Одной из основных задач высшей школы является обеспечение преемственности научного познания, т.е. подготовка достойной смены научно-исследовательских и научно-педагогических кадров.
Успешная самореализация человека в научно-исследовательской деятельности возможна только при наличии определённого личностного потенциала, включающего такие качества как способность к нестандартному аналитическому мышлению, инициативность, ответственность, умение самостоятельно принимать решения и действовать. Такой психотип личности во многом определяется природными задатками, и главная задача педагога высшей школы - своевременное выявление и гармоничное развитие соответствующих качеств у студентов.
В свете изложенного наиболее эффективным педагогическим приемом, на наш взгляд, является проектная технология обучения. По мнению доктора педагогических наук авторитетного исследователя в области инновационных образовательных технологий Е.С. Полата, метод проектов – это «определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, и организацию процесса достижения этого результата» образования [5, с. 3-10].
В процессе проектирования присутствуют элементы эвристики, исследования, конструирования и комбинаторики, что способствует формированию критического мышления у обучающихся, готовности к самостоятельному научному поиску и решению профессиональных задач [4, 144 с.]. Кроме того, такой подход изменяет мотивацию учебно-познавательной активности студентов. Интерес обучающихся акцентируется не на оценке как результате своего труда, а на логическом осмыслении полученных данных, что способствует более прочному усвоению знаний.
Проанализировав опыт коллег по внедрению проектных технологий в процесс обучения на различных уровнях образования [1, с. 65-68, 2, с. 89-91, 3 с. 114-121, 5, с. 3-10, 6, с. 203-205], коллектив кафедры адаптировал этот метод к преподаванию микробиологии в медицинском вузе в соответствии с ФГОС ВПО.
Изучение предмета осуществляется в рамках образовательного процесса по специальностям «Лечебное дело» (дисциплина «Микробиология, вирусология»), «Педиатрия» (дисциплина «Микробиология, вирусология»), «Стоматология» (дисциплина «Микробиология, вирусология – микробиология полости рта»), «Медико-профилактическое дело» (дисциплина «Микробиология, вирусология, иммунология»), «Фармация» (дисциплина «Микробиология»). Для всех дисциплин сотрудниками кафедры разработаны учебно-методические комплексы, отвечающие требованиям ФГОС 3 по каждой специальности. Арсенал средств обучения включает различные формы интерактивных занятий, но методологической основой преподавания является проектная технология.
В учебном процессе кафедры микробиологии используется два вида проектной деятельности студентов: научно-исследовательская проектная работа и учебно-исследовательская проектная работа. Общая структура проекта включает 4 этапа. На первом подготовительном этапе проектной работы формируются студенческие коллективы по 2-3 человека (в случае научно-исследовательской работы – по интересам; в случае учебно-исследовательской работы академическая группа разбивается на микрогруппы по 2 человека), каждая из которых получает свою индивидуальную задачу. На следующем этапе коротко формулируется и актуализируется изучаемая проблема, определяются цели и задачи исследования, осуществляется планирование работы с указанием сроков выполнения отдельных элементов. Третий этап предполагает освоение студентами методологии исследования и выполнение экспериментально-практической части проекта (причем предусмотрена самостоятельная коррекция дизайна исследования обучающимися в зависимости от его результатов). На заключительном этапе осуществляется анализ полученных данных, качества выполнения проекта, формулируются выводы.
Проектная деятельность в форме учебно-исследовательских работ является обязательной составляющей учебного процесса для всех студентов на кафедре микробиологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России.
Научно-исследовательский проект является основной формой работы научного студенческого кружка кафедры. Эта проектная работа принципиально отличается от учебно-исследовательской тем, что студенты самостоятельно обосновывают актуальность выбранной темы исследования на основании анализа литературных данных, в том числе с помощью информационных банков и других мультимедийных источников. Научно-исследовательский проект заканчивается защитой на заседании кружка, лучшие работы рекомендуются коллективом кафедры к представлению на конференциях различного уровня и публикации.
Таким образом, в процессе обучения микробиологии обеспечивается двухуровневая проектная подготовка студентов, причем первый уровень проектной деятельности является обязательным для всех студентов, а второй – для наиболее способных и заинтересованных. Эта методология обучения, на наш взгляд, позволяет избежать типичной педагогической ошибки – акцентирования внимания на преуспевающих и отстающих студентах, и развивать творческий потенциал каждого, а также более эффективно выявлять склонности к научному поиску.
Библиографическая ссылка
Бабичев С.А., Качанова О.А., Малышева Т.В., Кроличенко Т.П., Вяткина В.Г., Сиюхова Ф.Ш., Качанов И.А., Тищенко А.С., Бабичев С.А., Качанова О.А., Малышева Т.В., Кроличенко Т.П., Вяткина В.Г., Сиюхова Ф.Ш., Качанов И.А., Тищенко А.С. ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МИКРОБИОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 29-30;URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6843 (дата обращения: 23.11.2024).