Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ШКОЛЬНИКАМ О ТОМ, КАК МАТЕМАТИКА ПОМОГАЕТ ФУТБОЛИСТУ

Далингер В.А. 1 Федоров В.П. 2
1 Омский государственный педагогический университет
2 Северо-восточный государственный университет
1. Далингер В.А., Федоров В.П. В мире спорта и математики. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 57 с.
2. Далингер В.А., Федоров В.П. Контекстные задачи спортивной тематики как средство формирования и проверки сформированности математической компетенции учащихся // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы математического образования: история и современность» к 100-летию со дня рождения педагога-математика Владимира Львовича Минковского, 23–24 сентября 2011 г. – Орел: ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет», 2011. – С. 63–66.
3. Далингер В.А., Федоров В.П. Обучающимся о применении математики в спортивной сфере деятельности человека: материалы Международной научной конференции «Инновационное направление в педагогическом образовании», Индия (Гоа), 15-26 февраля, 2014 год // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. − №3 (часть 1). – 2014. − М.: Издательский дом «Академия естествознания», 2014. – С. 105-109
4. Зеленский А.С., Могилевский Е.И., Юмашев М.В. Олимпиады «Ломоносов» по механике для школьников 7–11 классов. Задачи и решения. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.
5. Зеленский А.С. Решение задачи разными способами, или как математика помогает футболисту // Математика для школьников. – 2014. – №6. – С. 49–54.

В наших работах [1, 2, 3] раскрыты некоторые аспекты взаимосвязи таких областей деятельности человека как математика и спорт, отстоящие, на первый взгляд, столь далеко друг от друга.

Первое, что осознается всеми, это связь математики и шахмат. Выдающийся математик Годфри Харди, проводя параллель между этими видами человеческой деятельности, заметил, что решение проблем шахматной игры есть не что иное, как математическое управление, а игра в шахматы – это как бы «насвистывание математических мелодий».

Связь математики и игры на бильярде можно подчеркнуть таким высказыванием: игра на бильярде – это сочетание логики, геометрии и движения.

Подчеркивает связь математики и такого вида спорта как теннис известное высказывание: «В теннис играют руками, а выигрывают головой». Опытный теннисист к сказанному добавил бы: «Для игры в теннис высокого класса необходимы три составляющие: выносливость стайера, быстрота спринтера и стремительное мышление шахматиста, безошибочно играющего в глубоком цейтноте».

Различное использование математических методов в тренерской работе позволяет существенно улучшить как индивидуальные спортивные показатели, так и результативность командных игр.

Неоспорима ценность внедрения компьютеров в область физической культуры и спорта. Математические и мультимедийные модели выступают в качестве инструмента исследования, преобразования и имитации сложных систем и динамических процессов в различных областях деятельности человека, в том числе и в спорте.

В наших работах [2, 3] мы показали, что средством ознакомления учащихся с различными аспектами использования математики в спортивной сфере, могут служить контекстные задачи, фабула которых использует данные из спортивной тематики.

В данной статье мы рассмотрим пример такой контекстной задачи, которая связана с поиском на футбольном поле наиболее выгодных точек для удара по воротам.

Задача. Футболист движется к воротам параллельно боковой линии прямоугольного поля на расстоянии 20 метров от нее (рис. 1). Он хочет нанести удар по воротам в тот момент, когда ворота будут видны под максимально возможным углом. На каком расстоянии от лицевой линии (это сторона прямоугольника, в середине которой расположены ворота) он должен нанести удар, если известно, что ширина этого футбольного поля равна 72 метрам, а ширина ворот равна 8 метрам? [5]. Эта задача предлагалась на олимпиаде «Ломоносов» в 2010 году.

dal1.tiff

Рис. 1

Решение. Проведем через две штанги ворот (точки A и B на рис. 2) окружность, касающуюся прямой, по которой движется футболист (C – точка касания), то угол ACB – и есть искомый максимально возможный угол!

Покажем, что это действительно так. Действительно, угол ACB равен половине дуги AB, как вписанный. А угол с любой другой лежащей на этой прямой вершиной равен

dali2.wmf

и будет меньше половины дуги АВ, то есть меньше угла АСВ.

dal2.tif

Рис. 2

Радиус этой окружности равен dali3.wmf (рис. 3). Поэтому по теореме Пифагора для треугольника ОВЕ имеем: dali4.wmf где х – искомое расстояние. Значит, dali5.wmf (м).

Можно было бы здесь воспользоваться теоремой о касательной и секущей: dali6.wmf то есть dali7.wmf откуда и следует ответ.

dal3.tiff

Рис. 3

Можно предложить учащимся решить эту задачу чисто аналитическими методами (с помощью теоремы косинусов и математического анализа; с помощью формулы тангенса разности двух углов и математического анализа; чисто алгебраическим методом).

Другой подход к решению этой задачи с использованием линий уровня читатель найдет в работе [4]. Приведенные в этой работе рассуждения покажут, что движение футболиста может осуществляться не обязательно по прямой, но и по любой траектории, а удар по футбольному мячу должен наноситься в момент касания этой траектории с окружностью, соответствующей максимальному углу.


Библиографическая ссылка

Далингер В.А., Федоров В.П. ШКОЛЬНИКАМ О ТОМ, КАК МАТЕМАТИКА ПОМОГАЕТ ФУТБОЛИСТУ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-1. – С. 74-76;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6701 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674