Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА – ПЕРВЫЙ КЛЮЧ ИНТЕГРАТОРОВ УСПЕХА «ШКОЛЫ БУДУЩЕГО»

Орлова Е.Н. 1
1 Институт рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО Сочи-Магдебург)
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 464 с.
2. Богуславский М.В. Развитие педагогического мировоззрения Ш.А. Амонашвили (к 80-летию со дня рождения). [Электронный ресурс]. URL: http://forum.roerich.info/showthread.php?t=12086 (дата обращения: 16.10.2014)
3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. – 182 с.
4. Будущетворение (грядущее образование) / А.И. Субетто, И.И. Колисник, В.Б. Самсонов, И.В. Сергеева и др. / под ред. И.И. Колисник; [Кн. 2]. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. – 223 с. – (Серия «Синергия науки и образования»)
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы. (Принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации). [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3409/файл /2228/13.05.15-Госпрограмма-Развитие_образования_2013-2020.pdf (дата обращения: 15.10.2014).
6. Кодекс чести и служения учителя. [Электронный ресурс]. URL: http://amonashvili.com/index.php?option=com_content&view=article&id=273:2013-09-01-05-05-52&catid=903:2010-08-25-08-19-15&Itemid=48&lang=en (дата обращения: 16.10.2014).
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р). [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070647/ (дата обращения: 15.10.2014).
8. Манифест Гуманной Педагогики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.icr.su/rus/departments/human/manifesto_2011.php (дата обращения: 16.10.2014).
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. URL: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (дата обращения: 15.10.2014).
10. Путин В.В. Вступительное слово на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014 года Пенза [Электронный ресурс]. URL: http://pismadljaliz.livejournal.com/2044386.html (дата обращения 18.10.2014 г.).
11. Российское образование – 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация: IX Междунар. науч. конф. Москва, 1 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 9, [1] с.
12. Строматы Ш.А. Амонашвили. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumannajapedagogika.com/stromati (дата обращения: 16.10.2014)
13. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 15.10.2014).

Обосновывается необходимость разработки и реализации первого ключа интеграторов успеха «Школы будущего» на базе Педагогики будущего – Гуманной педагогики. Подчеркивается уникальность учения Шалвы Александровича Амонашвили, автора многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике», «Основы гуманной педагогики» (в 20 книгах), «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и других). Особое внимание обращается на идеи В.В. Путина, высказанные во вступительном слове на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»15 октября 2014 года (Пенза): «Школа должна давать не только знания… Преподавание в средней школе – это, прежде всего, воспитание… Многие страны утратили воспитательную и гуманистическую составляющие образования… Миссия школы – задавать ориентиры. Учитель должен учить отличать правду от лжи ещё в школе». Ключевой тезис автора: интеграторы успеха «Школы будущего» по сути дела, являются радикальным практико-ориентированным инновационным проектом.

Уважаемые коллеги! Во вступительном слове на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014 года (Пенза) В.В. Путин подчеркнул: «В обществе растут позитивные оценки состояния сферы образования. Тем не менее нам необходимо идти дальше. Постоянно появляются новые технологии и даже новые профессии. Главное, ожидания граждан очень большие, и поэтому следует приложить все усилия, чтобы качественно преподавать, соответствовать сегодняшнему времени, чтобы ответить на вызовы этого времени и готовить будущих граждан и специалистов для нашей страны так, как этого требует сегодняшний день. Чтобы школьники, независимо от места проживания, социального статуса родителей, получали прочные знания, и на их базе смогли овладеть будущей профессией, добиться успеха, и в жизни быть востребованными и полезными для своей страны, и сами получали полное удовлетворение от жизни» [10].

Мы все прекрасно понимаем, что образование – это та сфера жизнедеятельности человека, которая затрагивает интересы практически каждого жителя страны, и вопрос «Какой должна быть сегодня школа?» является одним из ключевых в развитии системы образования России. Это неоднократно подчеркивалось в ряде ключевых документов и источников [3, 4, 5, 7, 9, 11, 13].

Мы вполне подошли сегодня к тому рубежу, за которым начинается именно такая школа, которая описана в ключевых документах, связанных с развитием системы образования. Тот, кто не сможет перейти этот Рубикон, просто обречен оставаться в аутсайдерах. Конечно, не все школы станут «школами нового типа», но оставшиеся просто физически не смогут готовить действительно достойных учеников.

«Усредненная» школа обречена на «усредненного» ученика. А это самое «среднее», определяемое заказчиком в лице государства, судя по тенденциям, явно наметившимся в последнее время, будет постоянно снижаться. Так что у школы, претендующей на некий достойный уровень образования просто нет выбора…

Таким образом, система образования России подходит к порогу, за которым смена модели работы школы становится и возможной, и желательной.

Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться. Изменения неизбежны. И мы знаем наверняка, что в данном десятилетии представление о том, как должна выглядеть и работать массовая школа изменится.

Наиболее радикальными среди этих изменений, на наш взгляд и на взгляд экспертов системы образования, являются:

– ориентация на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования;

– реализация нового поколения стандартов образования, которые обеспечивают баланс интересов личности, семьи, общества и государства;

– повышение доступности качественного образования, которое обеспечивает рост социально-экономического статуса в современном обществе, достижение личного и профессионального успеха.

Предстоит добиться достижения высоких образовательных результатов (в том числе, новых) каждым из школьников, предоставления каждому учащемуся равного доступа к качественному образованию.

В основе новой модели лежит синтез новейших информационных технологий, новых педагогических технологий, новых подходов к планированию и осуществлению инноваций, а также профессионального развития педагогов.

Переход к новой модели школы – это не столько техническое, сколько педагогическое мероприятие, которое направлено на достижение качественно новых образовательных результатов. Оно невозможно без трансформации традиционного представления педагогов об учебной работе в школе. Преобразования, которых требует переход к работе по новой модели, невозможны без формирования у каждого члена педагогических коллективов общего для всех нового видения школы, тщательного планирования процесса изменений, систематической и кропотливой работы по последовательному претворению этих планов в жизнь. По сути дела, это радикальный практико-ориентированный инновационный проект, который включает в себя:

– интеграцию и пакетирование требуемых нововведений в конкретных условиях работы образовательных организаций;

– их взаимоувязанное внедрение, освоение и использование;

– проверку доказательной результативности полученной модели.

Этот проект требует поддержки всех членов местного сообщества: родителей, политиков, педагогов, управленцев, а также активного вовлечения в него самих детей.

Содержательные направления работы Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования, который я представляю, выглядят следующим образом:

1. Обеспечение инновационного характера системы образования.

2. Содержание образования (продолжение работы по «Федеральным государственным образовательным стандартам» на базе деятельностно-компетентностного подхода).

3. Формирование новой генерации учителей как новой общественной и профессиональной элиты (Учителя для «Новой школы»).

4. Развитие детско-взрослой общности как условия для успешной социализации и гражданского становления личности.

5. Развитие здоровой и дружественной среды, сохранение и укрепление здоровья школьников.

6. Инфраструктура обеспечения образовательной деятельности.

7. Реализация специально выстроенной системы управления изменениями, расширение самостоятельности образовательных организаций.

Содержание и взаимодействие этих направлений мы предлагаем рассмотреть в интегративном поле управления качеством образования.

Вышеперечисленные содержательные направления мы рассматриваем через призму программы «Интеграторы успеха «Школы будущего» (данная программа разработана сотворческим коллективом Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования в рамках направления «Гуманистическая психология и педагогика»; руководитель направления Орлова Е.Н.).

Первым ключом интеграторов успеха «Школы будущего» является Педагогика будущего – Гуманная педагогика, Гуру (Учителем, Мастером) которой является Шалва Александрович Амонашвили, выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования (РАО), заведующий лабораторией гуманной педагогики ГОУ МГПУ, автор многочисленных трудов и оригинальных методик по гуманно-личностной педагогике, опубликованных в нашей стране и за рубежом («Размышления о гуманной педагогике» [1], «Основы гуманной педагогики» (в 20 книгах), «Педагогическая симфония», «Школа Жизни» и др.), инициатор создания 100-томной «Антологии гуманной педагогики», руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, руководитель издательского дома «Шалва Амонашвили». Вся жизнь и творчество Ш.А. Амонашвили посвящены развитию классических идей гуманной педагогики, утверждению в педагогическом сознании понятия «духовного гуманизма».

Ш.А. Амонашвили удостоен Премии Правительства РФ в области образования за цикл трудов «Образовательная система нового поколения». Международная Ассоциация Детских Фондов наградила его почетной золотой медалью им. Л.Н. Толстого, Детский фонд ООН в России присудил ему звание «Рыцарь Детства», а творческое объединение «Настоящие друзья Буратино» отметило знаком детской любви – «Орденом Буратино».

«Место, которое занимает Шалва Александрович Амонашвили в современном российском образовании уникально – это великий педагог и психолог, самобытный духовный мыслитель, навсегда прописанный и укорененный в Мире Детства. На протяжении более чем полувекового неустанного творческого поиска Ш.А. Амонашвили создал целостное Учение гуманно-личностной педагогики, продолжающее и воспроизводящее в современных условиях лучшие традиции мировой и отечественной педагогической классики, фундаментальное по своим философско-духовным основам и психолого-педагогическим основаниям» (Богуславский М.В.) [2].

«Характеристика системы идей и взглядов Ш.А. Амонашвили убедительно показывает, что Мыслитель изначально нес в себе высокую миссию – сотворить духовно-педагогическое Учение не только для своих современников, но и для будущих поколений. На протяжении 60 лет педагогической деятельности он создал три взаимосвязанные системы:

– Учение гуманно-личностной педагогики (сформирована к началу 90-х годов ХХ века), которую можно реализовывать в настоящее время.

– Школу Жизни (разработана во второй половине 90-х годов ХХ века), которую возможно осуществить во второй четверти ХХI века.

– Педагогику Любви и Света (сотворена в первое десятилетие ХХI столетия) для Вечности, которая может быть востребована и реализована во второй половине ХХI века.

Местом конденсации идей этой педагогики выступает ноосфера или, как ее определяет сам Шалва Александрович – находящаяся вокруг Земли Сфера Сердца». [2].

Ключевыми источниками Ш.А. Амонашвили для нас, как и для всех представителей Гуманной педагогики являются: Манифест Гуманной Педагогики [8], Кодекс чести и служения учителя [6], Строматы Ш.А. Амонашвили [12].

Отличительные особенности терминологии гуманистической концепции Ш.А. Амонашвили состоят в следующих положениях:

– поскольку педагогические воззрения Ш.А. Амонашвили основаны на религиозно-духовной философии, значения базовых терминов его гуманистической концепции системно и логико-семантически связаны с понятиями духовности и нравственности;

– отличительной чертой педагогической терминологии Ш.А. Амонашвили является семантический анализ важнейших педагогических категорий с позиций собственной педагогической философии {воспитание, образование, школа и др.).

– Ш.А. Амонашвили является сторонником расширения понятийной базы гуманной педагогики за счет образных средств и метафор, отражающих гуманно-личностный подход в педагогическом процессе {партитура школьного дня, познавательная шалость, педагогический ансамбль, урок как аккумулятор жизни ребенка и др.).

Важную роль в разработке и реализации первого ключа интеграторов успеха «Школы будущего» также занимают современные отечественные гуманистические концепции и взгляды (Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, О.С. Газман, В.В. Горшкова, Э.Н. Гусинский, С.В. Кульневич, А.А. Реан, В.А. Сластенин, Ю.И. Турчанинова, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская).

Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся ещё не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход является одним из четырех направлений педагогики сотрудничества, ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы преподавателя, воспитателя, руководителя, воспитательной организации в целом.

Во вступительном слове на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» 15 октября 2014 года (Пенза) В.В. Путин призвал отличать правду от лжи ещё в школе. «Школа должна давать не только знания. Нельзя забывать, что преподавание в средней школе – это, прежде всего, воспитание… А учителя были всегда властителями дум молодежи. Сейчас непростое время для преподавания: поток информации такой, что очень трудно выполнять функцию властителя дум молодежи. Нужны и знания, и талант, и желание совершенствоваться. Потоки информации могут быть разрушительными, особенно для молодых. Знаем примеры некоторых стран, которые, к сожалению, частично утратили воспитательную и гуманистическую составляющие образования. Это еще многим аукнется. Что мы сегодня наблюдаем? Всплеск национализма, утрату семейных, нравственных ценностей, культурных традиций, идентичности. Это добром не заканчивается, как правило. Миссия школы – задавать ориентиры. Учитель должен учить отличать правду от лжи» [10].

Эта цитата является для нас ключевой и поэтому в дальнейшем будем активизировать работу по реализации первого ключа интеграторов успеха «Школы будущего», концентрируя внимание, в первую очередь на воспитательной и гуманистической составляющей образования.


Библиографическая ссылка

Орлова Е.Н. ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА – ПЕРВЫЙ КЛЮЧ ИНТЕГРАТОРОВ УСПЕХА «ШКОЛЫ БУДУЩЕГО» // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 13-16;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6196 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674