Научный журнал
Международный журнал экспериментального образования
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ЗНАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Ломакина Л.И. 1 Породенко В.А. 1 Травенко Е.Н. 1 Быстрова Е.И. 1 Ануприенко С.А. 1
1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России
1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 4 мая 2011 г.)
2. Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 03.03.2010 № 122)
3. Соболева М.А. Правовая компетентность как профессионально значимое качество будущего специалиста сферы здравоохранения / М.А. Соболева // Вестник Орловского государственного университета, 2013. - №2 (31). - C. 260-268.
4. URL: http://www.msmsu.ru/news/2014/01/23/rektor-mgmsu-na-kruglom-stole-po-zdravooxraneniyu-v-gosudarstvennoj-dume

В мае 2011 года Президент РФ утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан». В соответствии с данным документом, «государственная политика должна быть направлена на формирование высокого уровня правовой культуры населения…» [1]. В настоящее время правовое образование является обязательной важной составной частью общей подготовки врача.

В требованиях ФГОС ВПО по направлению подготовки медицинских работников с квалификацией «специалист» и в Квалификационных требованиях к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием фигурирует по всем специальностям обязанность знать Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты РФ, действующие в сфере здравоохранения [2]. В сущности, речь идет о необходимости формирования профессионально-правовых компетенций специалистов здравоохранения [3].

22.01.2014 г. в Государственной Думе в рамках 1Х общероссийского медицинского форума прошел круглый стол «Законодательное обеспечение здравоохранения и правовая защита врача». По результатам обсуждения участниками круглого стола было внесено 21 предложение, среди которых – «закрепить в законодательных и нормативных документах в качестве обязательных компетенций врача владение основами медицинского законодательства и права, знание основных положений законодательного обеспечения системы российского здравоохранения и деятельности врача» [4].

Преподаваемые на кафедре судебной медицины курсы «Правовые основы деятельности врача» на лечебном факультете и «Основы профессиональной деятельности врача (правовые аспекты)» на педиатрическом факультете ориентированы на решение этой актуальной государственной и профессионально значимой задачи.

Целью настоящей работы явилось выявление с помощью анонимного анкетирования уровня осведомленности студентов в нормативах медицинского законодательства, регламентирующих охрану здоровья в целом, а также прав пациента, прав и ответственности врача.

Анкетирование студентов проведено в декабре 2014 г. после изучения курса «Правовые основы деятельности врача» на лечебном факультете и курса «Основы профессиональной деятельности врача» на педиатрическом факультете. Всего в нем приняли участие 430 юношей и девушек в возрасте от 19 до 21 года. Из них 301 студент 3 курса лечебного факультета и 129 студентов 2 курса педиатрического факультета. Результаты анкетирования представлены в табл. 1.

В анкете первым пунктом предполагалось выявление знаний медицинского законодательства. Студенты должны были указать нормативы, которыми регулируются отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ.

Варианты ответов включали три норматива: Конституция РФ, специальный закон РФ (необходимо было вписать название и год принятия) и Приказ М3 РФ (также вписать название и год принятия).

«Отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ регулирует Конституция РФ» – полагает около трети всех опрошенных студентов, причем девушек в два раза больше, чем юношей.

«Отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ регулирует специальный закон РФ» – полагают 56,8 % студентов лечебного факультета, из них 27,6% юношей и 74,1% девушек и почти 63% студентов педиатрического факультета, причем так же большинство девушек (74,1%).

Таблица 1

Результаты анкетирования студентов

 

Содержание

вопроса

 

Варианты ответов

Лечебный ф-т

Педиатрич. ф-т

Всего

 %

из них

Всего %

из них

юно-

ши %

девуш-

ки %

юно-

ши %

девуш-

ки %

 Отношения в сфере охраны здоровья граждан РФ регулирует

Конституция РФ

28,6

33,7

66,3

28,0

35,0

65,0

специальный закон РФ (впишите название и год принятия)

 

 

56,8

 

 

27,6

 

 

72,4

 

 

62,9

 

 

25,9

 

 

74,1

Приказ М3 РФ (впишите название и год издания)

 

 

14,6

 

 

53,3

 

 

46,7

 

 

9,1

 

 

23,1

 

 

76,9

Вы уверены в Вашем ответе?

 

да

63,7

25,5

74,5

69,8

32,2

67,8

нет

13,9

42,1

58,9

6,2

37,5

62,5

 не совсем

22,4

54,7

45,3

20,1

11,5

88,5

Права пациента содержит

 

Конституция РФ

25,6

44,4

53,6

27,6

37,8

62,2

 специальный закон РФ (впишите название и год принятия)

 

 

56,1

 

 

30,3

 

 

69,7

 

 

64,8

 

 

23,5

 

 

76,5

Приказ М3 РФ (впишите название и год издания)

 

 

18,3

 

 

63,8

 

 

36,2

 

 

7,6

 

 

30,0

 

 

70,0

Права и ответственность лечащего врача закреплены

 

 Конституцией РФ

24,6

35,1

64,9

16,0

33,3

66,7

 специальным законом РФ (впишите название и год принятия)

 

 

56,1

 

 

27,7

 

 

72,3

 

 

73,3

 

 

26,3

 

 

 

73,7

 

Приказом М3 РФ (впишите название и год издания)

 

19,3

 

36,2

 

63,8

 

10,7

 

35,7

 

 

64,3

 

 Назвать этот закон (ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») и год его принятия (2011) смогли 50% студентов лечебного факультета и 45% студентов педиатрического факультета.

Два источника – Конституцию и Федеральный закон указали в анкетах 3% лечебников и 7% педиатров.

То, что существует Приказ М3 РФ, регулирующий отношения в сфере охраны здоровья, отметили около 15% студентов лечебного факультета и 9,1% студентов педиатрического факультета. Однако название приказа (например, Приказ МЗ РФ от 11 марта 2013 г. № 121 н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи»), не смог привести ни один участник анкетирования, даже если  в анкете и было отмечено наличие этого приказа.

Интересно, что на вопрос «Вы уверены в Вашем ответе», утвердительно ответили 63,7% студентов лечебного факультета (из них более 70% девушек) и почти 70% студентов педиатрического факультета. Такие ответы также преобладали у девушек (67,8%)

Что касается важнейшей в современном здравоохранении проблемы – прав пациентов, то ответы распределились таким образом: около 30% всех опрошенных указали Конституцию; около 60% указали специальный закон РФ и только половина указала его название; около 20% студентов лечебного факультета и около 8% студентов педиатрического факультета отметили наличие Приказа МЗ РФ, в котором содержатся права пациентов, причем никто не указал его название. Например, «Порядок выбора гражданином медицинской организации в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» от 26.04.2012 г. № 406н или «Порядок содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача»).

«Права и ответственность лечащего врача закреплены в Конституции РФ» - полагает почти четвертая часть респондентов лечебного факультета и только 16,0% педиатрического факультета. На специальный закон указывает чуть более половины студентов лечебного факультета и более 70% педиатрического. Во всех пунктах анкеты вписать его название и год принятия, как и на предыдущие вопросы, смогли одни и те же студенты. На наличие Приказа МЗ, также без указания его названия, сослались около 20% студентов лечебного факультета и в два раза меньше студентов педиатрического факультета. Никто не указал нормативные документы, относящиеся к обязательному медицинскому страхованию.

Таким образом, анализ результатов анкетирования позволил сделать следующие выводы:

Большинство студентов, участво­вавших в анонимном анкетировании, уверено в своем ответе. Однако то, что только половина респондентов смогла указать название Федерального закона 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и никто не вписал название хотя бы одного Приказа МЗ РФ, говорит о том, что для повышения уровня правовой информированности студентов младших курсов, усвоения и законов, и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере здравоохранения, необходимо в учебном процессе акцентировать внимание на требованиях к студентам обосновывать свои устные и письменные ответы ссылками на конкретные пункты соответствующих нормативных актов, особенно при решении ситуационных задач. Иными словами, постоянно учить студентов ориентироваться в источниках медицинского права.


Библиографическая ссылка

Ломакина Л.И., Породенко В.А., Травенко Е.Н., Быстрова Е.И., Ануприенко С.А. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ВОПРОСАМ ЗНАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 4. – С. 171-173;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6912 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674