Исследование проблем развития инновационной экономики показало, что в настоящее время инновационные процессы сдерживаются как имеющими место недостаточным финансированием науки, модернизации базы научных лабораторий и институтов, так и проблемами подготовки инновационно активных кадров специалистов. Несомненно, негативное влияние оказывают отставание в научно-техническом обеспечении учебного процесса, взаимодействие с производством, наличие необходимой базы практик для студентов и магистрантов, недостаточная инновационная активность бизнеса в этом направлении, его недостаточные финансовые возможности. В этой связи требуется создание базиса инновационной экономики в единстве производительных сил и производственных отношений, в том числе на основе объединения потенциалов науки, образования и производства сопредельных территорий. Исследования посвящены разработке теории, методологии и научных рекомендаций для практики пространственной интеграции науки, образования и производства, формирования пространственно локализованных инновационных подсистем трансграничных территорий на основе их инновационного потенциала.
Цель исследования заключается в разработке теоретических и методологических положений формирования базиса инновационного развития пространственно локализованной инновационной подсистемы трансграничных регионов Алтайского края и Республики Казахстан. Сформированная подсистема в виде инновационного экономического кластера науки, образования и производства становится центром инновационного роста экономики сопредельных территорий.
Материалы и методы исследования. Теория и методология исследования основаны на фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области региональной экономики, размещения производительных сил, теории интеграции, концепции национальных систем нововведений (НСН), теории кластеров.
Информационная база исследований сформирована на основе официальных данных об экономическом потенциале Алтайского края и Республики Казахстан, достижениях науки и образования, их реализации на практике, представленных в официальных статистических изданиях, ежегодниках и сети Интернет; а также экспертных оценок руководителей и специалистов муниципальных, региональных администраций, материалах личных наблюдений авторов. Применены основные методы исследования: монографический, системного анализа, статистические, абстрактно-логический, экономико-математические, системного моделирования, экспертных оценок и экспериментальный. Исследования основаны на диалектическом, системном, кластерном, бизнес – процессном подходах.
Результаты исследования. В процессе исследования выявлено, что ограниченные возможности, территориальная и административная обособленность регионов с особым географическим положением, к которым относятся Алтайский край и сопредельные территории Казахстана, не позволяют в относительно короткий период создать высокоэффективный базис инновационного развития в каждой отдельно взятой территории. В то время как ряд технологий, которые представляют интерес для бизнеса в отдаленной перспективе, наука предложила раньше, бизнесом финансируется разработка лишь 15–20 % технологий, а более чем в 60 % разработок бизнес не имеет возможности участвовать. При этом каждый отдельно взятый регион обладает инновационным потенциалом с определенными приоритетами и возможностями, которые при их объединении могут многократно ускорить инновационные процессы в регионах, обеспечить им конкурентоспособность и социально-экономическое развитие.
Интеграция науки, образования и бизнеса является базисом инновационного развития экономики территорий, позволяет эффективно решать задачи комплексного обеспечения инновационных процессов и обусловливает формирование территориальных структур через научно- производственные комплексы, объединения на принципах стратегического развития, релевантности, достижения конкурентоспособности на мировом уровне, совместимости партнеров по интеграции.
Россию и Казахстан, особенно их трансграничные территории, объединяют исторически сложившиеся взаимодействия проживающих на этих территориях народов в сфере экономики, науки, образования, культуры. Исследование инновационного потенциала трансграничных регионов по показателю инновационной активности организаций в 2000–2012 гг. позволили выявить более высокий уровень инновационной активности: свыше 10 % в 2000 г. в Уральском, Приволжском, Центральном, самый низкий – в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. В Алтайском крае показатели инновационной активности ниже средне российских, но несколько выше показателей Сибирского федерального округа, причем в последние годы эти показатели повышаются (табл. 1, рис. 1).
Таблица 1
Инновационная активность, %
Субъекты |
Годы |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|
Российская Федерация |
4,82 |
4,97 |
11,1 |
Сибирский федеральный округ |
7,7 |
7,3 |
8,9 |
Алтайский край |
7,15 |
7,36 |
10,6 |
Активизация инновационной деятельности в последние годы сопровождается ростом показателей производства валового регионального продукта (ВРП) на душу населения.
Рис. 1. Инновационная активность РФ, СФО и Алтайского края, %
Анализ инновационной ситуации в Казахстане показывает, что в 2007 г. инновационная активность предприятий составляла 4,8 %, имели технологические инновации 526 хозяйствующих субъектов. В 2010 г. уровень инновационной активности составил 4,3 %, 2012 г. – 6,4 % (рис. 2), причем лидирует Восточно-Казахстанская область. Для сравнения: доля инновационно активных предприятий в общей численности предприятий реального сектора экономики США составляет 30 %, России –11,1 %.
Рис. 2. Уровень инновационной активности предприятий Республики Казахстан, %
Наблюдаемый экономический рост в Казахстане обеспечивается в основном благодаря интенсивному освоению не возобновляемых минеральных ресурсов. За последние 10 лет структура промышленности Казахстана по-прежнему носит сырьевой характер.
Опыт же развитых стран свидетельствует, что прирост ВВП на 75–80 % достигается за счет новых знаний, воплощаемых в технике, технологиях, организации производства.
В последние годы казахстанская экономика набрала высокие темпы роста. Производство ВВП в стране за последние 10 лет увеличилось в 2,2 раза и превысило уровень 1990 г. на 36,6 %. При этом затраты на исследования и разработки увеличились с 26,8 до 39,2 млрд руб.
Однако инновационное развитие не достигло таких же темпов. Доля инновационной продукции в ВВП снизилась в этот период с 1,19 до 0,49 % при увеличении количества докторов наук, расширении аспирантуры и докторантуры, количество нематериальных активов в эти годы возросло с 201 до 436 млрд тенге. Казахстан в настоящее время характеризуется низкой степенью участия на мировом рынке наукоемкой продукции при том, что доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции является обобщающим показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности.
Исследование потенциалов и возможностей инновационного развития экономики трансграничных регионов показало, что проблемы в Республике Казахстан во многом созвучны проблемам России и могли бы быть успешно решены в условиях пространственной интеграции науки, образования и производства. При этом целесообразно использовать потенциал науки и интеграционных формирований России, деятельности технопарков Казахстана, опыт Казахстана в разработке и реализации крупных инновационных проектов, формирования и развития технопарков, трансформации технических вузов в инновационные университеты. Целесообразность объединения ресурсов и возможностей национальных экономик России и Казахстана, особенно в сферах интеграции науки, образования и производства обуславливают усиление конкуренции на мировых рынках, глобализация и интернационализация производства, углубление общественного разделения труда. При этом целесообразно формирование пространственно локализованных территориальных кластеров. Данный подход основан на учете положительных синергетических эффектов региональных агломераций.
Модель взаимодействия науки, образования и производственных систем региона с элементами коммерциализации представлена на рис. 3.
Рис. 3. Модель взаимодействия науки, образования и производства с элементами коммерциализации инновационной продукции
Проведенный анализ положительных и отрицательных тенденций социально-экономического развития рассматриваемых регионов позволяет оценить их сильные и слабые стороны, а также влияние различных факторов внешней среды на их состояние и развитие. В этой связи развитие инновационной экономики достигается при трехсторонней интеграции науки, образования, бизнеса (производственных систем) на основе объединения потенциалов сопредельных территорий. Реализация данной модели представляется более эффективной в условиях формирования территориальных инновационных кластеров.
Таблица 2
SWOT-анализ экономики «трансграничного полюса роста»
Сильные стороны – удобное географическо-приграничное расположение; – обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических особенностей; – уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал, разнообразная и богатая минерально-сырьевая база; – мощный производственный потенциал; – мощная база развития машиностроительной отрасли; – крупный агропромышленный регион; – развитая транспортно-коммуникационная инфраструктура; – высокий природный потенциал и лечебные, рекреационные ресурсы; – наличие собственной базы стройиндустрии; – высокий инновационно-образовательный потенциал, наличие наукограда (Бийск) и технопарка (Усть-Каменогорск) |
Слабые стороны – технологическое отставание отдельных производств; – удаленность от основных мировых рынков; – узкая специализация в мировом и региональном разделении труда; – неразвитость рекреационной инфраструктуры; – неудовлетворительное техническое состояние транспортной инфраструктуры; – износ жизнеобеспечивающей инфраструктуры; – наличие факторов, снижающих производительность и увеличивающих рискованность аграрного производства; – кризисное состояние многих предприятий машиностроения; – низкая доля инновационно-активных предприятий и инновационной продукции; – низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции; – относительно низкий уровень производительности сельского хозяйства; – недостаточные инвестиции в основной капитал |
Потенциальные возможности – инновационно-технологическая модернизация АПК и промышленности; – диверсификация экономики, значительный социально-экономический потенциал развития туризма; – стратегия максимального использования географического положения; – привлечение капиталов и инвестиций, размещения региональных производств и филиалов крупнейших компаний; – рост денежных доходов населения; – производство продукции АПК с высокой добавленной стоимостью; – усиление экономической интеграции с целью максимально эффективного использования ресурсов; – рост рынков реализации продукции в связи с функционированием Таможенного союза и перспективой развития Единого экономического союза |
Потенциальные угрозы – невозможность конкурирования с иностранными производителями, импортирующими более дешевую и качественную продукцию; – зависимость экономики от мировых цен на сырье; – недостаток инновационно восприимчивых кадров в базовых отраслях экономики; – сокращение численности населения и трудовых ресурсов; – усиление оттока сельского населения в города и возможная депопуляция сельских территорий; – деградация среды обитания вследствие ухудшения экологической ситуации, усиления антропогенного воздействия на природу, как результат – сокращение территорий, благоприятных для проживания и хозяйственной деятельности |
Многоуровневая методика формирования научно-образовательного кластера трансграничных территорий включает в себя анализ и диагностику предпосылок создания кластера, разработку структуры научно-образовательного кластера трансграничных территорий, организационно-экономического механизма его функционирования, оценку эффективности стратегии развития кластера.
В экономике кластер – это агломерация предприятий и организаций, объединенных общими интересами, целями и задачами инновационного развития, а также территориально, географически.
Стратегическая цель экономических кластеров – повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг на основе формирования единого базиса для их инновационного развития. Кластеры оказывают влияние на конкурентоспособность объединившихся предприятий, организаций в трех направлениях: повышение производительности фирм и отраслей, стимулирование формирования нового бизнеса, поддерживающего инновации. Кластеры представляют собой более высокий уровень развития региональной кооперации и интеграционных процессов. Формирование их обусловлено так же переходом к программно-целевому управлению экономикой.
Кластер науки, образования и производства территориально объединяет научные, образовательные, маркетинговые, специализированные производственные фирмы, объединения, другие инфраструктурные объекты трансграничных регионов более подробно и схематично представлен в ранее опубликованных нами трудах.
В качестве организационной формы инновационного научно-образовательного кластера трансграничных территорий нами предложен консорциум, который представляет собой добровольное объединение юридических и отчасти физических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении юридической самостоятельности входящих в него членов. Преимущества кластерного подхода на региональном уровне состоят в следующем.
Во-первых, региональные инновационные кластеры возникают на основе сложившейся взаимосвязи в сферах науки, образования, производства, устойчивой системы распространения инноваций, которая опирается на совместную научную базу. Во-вторых, кластер имеет развитую инновационную инфраструктуру, предприятия и организации, вошедшие в кластер, имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет свободного доступа к инновациям, возможности минимизировать затраты на внедрение инноваций. В-третьих, в их структуре имеются малые предприятия, которые сравнительно быстро могут перепрофилировать или диверсифицировать свое производство. В-четвертых, региональные инновационные кластеры важны для развития малого предпринимательства, обеспечивая малым фирмам стабильный рынок, доступ к капиталу других предприятий кластера, инновационной инфра структуре, возможность инновационной деятельности и развития. Конкурентные преимущества кластерных систем – ресурсные, технологические, инновационные, логистические, организационно-управленческие.
Целесообразно поэтапное формирование кластера.
1. Разработка прогноза. На данном этапе осуществляется средне- и долгосрочное прогнозирование научно-технического сотрудничества, реализации совместных инновационных проектов и программ, включая инновационное образование, подготовку инновационно активных кадров, динамику цен и объемов регионального производства товаров и услуг.
2. Определение целесообразности и эффективности функционирования организаций, объединенных в кластере (выпуск перспективной продукции, оказание услуг). На данном этапе анализируются показатели инновационной активности, финансовой устойчивости и другие, включая интегральные показатели.
3. Оценка ресурсного потенциала для развития кластера. Анализируется научно-технический потенциал учреждений науки и образования, обеспеченность производственных систем, вошедших в кластер, необходимыми ресурсами, оборудованием, производственными мощностями и другими условиями, составляются планы разработки и координации программ.
3. Оценка и обоснование возможностей развития инфраструктуры, создания недостающих элементов.
4. Определение уровня, направлений и механизмов взаимодействия потенциальных участников кластера (производителей, поставщиков) на основе планов и разделов проектов, программ, экспертных оценок, анкетного опроса руководителей взаимодействующих в перспективе предприятий, организаций.
Организационно-правовая форма кластера науки, образования и производства – некоммерческое партнерство (консорциум), что соответствует казахстанскому и российскому законодательству.
Центральной компанией является Инновационный научно-образовательный центр, в котором работают координационный совет, экспертный совет, группа стратегического инновационного менеджмента, формируются стратегия и механизмы инновационного развития трансграничных территорий.
Экономическая целесообразность создания кластера науки, образования и производства трансграничных территорий – объединение потенциалов и усилий взаимодействующих организаций и предприятий в ускорении реализации стратегии инновационного развития экономики, создание объединенной опытно-экспериментальной базы университетов, НИИ, производственных систем, проведение совместных исследований и использование результатов научных разработок и инновационной деятельности, интеллектуального потенциала, инфраструктуры, экономия транзакционных издержек.
Значимой составляющей стратегии развития кластера науки, образования и производства трансграничных территорий становится взаимодействие с разработанным и организованным при непосредственном участии автора Инновационным кластером в Казахском национальном университете им. Аль-Фараби. Основная задача инновационного кластера-практическая реализация инновационных разработок ученых, поддержка дальнейших исследований и трансграничных проектов. В частности, инновационных проектов, которые целесообразно реализовать как трансграничные: «Производство борсодержащего полимерного фосфорного удобрения ФОСКАБОР», «Разработка и внедрение экологически безопасной технологии переработки органической фракции твердых бытовых отходов», «Создание биотехнологического комплекса «Вермикультура» для переработки отходов сельскохозяйственного производства с целью получения высококачественных кормовых добавок и биогумуса» и других (приложение 6 диссертации).
Реализация этих проектов в кластере науки, образования и производства трансграничных территорий будет иметь важное народнохозяйственное значение как для Республики Казахстан, так и для Российской Федерации, прежде всего, для экономики приграничных территорий – ВКО и Алтайского края. Общие инвестиционные издержки по реализации Проекта составляют
10 250 млн тенге. Согласно принятой концепции инновационный кластер на базе университета им. Аль-Фараби должен включать в себя три объекта: бизнес-инкубатор, технопарк, производственный центр. При этом каждое здание будет играть свою собственную роль во всей структуре: бизнес-инкубатор – 8 000 кв. м; технопарк – 12 650 кв. м; производственный центр – 14 950 кв. м.
Целесообразно совместное использование бизнес-инкубатора инновационного кластера субъектами кластера науки, образования и производства трансграничных территорий. В здании технопарка инновационного кластера будут проводить разработку и доведение инновационного процесса до опытного освоения как минимум 9 подразделений по 25 перспективным инновационным проектам с многократным увеличением в перспективе. В перспективе количество подразделений и, соответственно, количество реализуемых инновационных проектов могут возрасти неоднократно. В производственном центре инновационного кластера будет расположено в основном производственное оборудование для производства опытных образцов техники, прежде всего. Потребности в площадях каждого подразделения составляют около 1600 кв. м. Расчет совокупного макроэкономического эффекта от внедрения разработанных проектов был произведен в ценах 2010 г., представлен в табл. 3.
Суммарный совокупный макроэкономический эффект от реализации проекта в ценах базисного года составит 96,6 млрд тенге.
Таблица 3
Расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в ценах 2011 г.
Показатели |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2020 |
Совокупный макроэкономический эффект |
10,3 |
15,4 |
13,7 |
15,6 |
29,0 |
Прямой макроэкономический эффект |
2,4 |
3,5 |
3,1 |
3,6 |
6,6 |
Косвенный макроэкономический эффект |
7,9 |
11,9 |
10,6 |
12,0 |
22,4 |
В университетах кластера науки, образования и производства трансграничных территорий рекомендуется разработанная модель трансформации технического вуза в инновационный университет ВКГТУ им. Д. Серикбаева. В качестве ведущего принципа трансформации выступает инновационное образование, под которым понимается процесс комплексной подготовки специалистов в области техники, технологий и инновационной деятельности за счет модернизации содержания образования и применения активных форм и методов обучения. Разработа экономического механизма развития кластера науки, образования и производства трансграничного региона с позиций системного подхода и стратегического менеджмента предполагает разработку блок-схемы дерева целей, которое строится по иерархическому принципу с распределением по степени важности совокупности экономических задач, по уровням.
В научно-образовательный кластер может входить любое количество участников на гибких условиях построения взаимоотношений между ними. Такое сотрудничество взаимовыгодно для всех сторон: вкладчики финансовых ресурсов экономят на налогах и получают прибыль от вложенного капитала; финансируемое предприятие получает «живые» деньги без волокиты, как в случаях выпуска акций и получения кредита, государство имеет социальный и экономический эффект.
При оценке эффективности функционирования кластера, в отличие от существующих подходов, автором предлагается проводить анализ инновационной деятельности не только отдельных предприятий и организаций, но и спектра продукции и услуг кластера, имеющих конкурентные преимущества. В связи с развитием инновационных процессов и целесообразностью учета их синергетического эффекта предлагается оценка конкурентоспособности региона в целом, его инновационной активности, тенденций в инновационном развитии территорий, динамики и относительных показателей валового регионального продукта, изменений инновационного потенциала территорий.
Выводы и заключение
Таким образом, современное инновационное производство обусловливает необходимость расширения интеграционных связей науки, образования и производства не только в воспроизводственном, но и в территориальном аспектах. Интегрированные формирования науки, образования и производства становятся базисом инновационного развития экономики, а их взаимодействие выходит за пределы одного административного образования, распространяется на сопредельные, трансграничные территории. При этом формируется ядро развития в виде кластера, представляющего локализованную инновационную подсистему в том числе и трансграничных регионов.
Библиографическая ссылка
Кундиус В.А., Ан Е.А. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В ФОРМИРОВАНИИ БАЗИСА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 11-1. – С. 70-75;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6218 (дата обращения: 21.11.2024).