Новое качество образования сегодня предполагает соответствие требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг - личности, общества, государства, производства [4].
Качество подготовки специалистов в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России (далее - университет) отражено в «Программе стратегического развития Кубанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации (2012-2020 годы)». В этом документе определена миссия университета, поставлены цель и задачи программы, установлены сроки и этапы реализации Программы.
Миссия университета - осуществлять образовательную деятельность по подготовке конкурентоспособных специалистов в соответствии с существующими и будущими потребностями личности, общества и государства на основе интеграции медицинской науки и здравоохранения; формировать, поддерживать стратегию по сохранению и укреплению здоровья населения Краснодарского края и России, развивая партнерство с лидерами в области высшего образования, здравоохранения России и Мирового сообщества.
Цель Программы - стать ведущим инновационным медицинским университетом Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, добиться международного признания путем вхождения в число лучших вузов России и международные рейтинги вузов в области подготовки конкурентоспособных специалистов в соответствии с перспективами развития потребностей личности, общества и государства на основе интеграции медицинской науки и здравоохранения.
Степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников университета оценивается на основе опросов, официальных отзывов.
Цель исследования - изучение уровня образовательной деятельности в университете с применением анкетного и аналитического методов.
Для оценки уровня образовательной деятельности в университете был проведен опрос работодателей и студентов, обучающихся в университете, по специально разработанным анкетам, где учитывался уровень (качество) теоретической, практической подготовки по оказанию неотложной помощи, подготовленности к жизни и труду в современных условиях и т.д.
Анализ анкетирования по проведенному опросу 21 медицинской организации (МО) Краснодарского края, из которых 9 МБУЗ и 12 ГБУЗ, о качестве образовательной подготовки выпускников университета (декабрь 2014 г.) показал хороший уровень (качество) образовательной подготовки в университете по всем факультетам - 8 баллов (табл. 1).
При этом уровень (качество) теоретической подготовки составил 9 баллов, уровень (качество) практической подготовки - 8; уровень (качество) подготовки по оказанию неотложной помощи - 8; уровень подготовленности к жизни и труду в современных условиях - 8.
Сильными сторонами университета 81,6% МО считают профессорско-преподавательский состав, 47,6% - уровень учебно-методического и информационного обеспечения занятий, 47,6% - организацию производственной практики, 19,0% - организацию воспитательной работы, 28,6% - организацию научно-исследовательской работы студента, 4,0% - высокий авторитет университета среди населения.
Таблица 1
Уровень (качество) образовательной подготовки, полученной студентами-выпускниками в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России, по результатам анкетирования медицинских организаций
Студенты-выпускники по специальности |
Уровень (качество) теоретической подготовки * |
Уровень (качество) практической подготовки* |
Уровень подготовки по оказанию неотложной помощи* |
Уровень подготовленности к жизни и труду в современных условиях* |
Лечебное дело |
9 |
8 |
9 |
9 |
Педиатрия |
9 |
9 |
8 |
8 |
Стоматология |
9 |
8 |
8 |
8 |
Медико-профилактическое дело |
8 |
7 |
8 |
8 |
Фармация |
9 |
9 |
7 |
8 |
ИТОГО |
9 |
8 |
8 |
8 |
*Уровень (качество) подготовки
9-10 баллов (высокий)
7-8 (хороший)
5-6 (удовлетворительный)
4 -0 (низкий)
В качестве наиболее слабой стороны выпускников 52,4% отметили способность работать и принимать решения самостоятельно, 23,8% - практическую подготовку, 23,8% - коммуникабельность, 33 % - инициативность в работе, 23,8% - способность работать в команде, 4% - отсутствие мотивации у студентов.
Отвечая на вопрос, как эффективнее организовать трудоустройство, 81,0% указал на распределение, 19,0% - на самостоятельный выбор, 14,3 % - на ярмарку вакансий.
От МО поступили следующие предложения по улучшению работы университета:
- улучшить материально-техническую базу - 62,0%.
- улучшить информационное обеспечение учебного процесса - 33,3%
- улучшить организацию практической подготовки - 57,1%
- активизировать культурно-воспитательную работу - 4%
- создать ассоциацию выпускников - 19,0%.
Анализ анкетирования по проведенному опросу выпускников (507 чел.) всех факультетов университета о качестве образовательной подготовки, получаемой в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России в декабре 2014 г., показал хороший уровень (качество) образовательной подготовки, получаемой студентами-выпускниками в университете по всем факультетам - 9 баллов (табл.2.).
При этом уровень (качество) теоретической подготовки составил 8 баллов, уровень (качество) практической подготовки - 8; уровень (качество) подготовки по оказанию неотложной помощи - 9; уровень подготовленности к жизни и труду в современных условиях - 9 баллов.
Сильными сторонами университета на всех факультетах 91,6% студентов считают профессорско-преподавательский состав, уровень учебно-методического и информационного обеспечения занятий, 90,8% отметили организацию производственной практики, 88,4% - организацию воспитательной работы и организацию научно-исследовательской работы студента.
Как свою наиболее слабую сторону выпускники отметили способность работать и принимать решения самостоятельно - 2,6%, инициативность в работе - 3 %, способность работать в команде - 3,8%.
Таблица 2
Уровень (качество) образовательной подготовки,
полученной студентами в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,
по результатам анкетирования выпускников вуза
Студенты-выпускники по специальности |
Уровень (качество) теоретичес-кой подготовки * |
Уровень (качество) практической подготовки* |
Уровень подготовки по оказанию неотложной помощи* |
Уровень подготовленности к жизни и труду в современных условиях* |
Лечебное дело |
8 |
8 |
9 |
9 |
Педиатрия |
8 |
8 |
9 |
9 |
Стоматология |
8 |
8 |
9 |
9 |
Медико-профилактическое дело |
8 |
8 |
9 |
9 |
Фармация |
8 |
8 |
9 |
9 |
ИТОГО |
8 |
8 |
9 |
9 |
*Уровень (качество) подготовки
9-10 баллов (высокий)
7-8 (хороший)
5-6 (удовлетворительный)
4 -0 (низкий)
Факторами эффективной организации трудоустройства 39,6% считают распределение, 30,4 % - самостоятельный выбор, 78,4 % - ярмарку вакансий.
От студентов поступили следующие предложения по улучшению работы университета:
улучшить материально-техническую базу -16,4%
улучшить информационное обеспечение учебного процесса - 4,0%
улучшить организацию практической подготовки - 4,4%
активизировать культурно-воспитательную работу - 4%
создать ассоциацию выпускников - 5,6%.
Для контроля освоения практических умений и навыков к государственной итоговой аттестации ежегодно в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России в весеннем семестре проводится анкетирование студентов всех выпускных курсов по специально разработанным анкетам для каждого факультета [2, 3].
Анализ анкетирования по проведенному опросу выпускников всех факультетов университета в апреле 2014 года (табл. 3) в сравнении с 2013 г. показал увеличение процента студентов, самостоятельно заполнявших типовую медицинскую документацию на 17%, проводивших интегральную оценку состояния пациента - на 3%, манипуляции (преимущественно на фантомах) - на 25%, неотложную помощь (преимущественно на фантомах) - на 18%, отработавших специальные навыки и манипуляции - на 5%, подготовку рабочего места и необходимых технических средств для проведения фармацевтического анализа - на 17%.
Процент студентов, самостоятельно освоивших разделы Основы экономики аптечных учреждений (прирост 1,5%), Учет и анализ хозяйственно-финансовой деятельности (прирост 0,7), Гигиена, питание и профилактика в педиатрии (прирост 0,2), Лабораторная и инструментальная диагностика (прирост 1%), незначительно изменился.
В целях сохранения и повышения уровня освоения практических умений и навыков кафедрам рекомендовано усилить работу по ведению типовой медицинской документации, по оценке и интерпретации результатов лабораторных анализов и инструментальной диагностики, отработке специальных навыков и манипуляций, по отработке манипуляций по оказанию неотложной помощи; провести мотивационную работу среди студентов с целью привлечения к научно-исследовательской деятельности по производству биотехнологических препаратов.
Таблица 3
Уровень освоения практических умений и навыков студентами ГБОУ ВПО КубГМУ
Минздрава России (по результатам анкетирования выпускников)
Специальности |
Делал сам |
Видел, как это делает преподаватель |
Видел, как это делает др. студент |
Знаю теоретически |
Не видел, не знаю |
|||||
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
2013 |
2014 |
|
Ведение типовой медицинской документации |
||||||||||
Лечебное дело |
72,0 |
83,1 |
12,8 |
4,2 |
6,6 |
7,3 |
6,7 |
3,5 |
1,9 |
1,9 |
Педиатрия |
58,0 |
73,9 |
24,8 |
14,5 |
2,6 |
0,7 |
13,7 |
6,5 |
0,9 |
4,3 |
Стоматология |
68 |
79,1 |
13,2 |
5,3 |
7,1 |
6,2 |
7,2 |
7,1 |
4,5 |
2,3 |
Медико-профилактическое дело |
75 |
84,2 |
12,7 |
4,1 |
3,6 |
6,3 |
7,0 |
4,9 |
0,7 |
0,5 |
Фармация |
78.5 |
90,6 |
10,3 |
1,9 |
2,6 |
0,7 |
7,7 |
6,5 |
0,9 |
0,3 |
Среднее |
70,3 |
82,2 |
14,8 |
6 |
4,5 |
4,3 |
8,5 |
5,7 |
1,8 |
1,9 |
Интегральная оценка состояния пациента |
||||||||||
Лечебное дело |
90,1 |
94,6 |
5,3 |
1,2 |
1,1 |
2,3 |
3,1 |
1,9 |
0,4 |
0 |
Педиатрия |
93,0 |
94,4 |
6,2 |
2,1 |
0,3 |
0,7 |
0,1 |
2,1 |
0 |
0,7 |
Стоматология |
88,1 |
90,2 |
6,1 |
3,3 |
3,3 |
4,5 |
2,0 |
1,9 |
0,5 |
0,1 |
Медико-профилактическое дело |
89,2 |
91,3 |
4,8 |
4,6 |
4,5 |
3,1 |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
0 |
Среднее |
90,1 |
92,6 |
5,6 |
2,8 |
2,3 |
2,7 |
1,6 |
1,7 |
0,4 |
0,2 |
Лабораторная и инструментальная диагностика |
||||||||||
Лечебное дело |
83,0 |
84,9 |
12,3 |
9,8 |
2,9 |
3,4 |
1,7 |
1,69 |
0,1 |
0,2 |
Педиатрия |
76,3 |
74,5 |
20,8 |
12,1 |
1,0 |
2,1 |
1,9 |
10,6 |
0 |
0,7 |
Стоматология |
77,0 |
78,1 |
11,1 |
10,6 |
6,4 |
6,9 |
4,1 |
4,0 |
1,4 |
0,4 |
Медико-профилактическое дело |
80,0 |
82,8 |
12,0 |
10,2 |
6,8 |
5,8 |
0,7 |
0,9 |
0,5 |
0,3 |
Среднее |
79,1 |
80,1 |
14,1 |
10,7 |
4,3 |
4,6 |
2,1 |
4,3 |
0,5 |
0,4 |
Манипуляции |
||||||||||
Лечебное дело |
71,2 |
92,3 |
17,1 |
5,4 |
10,1 |
2,3 |
1,4 |
0 |
0,2 |
0 |
Педиатрия |
56,4 |
84,5 |
34,1 |
1,3 |
0 |
0 |
9,3 |
1,4 |
0,2 |
0,7 |
Стоматология |
68,4 |
85,2 |
20,1 |
12,4 |
8,1 |
1,2 |
1,6 |
1 |
1,8 |
0,2 |
Медико-профилактическое дело |
81,2 |
83,0 |
11,9 |
10,1 |
6,1 |
6,5 |
0,4 |
0,2 |
0,4 |
0,2 |
Среднее |
69,3 |
86,3 |
20,8 |
7,3 |
6,1 |
2,5 |
3,2 |
0,7 |
0,7 |
0,3 |
Неотложная помощь |
||||||||||
Лечебное дело |
85,0 |
89,3 |
12,8 |
10,1 |
1,3 |
0,6 |
0,9 |
0 |
0 |
0 |
Педиатрия |
52,3 |
92,9 |
31,2 |
7,0 |
0,3 |
0 |
16,2 |
0 |
0 |
0 |
Стоматология |
82,0 |
89 |
15,2 |
8,3 |
0,8 |
1,5 |
1,7 |
1,2 |
0,3 |
0 |
Медико-профилактическое дело |
80,2 |
81,0 |
12,9 |
11,1 |
6,1 |
7,5 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,2 |
Фармация |
52,3 |
62,9 |
11,2 |
7,0 |
0,3 |
0,5 |
36,2 |
29,6 |
0 |
0 |
Среднее |
70,3 |
83,0 |
16,7 |
8,7 |
1,8 |
2,0 |
11,1 |
6,2 |
0,1 |
0,0 |
Специальные навыки и манипуляции |
||||||||||
Стоматология |
78,4 |
85,4 |
10,1 |
12,2 |
8,4 |
1,3 |
1,3 |
0,9 |
1,8 |
0,2 |
Медико-профилактическое дело |
91,2 |
94,0 |
6,0 |
3,0 |
2,1 |
2,7 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
Фармация |
92,3 |
94,5 |
1,2 |
1,1 |
0,3 |
0 |
6,2 |
4,4 |
0 |
0 |
Среднее |
87,3 |
91,3 |
5,8 |
5,4 |
3,6 |
1,3 |
2,7 |
1,8 |
0,7 |
0,1 |
Основы экономики аптечных учреждений |
||||||||||
Фармация |
94,0 |
95,4 |
3,2 |
2,1 |
0,7 |
0,7 |
2,1 |
1,1 |
0 |
0,7 |
|
Учет и анализ хозяйственно-финансовой деятельности |
|||||||||
Фармация |
91,3 |
90,7 |
1,8 |
1,7 |
1,0 |
0,9 |
5,9 |
6,3 |
0 |
0,4 |
|
Подготовка рабочего места и необходимых технических средств для проведения фармацевтического анализа |
|||||||||
Фармация |
86,4 |
93,5 |
8,1 |
1,3 |
0 |
0 |
5,5 |
5,2 |
0 |
0 |
Гигиена, питание и профилактика в педиатрии |
||||||||||
Педиатрия |
80,1 |
80,3 |
14,0 |
14,1 |
0,9 |
0,7 |
4,1 |
4,2 |
0,9 |
0,7 |
Ежегодно на имя ректора поступают официальные письма, в которых отмечается профессионализм работы выпускников факультетов университета. Высокий и хороший уровни профессиональной подготовки выпускников университета позволяют им занимать ведущие должности в здравоохранении Краснодарского края и других регионов России. Тенденция профессионального роста у значительного количества выпускников университета отмечается не только за счет увеличения стажа работы и профессиональной переподготовки, но и в связи с активным вовлечением их в научно-исследовательскую работу.
Показатель востребованности выпускников в университете оценивается на основе заказов на выпускников и данных об их трудоустройстве. В университете ежегодно анализируются показатели востребованности выпускников ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России: количество заявок на выпускников; число выпускников, работающих по профилю; число выпускников, работающих в регионе.
Сотрудничество университета с медицинскими организациями (МО) и предприятиями, выступающими в качестве работодателей для студентов и выпускников университета, происходит по следующим направлениям: организация заключения договоров о сотрудничестве с целью трудоустройства выпускников; организация мероприятий по привлечению работодателей к участию в учебном процессе и научно-исследовательской работе обучающихся в университете; оказание помощи учебным подразделениям в организации стажировок и практик, предусмотренных учебным планом.
В целях проведения практической подготовки студентов в университете ежегодно утверждается перечень МО, являющихся базами производственной практики. Руководители, ответственные за производственную практику кафедр университета, организуют заключение договоров о проведении производственной практики студентов с медицинскими организациями; обеспечивают своевременную подготовку всей необходимой для проведения производственной практики документации; выделяют наиболее опытных преподавателей, ответственных за организацию производственной практики студентов; обеспечивают своевременное прибытие студентов университета в МО для прохождения практики, контроль прохождения практики, проведение итогового экзамена и своевременную сдачу отчета о практике руководителю производственной практики. Университет заключает договоры о проведении производственной практики студентов с МО Краснодарского края. Кафедры, ответственные за проведение производственной практики студентов университета, и руководители МО принимают активное участие в организации производственной практики (зимней и летней) студентов университета.
Руководители МО Краснодарского края выделяют из числа наиболее квалифицированных врачей и среднего медицинского персонала медицинских организаций ответственных за производственную практику студентов в летний и зимний периоды; обеспечивают участие ответственных за практику работников МО в проведении итогового экзамена; в обязательном порядке принимают для прохождения производственной практики всех студентов, имеющих целевое направление из соответствующего муниципального образования.
Работа со студентами и выпускниками ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России в университете направлена на организацию временной занятости студентов, информирование студентов и выпускников о состоянии и тенденциях рынка труда (спросе и предложениях).
Взаимодействие университета с местными органами власти по содействию трудоустройству выпускников, в том числе с территориальными органами государственной службы занятости населения, реализуется путем обмена информацией о спросе и предложении на рынке труда с органами по труду и занятости населения, участия в мероприятиях по содействию трудоустройству, организованных местными органами власти.
Медицинские организации Краснодарского края испытывают высокую потребность в специалистах. Она подтверждается на ежегодных ярмарках вакансий, организуемых в ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России для выпускников университета.
Удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов, являясь процессом многоаспектным, формируется также на различных проводимых совместно с органами практического здравоохранения мероприятиях, позволяющих выявить требования и запросы работодателей, с одной стороны, и возможности и направления подготовки специалистов в вузе, с другой.
Система управления качеством подготовки специалистов включает в себя и этап последипломного образования - факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК и ППС) [1].
ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России обеспечивает функционирование системы послевузовской подготовки специалистов и дополнительного образования врачей и провизоров, позволяющей выпускникам медицинских вузов проходить первичную специализацию в интернатуре, ординатуре, а практикующим врачам и провизорам - повышать свою квалификацию и проходить профессиональную переподготовку для получения новой специальности в соответствии с лицензионными требованиями на циклах дополнительного профессионального образования. Структура и состав ФПК и ППС в достаточной мере удовлетворяют потребность практического здравоохранения в высококвалифицированных кадрах. Кафедры, функционирующие в составе ФПК и ППС, имеют соответствующие профилю специальностей клинические базы - ведущие медицинские организации федерального, краевого и городского уровней. Работа факультета основана на максимальном приближении последипломного образования к месту работы специалистов.
Отзывы практического здравоохранения о качестве подготовки специалистов в университете самые позитивные.
По информации Департамента труда и занятости Краснодарского края от 10.10.2013 г. №76.08-5637/13-15 и 05.12.14 № 76.08-7296/14-15 в службе занятости населения Краснодарского края выпускники университета 2008-2014 годов в качестве безработных не зарегистрированы. Данные анализа рынка труда подтверждают трудоустройство выпускников университета в медицинских организациях Краснодарского края и их востребованность на рынке труда.
Достаточно высокий уровень совместной работы университета с практическим здравоохранением способствует качественной подготовке выпускников по всем специальностям, и данное исследование, на наш взгляд, является тому подтверждением.
Библиографическая ссылка
Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Кондратова А.В., Ахеджак-Нагузе С.К., Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Кондратова А.В., Ахеджак-Нагузе С.К. КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГБОУ ВПО КУБГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 14-19;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6838 (дата обращения: 23.11.2024).