Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кенесбаев С.М. 1 Махметова А.А. 1 Идирисов С.Н. 2
1 Казахский Национальный педагогический университет им. Абая
2 Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова
В статье поднимаются вопросы развития способностей школьника, а конкретно – развитие познавательных способностей посредством применения компьютерных технологий. Обучение и воспитание осуществляются на основе личностного подхода к ученику, что дает возможность разработать маршруты развития личности учащегося. Вся деятельность школы построена на психологической, педагогической и методической компетентности учителей, которые стали творцами этих знаний.
познание
познавательная активность
познавательная деятельность
уровни
1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006. – 432 с.
2. Рапацевич Е.С. Золотая книга педагога. – Минск: Современная школа, 2010. – 720 с.
3. Муканов М.М. Возрастная и педагогическая психология – Алматы: Мектеп, 1999. – 142 с.
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред.Б.М.Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2010. – 528 с.
5. Жунисбекова Ж.А., Л.Т.Искакова и др. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы в процессе обучения математике // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб.статей XVII Межд.научно-метод.конф. – Пенза, 2009. – С. 76-77.
6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике – М.: Педагогика, 2001 – 350 с.

Современный период развития общества характеризуется бурным развитием информатизации и компьютерных технологий, которые позволяют обеспечить достоверными, исчерпывающими своевременными знаниями во всех общественно значимых областях человеческой деятельности. На современном этапе происходит становление информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, способствующего ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации основных видов человеческой деятельности. Развитие процесса информатизации способствует формированию новой структуры – информационное общество, которое характеризуется совершенными инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможностями доступа к ним, радикальным обновлением социальных структур, следствием которых оказываются расширение сфер информационной деятельности человека.

В связи с этим одним из приоритетных направлений информатизации общества в нашей стране становится процесс информатизации образования. при этом образование выступает одним из приоритетов Стратегической программы «Казахстан-2050», в которой отмечено, что на современном этапе реформирования системы школьного и высшего профессионального образования необходимо произвести модернизацию методик преподавания, следует интенсивно внедрять инновационные методы, решения и инструменты в отечественную систему образования [1].

Основные направления государственной политики в области информатизации образования были определены законодательными нормативными документами и программами, которые ориентируют работников образования на повсеместное использование возможностей новых информационных технологий, методов и средств информатики с реализацией идей развивающего обучения, повышения эффективности и качества подготовки молодых специалистов к успешной деятельности в условиях развитого информационного общества [2].

Эта миссия может быть возложена на общеобразовательную школу, то есть на учителей, которые должны не только знать теоретические основы компьютерных технологий, уметь пользоваться вычислительными, техническими, программными средствами, но и быть подготовленными к организации учебного процесса на уровне современных требований.

Парадигма современного образования предполагает, что готовность к учебной деятельности является внутренней индивидуальной потребностью личности и не может полностью определяться извне. В связи с этим появилась необходимость вновь обратиться к одной из фундаментальных проблем науки – к проблеме развития у учащихся познавательных интересов и познавательной активности. Именно интерес в обучении определяет активность школьника, его инициативу, положительное отношение к учению, обеспечивает «ситуацию успеха», способствует самореализации личности ученика и педагога.

Проблема интереса и его развития в обучении не нова. Его значение, как утверждали многие педагоги прошлого (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), определяет его главную функцию как возможность привлечения ученика к учению, сделать само учение приятным и успешным.

В психологических исследованиях ряда ученых (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) при рассмотрении проблемы познавательного интереса были сделаны выводы, что интерес можно рассматривать и как мотив деятельности, и как качество личности.

Ученые-педагоги (А.К. Маркова, А.В. Усова, Н.Д. Хмель, Г.И. Щукина и др.), анализируя объективные возможности познавательного интереса с позиции действенных средств обучения, рассматривают формирование познавательного интереса качества личности и определяют его как цель процесса обучения, имеющую самостоятельную ценность.

Цель исследования состоит в разработке дидактических условий развития познавательной активности учащихся посредством применения компьютерных технологий.

Методы исследования: теоретический анализ проблемы в психолого-педагогической и методической литературе; анализ организации процесса обучения и воспитания в общеобразовательной школе; изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Методологическая основа – положения, разработанные в трудах ученых педагогов, психологов и методистов; теория профессионально-педагогической направленности подготовки будущих учителей; положения об информатизации сферы образования, компьютеризации деятельности человека; концепции государственной политики в области образования.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  • определены дидактические условия развития познавательной активности школьников посредством применения компьютерных технологий;
  • разработана методика формирования компьютерных умений и навыков учащихся, основанная на личностном, деятельностном, личностно-ориентированном, системном и инновационном подходах.

Результаты исследования: Активизация познавательной деятельности при обучении – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний происходит в процессе активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Исходя из этого, важнейшими факторами активизации познавательной деятельности учащихся являются:

  • сотрудничество учащихся и учителя;
  • самостоятельная работа на уроке;
  • применение фронтальной, групповой, индивидуальной форм работы;
  • дифференциация обучения;
  • контроль знаний, умений, навыков;
  • использование занимательного практического материала;
  • создание проблемных ситуаций;
  • поощрение учащихся;
  • проектные работы [3].

Для активизации познавательной деятельности учащихся в старших классах необходимо постоянно держать руку на пульсе, используя различные методы и приёмы обучения. Умение самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике, самостоятельно критически мыслить, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным – все эти задачи решает использование компьютерных технологий.

Важное место в комплексе задач обучения занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность, развивать интерес к учению.

Исследователи-педагоги считают, что для активизации мыслительной деятельности учащихся и эффективности обучения уроки должны строиться по принципу логических (мыслительных) заданий, т.е. создания проблемных ситуаций и проблемного изложения материала. Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д. К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал, описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания, жизненный опыт, применили их к решению поставленных вопросов и задач.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И задача педагога состоит в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности [4].

В первом случае речь идет о самостоятельной познавательной деятельности учителя и учащихся. А во втором – о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности мы включили интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.

На сегодняшний день актуальным является путь, который основывается на личностной позиции учащегося в учебной деятельности, что предполагает поиск интенсивных методов обучения. Поиск различных форм организации учебной деятельности, методов и приемов обучения, влияющих на развитие самостоятельности учащихся, является одной из основных задач учителя.

Выделяется три уровня познавательной активности, определяя их по образу действия: воспроизводящая, интерпретирующая и творческая активность. Находясь на воспроизводящем уровне познавательной активности, учащийся должен научиться воспроизводить при необходимости полученные знания или умения. Название интерпретирующего уровня познавательной активности говорит само за себя: уже имея некоторые знания, необходимо научиться интерпретировать, или трактовать их в новых учебных условиях, отталкиваясь от привычных образцов. Творческий уровень познавательной активности характерен для учащихся, которые не только усваивают связи между предметами и явлениями, но и пытаются найти для этой цели новый способ.

В качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. Особенность применения этого принципа в том, что оно должно быть направлено на решение соответствующих специфических дидактических задач: разрушение неверных стереотипов, формирование прогрессивных убеждений, экономического мышления [5].

Следующим принципом является обеспечение максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Практический курс всегда являлся составной частью профессиональной подготовки учащихся. Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.

Не менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои компьютерные знания и умения.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации – это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей., которые требуют применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определяться с учетом особенностей компьютеризации учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся за компьютером [6].

В процессе исследования нами было выявлено, что теоретические основы формирования и развития познавательной активности учащихся посредством применения компьютерных технологий в психолого-педагогической литературе не получили должного освещения, поэтому нами были выявлены психолого-педагогические условия развития познавательной активности.

Первое условие – определение уровня. с которого следует начинать формирование и развитие новых умений, необходимо заранее выяснить потенциальные возможности школьников.

Второе условие – наличие полной ориентировочной основы формирования и развития умственной деятельности.

Третье условие – организация учебного процесса с применением компьютерных технологий в соответствии с этапами формирования умственной деятельности.

Четвертое условие – детализация учебного процесса с учетом ориентировочных основ, которые составляются в соответствии с психолого-педагогическими, физиологическими особенностями ученика.

Пятое условие – наличие постоянного контроля за формирующим и развивающим процессом в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий.

Шестое условие – переход от наблюдения развития творческой деятельности к ее оценке согласно критериям.

На основе выявленных дидактических условий были определены компоненты поэтапного развития познавательной деятельности и компьютерных умений и навыков учащихся в процессе обучения:

  • цели и задачи, определяемые требованиями информатизации образования, предъявляемыми на данном этапе к системе общего среднего образования;
  • содержание, определяемое методологическими, теоретическими, психолого-педагогическими основами информатизации образования;
  • организационные подходы формирования и развития познавательной активности посредством применения компьютерных технологий.

Для раскрытия содержания методики формирования и развития познавательной активности школьников нами были выделены следующие компоненты:

  • мотивационный;
  • ориентационный;
  • содержательно-организационный;
  • эмоциональный;
  • оценочный.

Выводы

1. Познавательная деятельность с использованием компьютерной техники и технологий является одной из важнейших составляющих учебно-воспитательного процесса.

2. Произведен достаточный анализ теоретико-методологической литературы, который позволил утверждать то, что процессе развития познавательной активности школьников с использованием компьютерных технологий основывается на концептуальных положениях: информатизации сферы образования, автоматизации и компьютеризации деятельности человека, психологической теории поэтапного формирования умственных и интеллектуальных действий П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, и осуществляется посредством информационных технологий.

3. Выявлены дидактические условия формирования и развития познавательной активности школьников посредством применения компьютерных технологий.


Библиографическая ссылка

Кенесбаев С.М., Махметова А.А., Идирисов С.Н. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 2-3. – С. 335-339;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6609 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674