 г. в органах занятости Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан зарегистрированы 30,0 тыс. безработных. Доля зарегистрированных безработных составила 0,3 % от экономически активного населения (в 2012 г. – 0,4 %).

Основные показатели высшего образования в Казахстане

Показатели

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

2012/13

Число высших учебных заведений, единиц

143

148

149

146

139

Численность студентов, человек

633 814

610 264

620 442

629 507

571 691

Численность профессорско-преподавательского состава, человек

37 814

39 155

39 600

40 531

24

Примечание. Источник: [3].

Далее, переходя к общим проблемам системы высшего образования Казахстана, необходимо сказать:

  • объем государственного заказа только на 50 % обеспечивает потребности отраслей экономики;
  • всего 10 % выпускников организаций образования могут претендовать на обучение по государственному заказу;
  • данные по расходам на образование в Казахстане – $6 млрд в год, в то время как бюджет британского университета Оксфорд – $2 млрд;
  • имеются факты невысокого качества предоставляемых образовательных услуг отдельными вузами;
  • казахстанские вузы не имеют институциональную международную аккредитацию и не участвуют в международных академических рейтингах университетов (рейтинги Times Higher Education и Шанхайский рейтинг), исключая ряд передовых ВУЗов Казахстана;
  • слабо развито социальное партнерство;
  • присутствует разрыв во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами;
  • не достаточно активно привлекаются работодатели к процессу создания стандартов высшего образования, подготовки и аттестации специалистов;
  • отсутствуют механизмы трудоустройства выпускников. В результате – низкий уровень трудоустройства выпускников вузов по полученной специальности.

Из сказанного следует, что система образования в Казахстане, также как и вся экономика, нуждается в постоянном совершенствовании без формальных реформирований по форме. Все образовательные программы и методики преподавания должны соответствовать современным новым условиям и требованиям серьезных рыночных отношений. Именно тогда повысится взаимосвязь между ВУЗами и рынком труда. Основной задачей выступает результат, когда важно добиться, чтобы у многих студентов было желание не только получить диплом, затем устроиться куда-нибудь, и уже там изучать новое дело и накапливать нужные знания.

Без обратной связи с экономикой и рынком труда система высшего образования теряет возможность учиться на своих ошибках, адаптироваться и в итоге улучшаться до высокого профессионализма [4].

Отсутствие взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг (ВУЗов), а также полного мониторинга востребованных специальностей сегодня не позволяют придерживаться четких моделей подготовки профессиональных специалистов в стране.

В Казахстане сегодня есть и государственный заказ, а также и элементы модели англо-cаксонского образования. Однако, у нас вся система высшего образования построена больше на временное занятие молодежи, т.е. высшее образование – это метод занятости молодежи. Ежегодно, Министерство труда и социальной защиты (теперь это Министерство с августа 2014 года объединено с Министерством здравоохранения – «Министерство здравоохранения и социального развития») выпускает бюллетень наиболее востребованных специальностей, тогда как гранты, выделенные другим министерством на определенные специальности, совершенно не совпадают с ними.

Эксперты рынка называют основной проблемой то, что в Казахстане учеба в ВУЗе нужна студентам (а также их родителям) не для получения соответствующих знаний, а для получения диплома, формального документа предоставляющего возможность устроится на работу и рассчитывать на более высокую оплату [5].

Уровень образования относят к основным факторам, определяющим позицию человека на рынке труда [6].

На основании проведенного анализа взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда Казахстана можно сформулировать заключение, что вышеизложенные проблемы взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда Казахстана требуют координации действий Министерства образования и науки РК со всеми другими министерствами с переходом на мониторинг рынка труда и востребованности в специальностях.

Таким образом, задачу улучшения взаимосвязи системы высшего образования и рынка труда Казахстана необходимо решать на высоком государственном уровне.


Библиографическая ссылка

Искакова З.Д., Кабашева Н.В., Есенова Г.Ж. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В КАЗАХСТАНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-2. – С. 16-18;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6137 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674