В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на индивидуализацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
ФГОС третьего поколения предусматривает согласование уровня и содержания квалификации выпускников с требованиями региональных работодателей, которые выступают источниками информации о потребности и уровне квалификации выпускников определенных специальностей, и пожеланиями / потребностями абитуриентов.
Научиться проектировать эффективную модель образовательной среды для лиц с нарушениями в развитии – насущная необходимость для современного педагога. Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья может осуществляться в условиях государственных или негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения; в условиях специального (коррекционного) или интегрированного образования. При этом важно помнить, что учет педагогом средовых ресурсов сделает образовательную среду комфортной; эмоционально насыщенной; аутентичной; расширяющей познавательные возможности воспитанников; стимулирующей различные виды активности; побуждающей к самостоятельности и творчеству; здоровьесберегающей.
Реализация проектировочной функции предъявляет будущему педагогу-дефектологу специальные требования в области знаний проектирования коррекционно-развивающего процесса. Он должен как специалист, которому предстоит осуществлять проектирование своей деятельности и деятельности учащихся с ОВЗ знать:
– сущностные характеристики коррекционно-развивающего процесса;
– критерии, показатели и уровни эффективности коррекционно-развивающего процесса;
– основные приоритетные направления организации коррекционно-развивающего процесса в инновационном режиме;
уметь:
– проектировать коррекционно-развивающий процесс;
– управлять проектированием и реализацией коррекционно-педагогического процесса в инновационном режиме;
– обрабатывать результаты исследования с помощью методов математической статистики, интерпретировать и экстраполировать результаты;
– организовывать и проводить опытно-экспериментальную работу в образовательном учреждении;
– представлять и защищать результаты исследования;
владеть:
– методологией исследовательской деятельности в образовательном учреждении.
В 2014 г. в издательстве ВолГУ (г. Волгоград) вышло учебное пособие «Проектирование и реализация коррекционно-педагогического процесса в условиях активной образовательной среды», которое представляет собой руководство по освоению учебного модуля магистерской программы ««Педагогическое сопровождение социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»» направления «Специальное (дефектологическое) образование».
В учебном пособии раскрываются особенности моделирования активной образовательной среды в контексте инклюзивного образования, рассматриваются теоретические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды, модель взаимодействия образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы, с социальными партнерами.
В пособии представлен авторский взгляд на психолого-педагогическую сущность коррекционно-педагогического процесса, раскрыта технология проектирования коррекционно-педагогического процесса, выделены особенности проектирования адаптированных образовательных программ и индивидуальных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В каждом разделе учебного пособия представлены задания для самостоятельной работы, литература для самоподготовки и итоговый контроль.
Данное пособие представляет собой обучающий модуль, содержание которого выстроено таким образом, что информационный блок обеспечивает формирование теоретических знаний, действенный блок направлен на освоение практических умений и навыков; контрольный блок оценивает уровень освоения материала и актуализирует необходимость корректирующих действий.
Пособие «Проектирование и реализация коррекционно-педагогического процесса в условиях активной образовательной среды» адресовано не только студентам-дефектологам, но и молодым педагогам.
Библиографическая ссылка
Шипилова Е.В., Лапп Е.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ) // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-2. – С. 216-217;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6529 (дата обращения: 21.12.2024).