Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ

Тябаев А.Е. 1 Седельникова С.Ф. 1
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Статья посвящена актуальному вопросу использования междисциплинарных связей на подготовительных отделениях вузов при обучении иностранных слушателей. В представленной статье рассматриваются возможные направления и обоснование объективной необходимости применения междисциплинарных связей с позиции педагогов, работающих с иностранными слушателями на подготовительном отделении российского вуза. Указывается на необходимость сотрудничество и согласованность работы преподавателей разных дисциплин. Авторы приводят пример реализации межпредметных связей такой учебной дисциплины как «География» с «Основами экономики» и «Страноведением». В качество одного из методов, позволяющий студенту/слушателю объединить знания разных учебных предметов, предлагается метод творческих учебных проектов.
подготовительное отделение вуза для иностранных студентов
междисциплинарность
иностранные студенты
обучение русскому языку.
1. Глазырина Е.Д., Ефремова О.Н., Нгуен Т. Пути улучшения организации учебного процесса иностранных студентов в российском вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №. 3. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/117-13325.
2. Кашкан Г.В., Провалова Н.В., Шахова Н.Б. Реализация межпредметных связей при обучении иностранных граждан // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6. – Режим доступа: www.science-education.ru/100-5073.
3. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995. – 152 с.
4. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход [Электронный ресурс]: материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования “Эйдос”, Науч. шк. А.В. Хуторского / под ред. А.В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2010. – Режим доступа: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.
5. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 1997. – №4. – C. 23.
6. Синяков А.П. Дидактические подходы к определению понятия «межпредметные связи» // Народное образование. Педагогика. – 2009. – № 113. – С. 197.
7. Тябаев А.Е., Седельникова С.Ф. О совершенствовании педагогического инструментария в преподавании учебных дисциплин иностранным слушателям подготовительных отделений вузов (на примере предмета “География”) // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – 7 с. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/113-11259.

В период модернизации российского образовательного процесса основным направлением развития инновационного университетского образования становятся междисциплинарные технологии обучения. «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [3].

Педагогические коллективы, исходя из целей и задач различных учебных дисциплин и типов учебных заведений, могут выбирать и создавать педагогический инструментарий для повышения эффективности учебного процесса.

Реализация междисциплинарных технологий сопровождается существенными изменениями в педагогической деятельности и в практике учебного процесса, а также «способствует повышению профессионального уровня учителей, вовлечённых в метапредметную деятельность, поскольку предусматривает нетрадиционный подход к преподаванию некоторых аспектов своего предмета» [4].

Анализ работ, методических материалов, ориентированных на междисциплинарные технологии (О.Ю. Афанасьевой, М.Н. Берулавы, В.И. Вершинина, Е.Г. Вишнякова, Л.И. Новиковой и др.), позволяет сделать вывод, что понятие межпредметных связей в теории обучения не может быть определенно однозначно. Междисциплинарные подходы в практической сфере процесса обучения требуют адаптации и уточнения, синтеза и обобщения накопленных ранее идей и практических решений. Преподаватели не имеют чёткой системы методических рекомендаций по данному вопросу, поэтому они вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне.

В представленной статье рассматриваются возможные направления и обоснование объективной необходимости применения междисциплинарных связей с целью положительного влияния в формировании системы знаний у иностранных студентов, обучающихся на русском языке на подготовительных отделениях российских вузов.

Прежде, чем приступить к рассмотрению вопроса о возможности эффективного использования межпредметных связей в процессе обучения, было бы уместно отметить важную специфику обучения иностранных слушателей на этапе довузовской подготовки – основы обучения формируются на неродном языке в ограниченных временных рамках в неразрывной связи с их адаптацией. В результате анализа проведенного анкетирования в Томском политехническом университете был сделан вывод, что более 95% иностранных студентов испытывают затруднения при обучении в российском вузе, причём у 21% студентов изучение большого количества учебных дисциплин в семестре является причиной затруднений в учебе [1]. Иностранным слушателям приходится очень сложно, особенно при вводе предметов в процесс обучения, так как «специфика обучения предмету, при этом не одному, определяется различием в методах и формах обучения, в его организации, в больших объёмах информации,...» [7].

Цель и специфика обучения влияют на выбор средств и методов обучения. На первое место выходят дидактические подходы на основе межпредметных связей, которые способствуют снижению перегруженности учащихся и экономии времени, что повышает эффективность практической направленности обучения.

Таким образом, принцип междисциплинарности на предвузе представляет собой вариант педагогической модификации и частный случай реализации идей на практике. Это попытка синтезировать межязыковые и междисциплинарные уровни, с целью:

- формирования обобщенных учебных умений и навыков, необходимых при обучении смежных дисциплин;

- формирования межпредметной структуры знаний, которые получат развитие на последующих курсах вуза.

Для того чтобы разработать и внедрить данный подход в учебный процесс педагогам нужно решить большое количество задач, а именно:

• обеспечить взаимную согласованность учебных программ, календарных планов и учебных пособий по разным предметам, с учётом требований режима языковой подготовки иностранных студентов;

• максимально учитывать умения и навыки, приобретённые иностранными студентами в определённой речевой деятельности на русском языке;

• выявить связи, общие вопросы и факты, с целью устранения различий в понятийно-терминологическом аппарате, применения и закрепления коммуникативных навыков;

• разработать методы работы с текстом, создать грамматические упражнения на предмет выявления и обобщения лексических конструкций языка по смежным предметам;

• разработать наглядные схематические пособия для работы в междисциплинарном аспекте.

Наличие задач и методических указаний не означает их решения и эффективного практического применения. Здесь многое зависит от личности преподавателя, его инициативы, профессиональной компетенции и эрудиции. Такая работа предполагает сотрудничество и согласованность в работе с преподавателями других дисциплин.

Развитие иноязычной речевой активности иностранных слушателей опирается на знание правил и лексических понятий русского языка. Значит, на занятиях по общеобразовательным дисциплинам преподавателю также необходимо учитывать знания учебного языкового материала по русскому языку на данный период времени. Возникает потребность в междисциплинарной координации между преподавателями русского языка как иностранного и преподавателями общеобразовательных дисциплин.

Таким образом, в перспективе хочется видеть на кафедрах, работающих с иностранными студентами/слушателями интегрированный коллектив преподавателей, который способен создать единое образовательное пространство для изучения дисциплин одного направления и найти единый подход к решению этих задач, ибо «Знание только своего предмета не дает возможности хорошего творческого обучения» [6].

Каждая учебная дисциплина обладает тем или иным диапазоном межпредметных связей (МПС). Каждый преподаватель, планируя методику проведения занятий по своему предмету, должен продумать и выделить эти связи, чтобы знать, когда и на каком этапе занятия, какими способами привлечь знания из других дисциплин в изучение учебного материала по своему предмету.

«Для выявления МПС используются элементы системного анализа, которые направлены на раскрытие многоаспектности и полифункциональности межпредметных связей в обучении» [2]. Для этого, прежде всего, преподавателю необходимо изучить учебные программы, учебные планы и содержание учебных пособий родственных дисциплин, чтобы провести структурно-логический анализ их содержания.

Структурный анализ позволяет вычленить общепредметные понятия по конкретным темам изучаемых предметов, с целью максимального обобщения лексико-грамматических средств, используемых в формировании научно-предметной терминологии. Это позволяет преподавателям оптимизировать и интенсифицировать процесс получения новых знаний.

Далее рассмотрим опыт практической реализации межпредметных связей «Географии» с «Основами экономики» и «Страноведением» (таблица). Изучение дисциплин идёт параллельно в течение года. «География» изучает природно-климатические условия пространства, в котором развивается общественное производство (экономика) и происходят исторические события.

Выделим и подвергнем анализу содержание некоторых учебных тем по «Географии».

Из таблицы наглядно можно увидеть, как пересекаются области «Географии» с «Основами экономики» и «Страноведением» по линии МПС. В любом разделе «Географии» есть общие темы и всегда содержатся вопросы, связанные с этими дисциплинами: экономико-географическое положение страны; разнообразие стран по форме правления, по моделям экономического роста, по индексу ВВП; природные и трудовые ресурсы, хозяйство и структура промышленности и т.д.

Теория экономических понятий и процессов, законов в экономике подчас абстрактна и сложна для понимания, поэтому лучше её конкретизировать на конкретном географическом материале. Например, при изучении тем о рынке на занятиях по экономике предложить практические примеры видов конкуренции в определённые исторические периоды предприятий Томской области, или тех районов, откуда родом студенты/слушатели.

Изучение становления Российской цивилизации («Страноведение») невозможно без учёта влияния природно-географического фактора (географического положения страны, климата, природы, рек, рельефа и т.д.), без навыков чтения карт. А вот численность населения и современные особенности размещения населения («География»), хозяйства страны и её районов нельзя понять без учёта исторического прошлого страны.

В общих темах особенно важно выявить и отработать общие понятия для этих предметов таких как, население, этнос, государство, специализация и кооперация, занятость и безработица, производственная и непроизводственная сферы и многих других. При этом должна быть использована единая трактовка и определения на этих дисциплинах с помощью максимально обобщенных лексико-грамматических конструкций.

При объяснении нового материала рекомендуем привлекать и опираться на пройденный учебный материал из других учебных дисциплин. Но при этом не стоит перегружать преподаваемые знания информацией из других предметов.

Например, в процессе изучения темы «Мировая экономика» на уроках «Географии», использовался приём напоминания таких понятий, как «средства производства», «отрасль», «кооперация», «специализация». Происходит актуализация знаний, приобретённых на занятиях по «Основам экономики».

Одновременно подчеркиваем, в нашем случае, именно многократное употребление лексических единиц речевого материала, да ещё и на нескольких предметах даёт положительный результат в закреплении терминов, определений, активизирует предметно-речевые навыки иностранных студентов.

Таблица

Темы в «Географии»

«Основы экономики»

«Страноведение»

Географическое положение России

 

+

Границы и географические районы России

 

+

Климат России

 

+

Природные ресурсы и полезные ископаемые

+

+

Численность и размещение населения

+

+

Трудовые ресурсы России и их использование

+

 

Мировая экономика

+

 

Структура промышленности

+

 

Примечание: (+) отмечено наличие МПС.

Хочется отметить и тот факт, что гуманитарные предметы – это «говорящие» предметы, поэтому «на первое место выходит развитие умения более свободно решать коммуникативные задачи средствами иностранного языка» [7]. Такой методический приём как постановка проблемного вопроса по изученной теме обеспечивает целенаправленность говорения: обобщает и восстанавливает из памяти знания из разных учебных предметов, призывает студента к самостоятельному осмыслению. Осознанность ведёт к развитию речевых навыков общения, к умению вести беседы на научные темы и при этом быть понятым. В перспективе, обучаемый, располагая определёнными предметно-коммуникативными навыками должен уметь соотносить знания по родственным дисциплинам и устанавливать причинно-следственные связи между ними, должен уметь делать логические выводы и давать грамотный, полный и аргументированный ответ.

Хорошую диагностику результатов междисциплинарного обучения студентов/слушателей даёт метод учебных проектов, который «предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» [5]. Этот метод можно использовать на обобщающих занятиях по итогам прошедшего раздела или на различных конференциях. Более того, студенты выбирают как раз для своих выступлений те актуальные темы, которые и предполагают интеграцию этих предметов.

Используя весь объём пройденного материала, студенты обобщают свои межпредметные знания вокруг взятой проблемы или идеи. Это помогает им видеть неразрывную связь между учебными предметами, а учебные предметы в свою очередь начинают помогать друг другу. Знания становятся конкретными и обобщёнными, что даёт возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике [6], умения и навыки становятся общепредметными. Выполнение таких проектов учит студентов самостоятельно ориентироваться в потоке информации, умению работать с самой информацией, владеть компьютерной грамотностью. Результаты работы могут быть творчески оформлены в виде презентаций в различных программных средах. Используя языковые и речевые навыки, студенты/слушатели публично защищают свой проект. При этом снимается официальная атмосфера класса, чувство скованности, идёт обучающее общение, «ибо с их помощью создаётся естественная языковая среда и формируется потребность в языковом общении. Кроме того, создаются реальные условия для межкультурного общения» [5].

Одной из форм проявления междисциплинарности являются интегрированные учебные занятия. В нашей практике педагогической деятельности на предвузе была попытка провести интегрированный урок «русский язык – география». Урок проводился совместно с преподавателем русского языка как иностранного. Цель и задача интегрированного урока – изучить и закрепить правила образования сложных слов в русском языке в ходе знакомства с новым географическим материалом по теме «Полезные ископаемые России».

Непривычный ход урока со сменой видов деятельности в какой-то мере повысил познавательный интерес, способствовал снятию утомляемости и перенапряжения учащихся. Между тем, дальнейшее применение интегрированных уроков в обучении иностранных граждан на предвузе не получило своё развитие.

Подведя итоги, можно сделать вывод об объективной необходимости и целесообразности применения междисциплинарных принципов в обучении иностранных граждан на подготовительных отделениях российских вузов, что подтверждается педагогическим опытом. Использование межпредметных связей в процессе обучения иностранных слушателей на неродном языке способствует совершенствованию учебного процесса и оптимальной его организации. При этом надо подчеркнуть что, применяя его, преподаватели должны всегда учитывать зависимость между учебным процессом и его целями, единство между формами обучения и обучаемыми.


Библиографическая ссылка

Тябаев А.Е., Седельникова С.Ф. ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СЛУШАТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 3-2. – С. 172-175;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6774 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674